Рабочая программа по истории православной культуры земли Смоленской


1.Пояснительная записка
Курс "История православной культуры земли Смоленской" для основной и старшей ступеней образовательных школ, лицеев, гимназий является гуманитарным, светским курсом, направленным на получение знаний о православной культуре, и может быть использован как факультативный и как учебный материал, входящий в региональный компонент государственного образовательного стандарта Смоленской области.
Учебный комплекс (программа и учебная программа) разработан в соответствии с договором о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской и Калининградской епархией Русской Православной Церкви от 15.01.2003.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение вопросов возникновения православия, важнейших эпизодов из истории Русской Православной Церкви и духовной культуры на Смоленщине.
Назначение курса − содействовать получению целостного представления о православной культуре, ее основных понятиях и развитии.
Сегодня, когда в обществе значительно активизировалисьполитические, экономические процессы, когда в числе других сфер общественной жизни серьезные изменения претерпевает и духовная сфера, выросла потребность в осмыслении национально-культурных традиций, духовного наследия русского народа, особую роль приобретают православныезнания. Историю России нельзя понять, не учитывая роль Русской Православной Церкви как государствообразующего и культурообразующего фактора.
Школадолжна воспитывать культурных, образованных людей, способных реально оценивать свое место в обществе, в государстве.
Целью курса является ознакомление учащихся с историей православной культуры земли Смоленской. Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
приобщение учащихся к нравственным основам православной культуры;
создание условий для духовного воспитания личности;
противодействие распространению в детской молодежной среде пороков наркомании, алкоголизма, половой распущенности и насилия;
формирование представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной культуры;
воспитание гражданственности, ориентация учащихся на духовно-нравственные ценности;
развитие умения ориентироваться в разнообразной информации и жизненных ситуациях.
Курс призван выполнить три основные функции: мировоззренческую, теоретико-познавательную и культурно-историческую.
В основе программы данного курса лежат принципы как классической дидактики, так и современных педагогических технологий, которые позволяют учитывать уровневую дифференциацию учащихся.
Основной формой работы с учащимися является учебное занятие; учитель может также организовать посещение храма, экскурсии в монастыри, музеи, выставочные залы, встречи-диспуты со священнослужителями Русской Православной Церкви, тематические вечера, "круглые столы".
Методы и приемы работы с учащимися: интегрированные, лабораторно-практические занятия, диспуты, сюжетно-ролевые игры, конференции, составление проектов; написание мини-сочинений, по ПОПС-формуле (ПОПС-формула − это алгоритм изучения конкретной проблемы. Дается проблема или вопрос и составляется мини-сообщение на 3-4 предложения по следующей формуле:
П - позиция "Я считаю, что ..."
О - обоснование "Потому что ..."
П- пример "Я могу подтвердить это тем ..."
С-следствие "В этой связи я делаю вывод ..."), составление туристических маршрутов по православным местам, рисунки, изготовление поделок.
В процессе теоретического обучения школьников следует знакомить с истоками возникновения и развития православного искусства (архитектурой, живописью, литературой). Во время занятий целесообразно использовать фрагменты духовной музыки.
Изучение учащимися данного курса должно сопровождаться максимальным использованием знаний, умений, навыков, полученных на уроках истории, обществознания, изобразительного искусства, МХК, музыки.
Программа курса предназначается для учащихся 8 классов и рассчитана на 34 часа учебного времени. Реализация программы идет через учебное пособие для учащихся "История православной культуры земли Смоленской".
Рабочая программа по истории православной культуры земли Смоленской составлена на основе авторской программы курса "История православной культуры земли Смоленской" для 8 классов общеобразовательной школы М.Ю. Андрицовой. Авторская программа взята без изменений, так как полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, образовательной программе школы и психовозрастным особенностям учащихся.
В построении учебного процесса используется линейный подход.В структуру и содержание авторской программы изменений внесено не было.
На изучение курса отводится 34 часа(1 час в неделю)
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
2.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Главными элементами, раскрывающими содержание курса "Православная культура земли Смоленской", являются: знания + умения + учебная деятельность + система вопросов и заданий.
Показателями освоения учебного материала учащимися являются знания основных понятий данного курса и умения характеризовать и объяснять сущность явлений, изучаемых в данном курсе. Кроме этого учащиеся должны уметь анализировать и оценивать духовно-нравственные явления в контексте мировой, российской и региональной православной культурно-исторической традиции, организовывать отношения с окружающими людьми в соответствии с моральными и правовыми нормами российского общества. В связи с этим основными критериями оценки учебно-воспитательной деятельности изучения православной культуры учащимися является объем и уровень усвоения предложенного материала и характер видов деятельности учащихся в соответствии с полученными званиями.
