Открытый урок на тему: Храмовое зодчество Московского государства


Открытый урок
по теме
« Храмовое зодчество Московского государства»


Подготовила: Барсукова Алла Михайловна учитель изобразительного искусства и МХК высшей категории МОУ «Гимназия №56» п. Красково Люберецкого района Московской области
2014 год
Храм – это культура памяти и память культуры.
Цель урока – сформировать у учащихся целостное представление о русской культуре XIV – XV вв. как о сложном историческом процессе.
В рамках данной темы выдающиеся произведения древнерусского искусства, литературы рассматриваются в связи с важными историческими событиями эпохи. Зодчество XIV – XV вв. представлено храмовой архитектурой Московского Кремля. Иконопись рассматривается на примере творчества Феофана Грека и Андрея Рублёва. Историческая эпоха представлена также памятниками древнерусской литературы: повестью Сафония Рязанца «Задонщина», «Повестью о нашествии Тохтамыша на Москву», отрывком из Московского летописного свода.
Метапредмет «Знак» (история, МХК, ОПК )Цели: метапредметные: научиться использовать схематизацию как
мыследеятельностную операцию при работе со сравнительно-исторической
информацией
образовательные: найти и увидеть самобытность русского храмового зодчества
Задачи:
метапредметные:
1. Развивать аналитическое мышление, умение поиска нужной информации.
2. Формировать умения обобщать, систематизировать и сжимать полученную информацию
3. Проследить изменение и развитие стилей русского храмового зодчества
4. Развивать умение анализировать материал и творчески его представлять.
образовательные:
1. Научить чувствовать гармонию и единство стиля в архитектуре
2. Создать целостную систему представлений о русском храмовом зодчестве, а также развивать гармоничное мировосприятие и способности к самостоятельному постижению эстетических ценностей.
3. Изучить особенности храмового зодчества разных стилей
4. Формировать активное эстетическое отношение к действительности
5. Сформировать умение определять стиль храмового зодчества
Развивающие:
1. Активизировать познавательную деятельность учащихся за счёт использования активных и интерактивных методов обучения (ролевой игры2. Развивать умения работать в группе
3. Формировать навыки общения с архитектурными произведениями как видами искусства
4. Развивать творческие способности, умение нестандартно мыслить.
5. Развивать творческое мышление через создание своего видения православной культуры
6. Формировать систему ценностей через приобщение к достижениям русской культуры
7. Формировать ключевые компетентности (общекультурные