3.Содержание тем учебного курса История православной культуры земли Смоленской (34ч) Введение (2ч)
Возникновение православия. Что такое православие и что такое христианство? Суть учения Христа. Культура и христианство. Мировые религии.
Крещение Руси и святость (4ч)
Первые Христиане на Смоленской земле. Первые проповедники веры во Христа на Смоленской земле. Крещение жителей Смоленской земли. Первые святые и подвижники христианской веры на Смоленской земле.
Смоленская епархия в XII-первой половине XIII вв. Расцвет православной культуры Смоленской земли (7ч)
Рост влияния православной церкви под покровительством князей Ростиславичей. Зодчество. Храмы Смоленского княжества. Иконопись Смоленской земли. Авраамий Смоленский.
Православная церковь и культура Смоленщины в XIII-XV вв. (2ч)
Святые монгольского периода. Меркурий Смоленский. Православная церковь на Смоленщине в Литовский период.
Смоленская епархия в XVI-начале XII вв. Церковь и героическая оборона Смоленска в 1609-1611 гг. (4ч)
Преподобный Герасим Болдинский. Основание Болдинского монастыря. Церковь и строительство Крепостной стены. Новый список Одигитрии. Оборона Смоленска в 1609-1611 гг. и церковь. Церковь на Смоленской земле в Польский период.
Смоленская епархия во второй половине XVII-XVIII вв. (5ч)
Возвращение Смоленска в состав Российского государства. Смоленский кафедральный Успенский собор. Храмовое строительство в Смоленске во второй половине XVII века. Смоленская епархия в XVIII веке.
Смоленская епархия в XIX-начале XX вв. (2ч)
Смоленская епархия в 1812 году. Смоленская епархия после Отечественной войны 1812г.
Православная церковь на Смоленщине в 1917-1945 гг. (3ч)
Православная церковь на Смоленщине в 1917-1925 гг. Православная церковь на Смоленщине в 1925-1941 гг. Православная церковь на Смоленщине во время Великой Отечественной войны.
Новый период в истории Смоленской епархии (1986-2001 гг.) (3ч)
Изменение отношений между церковью и государством. Кризис системы – кризис идеологии. Распространение сект и оккультных учений. Православная Церковь: возрождение из руин.
Современное становление православной культуры на Смоленщине (2005-2012 гг.) (2ч)
Создание системы духовного образования. Возрождение монашеской жизни. Церковь и общественная жизнь Смоленщины. Экскурсия по храмам г.Смоленска.
4..КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Тема и тип урока Дата проведения/корректировка Кол-во часов Планируемые результаты Характеристика основных видов деятельности ученика Домашнее задание
предметные метапредметные УУД Личностные УУД 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 1 Введение 2ч Введение
с. 5-11
1-2 1-2.Введение. Что такое православие 2 Научатся определять термины: архивы, хроники, фрески.
Получат возможность научиться:
Работать с учебником Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества Изучить историюозникновение Православия. Познакомиться с понятиями "православие" и "христианство". Возникновение христианства и Православной Церкви. Суть учения Христа.
Определять ивзаимосвязьультуры и христианство. Религиозный культ. Взаимосвязь культа и искусства. Взгляд русских философов на кульбуру, смысл жизни Глава I. Крещение Руси и святость (4ч) 
3-4 1=2Первые христиане на смоленской земле. Крещение жителей Смоленской земли
(изучение нового материала) 2 Научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, народное ополчение, дружинники,
, определять роль и значение христианства Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Показывать Суть ученияХристаСравнвать культуру и христианство
Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.
Рассказывать об условиях жизни, занятиях, общественном строе Смолян.
Выявлять различия в образе жизни, отношениях внутри германских племён к IV-Vвв.
Объяснять значение понятий «христианство», «православие»,
Называть последовательно причины крешениярусистр. 9-10
С 11-22
5-6 3-4Первые святые и подвижники христианской веры на Смоленской земле.
(комбинированный)
2 Научатся определять термины:, титул, классы, аббаты, монастыри. Получат возможность научиться: составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, называть отличия язычества от христианства Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Смоленская епархия в XII-первой половине XIII вв. Расцвет православной культуры Смоленской земли (6ч)  Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
Рассказывать первых святых и подвижниеках христианской веры.
Объяснять необходимость крещения.
Показывать на карте территориикривичейРазъяснять причины и распространение христианства в Европе,на Смоленской земле
Пояснять значение христианской религии для укрепления власти
Обобщать события истории подвижничестваистр.23-28);
7 1Рост влияния Православной Церкви под покровительством князей Ростиславичей.
(комбинированный) 1 Научатся определять термины:князьусобные войны.
Получат возможность научиться: давать личностную характериКнязюРостислав-Михаилу Смоленскому и его сыновья РомануРостиславичу и ДавидуРостиславич. КлиментуСмолятич.стикуРегулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
Объясснять причины роста влияния Православной церкви
С помощью карты рассказывать о внешней политике Ростислвавичей. Стр. 29-33, вопросы 1-3
8-9 2-3
Зодчество 2 Научатсяопределять термины: святость ,храм
Устройство храма. Алтарь. Собственно храм, или четверик. Храмы Смоленского княжества: Борисоглебский монастырь, церковь Петра и Павла, церковь Иоанна Богослова, церковь Михаила Архангела. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные:ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные:адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний Объяснять устройство храма,
Сравнитьархитектуру православных храмов 10-11
12
4-5Иконопись Смоленской земли 
6Аврамий Смоленский 2
1 Научатся определять термины:
Икона, ее смыслообраз, иконопись, типы иконописных композиций: "Оранта", "Панагия", "Одигитрия","Умиление", '"Панахранта", "Агиосоритисса, иконостас, архитектурностьрелигиозной живописи.
Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения иконописи
Научатся определять термин благоверный
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни Объясненять,чтоИкона − не портрет. Смысл истонченной телесности. Совершенная неподвижность облика на иконе. Расстояние, которое отделяет нас от иконы. Икона Иисуса. Иконы Божией Матери. Иконостас. Иконостас Смоленского Успенского кафедрального собора. Архитектурность религиозной живописи
Рассказывать о достижениях икогописи. Анализировать достижения культуры иконописи
Объяснять значения иконописных композиций
ВыполнятьсоставлениесинквейнаРассказывать о жизни АврамияСмоленскогоОбъяснять его святость
стр66-70
Стр 86-90
Православная церковь и культура Смоленщины в XIII-XV вв. (3ч)
13-14
15 1-2Святые монгольского периода. Меркурий Смоленский  (комбиниро-ванный)
3Православная Церковь на Смоленщине в литовский период 2
1 Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройствав период монгольского ига и анализировать причины его ослабления, укрепления государства на Руси
Научатся определять термин «Христианский подвиг»
Получат возможность научиться называть важнейшие достижениякультуры Литовского княжества Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
Показывать на карте Смоленского княжества называть его соседей.
Оценивать поступки и действия святых этого периода
Анализировать отношения смолян с соседними народами.
Показывать на карте княжество Литовское, его соседей
Оценивать поступки и действия святых этого периода
Рассказывать о борьбе за сохранение православной веры, о христианскомподвигевятые благоверных княяьСимеона и княгини Иулиании., Епископа Мисаила. Стр 92-100
Стр 100-104
16 Контрольная работа 1 Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
Выполнять контрольнуюработуработу с опорой на содержание изученной главы учебника. Стр 104-107
Глава 4. Смоленская епархия в XVI-начале XII вв. Церковь и героическая оборона Смоленска в 1609-1611 гг. (4ч) 
17 1Преподобный Герасим Болдинский. Основание Болдинского монастыря.
(комбиниро-ванный) 1 Научатся понимать причины монашества Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе Изучать по карте нахождение монастыоейБолдинского и троицкого. Рассказывать о жизни.
Преподобного Герасима Болдинского
Объяснять причины основания Болдинского монастыря. Стр 109=112
18
19
20
2 Церковь и строительство крепостной стены. Новый список Одигитрии.(комбиро-
Ваннный)
Оборона Смоленска в 1609-1611 гг. и церковь.
4.Церковь на Смоленской земле в польский период
1
2
1
. Получат возможность научиться: определять роль крепосной стены в обороне Смоленска и в развитии архитектурной культуры
Получат возможность научиться: определять роль крепосной стены в обороне Смоленска,в период тяжелых испытаний17 века культуры
Получат возможность научиться: определять роль крепосной стены в обороне Смоленска,в период тяжелых испытаний польского нашествия
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания
Осмысливают гуманистические традиции и ценности христианской архитектуры
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Выделять значение крепосной стены
Рассказывать ооархитекторе Федоре Коне
Составлять сообщение с презентацией в PowerPoint об монастырях.Составлять развёрнутый план параграфа.
.
Тяжелые испытания начала XVII в.Архиепископ Сергий. Митрополит Филарет. Патриарх ГермогенXIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры.
Объяснять героизм Смолян Анализировать житиеархиепископа Сергия.митрополита ФиларетаПатриархаГермогена.
Политика польских властей в отношении Православной Церкви. Появление Православных братств. Бояре Салтыковы и Бизюковмонастырь. Вязьма − центр православия. Преподобный Питирим
Доказывать, что в период польского нашествия наблюдался рост патриотазма, появлялись православные братства.
Объяснять смысл появления православных братств.
Анализировать рольВязьмы, как центра православия
Рассказывать о баярахСалтыковых.
Стр 115-116
стр116-118
Стр 119-123
ТемаСмоленская епархия во второй половине XVII-XVIII вв. (5ч)
21
22 1.Возвращение Смоленска в состав Российского государства
2.Смоленский кафедральный собор 1
1 Получат возможность научиться: определять роль возвращения Смоленска в состав Российского государства
Научатся понимать определение «плащеницаРегулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные:допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные:допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач Доказывать, что возрождение Смоленскойепархиисвязано с присоединением Смоленска к российскому государству
Объяснятьзначимость развитие духовного образования на Смоленщине.
Доказывать роль Смоленска в событияз 1812 года,
Составление таблиц: «Этапы строительства Успенского собора», «Черты древнерусского зодчества и стиля барокко в Успенском кафедральном соборе
Стр 124-125
23
24=25
3.Храмовое строительство в Смоленске во второй половине XVII века.
(комбинированный)
4=5Смоленская епархия в XVIII веке.
1
2 Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство.
Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников
Научатся определятьпонятия:секуляризация культуры, духовная семинария, духовное образование, историческая беспамятность Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности Группировать информацию о развитии христианстваи их отношениях.
Анализировать строительство православных храмов на Смоленщине, его быт и образ жизни.
Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа.
Выполнять. Заполнение таблицы «Храмы Смоленской епархии XVII века».
Заполнение таблицы «Храмы Смоленской епархии XVIII века
Составлять расскаэ о развитии духовнойго образования
Стр 133-135
Смоленская епархия в XIX-начале XX вв. (2ч)
26 1.Смоленская епархия в 1812 г.
(комбинированный) 1 Получат возможность научиться: составлятьплан рассказа «Разорение православных святынь в 1812 году Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу.
Устанавливатьсвязи между историческимисобытиямиВыделятьусловия возникновения и развития городов.
Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору).
С помощью карты определять центры православия на Смоленщине и торговли.
Анализировать, какие факторы определяли жизнь в период 1812 года. Стр 142=146
27 2.Смоленская епархия после Отечественной войны 1812 1 Научатся определять термины:
юлаготворительные заведения, катехизация, миссионерство, храм в виде базилики, ротонды.
. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний Обобщать сведения об Смоленской епархии после Отечественной войны 1812 года
Определять роль
духовных учебных и благотворительных заведений, становление системы катехизации и миссионерства.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. Стр 152-154
Глава 7Православная церковь на Смоленщине в 1917-1945 гг. (3ч) 
28 1.Православная Церковь на Смоленщине в 1917-1925 гг.
(комбиниро-ванный) 1 Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные драмы культуры и общества Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбираютнаиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни Характеризовать положение и образ жизни епаржииОбъяснять причины усиления гонения на церковь
Рассказывать о событиях, свидетельствующих о гонении на церкрвьСтр 157-159
29\
31 2Православная Церковь на Смоленщине в 1925-1941 гг.
(изучение нового материала)
3Православная Церковь на Смоленщине во время Великой Отечественной войны.
1
1 .
Получат возможность научиться: называть причины и последствия гонения на церковь,закрытие храмов, преследование священнослужителей
Получат возможность научиться характеризовать положение церкви в годы войны Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
Определять последствия гонения на церковь,
комментироватьосновные события.
Объяснять цели закрытия храмов.
Сравнить итоги гонения в этот период и упадничества в период 1812 года.
Находить в Интернете информацию о данных событиях
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Анализировать политику государства после войны по отношению к церкви
Выполнить проект Стр 159-152
Стр. 163-164
Глава 8Новый период в истории Смоленской епархии (1986-2001 гг.) (3ч) 
32 Новый период в истории Смоленской епархии. Изменение отношений между церковью и государством
(Изучение
нового материала. Лекция с элементами беседы.) 1 Получат возможность научиться:характеризоватьКризис системы − кризис идеологии
Попределять связь распространение сект и оккультных учений с гонениями на церковьПравославная Церковь: возрождение из руин. Храм Петра и Павла в г. Ярцеве. Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Смоленске. Создание системы духовного образования. Возрождение монашеской жизни. Церковь и общественная жизнь Смоленщины. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируютпознавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как
понимание чувств других людей и сопереживание им Обсуждать отношение между церковью и государством.
Объяснять причины распространениясект и оккультных учений..
Отбирать материалдля сообщения.).
Составлять к параграфу
Стр 163-164
33 Контрольная работа 1 Регулятивные ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности
Коммуникативные:
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе Выполняют контрольную работу 19 Норма веры как норма жизни. 1 Научатся определять термин норма веры
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач Логично рассказывать о распространении православной культуры на Смоленщине., готовности сторон, основных этапах. СоставлятьсинквейнЭссе «Что значит жить по совести»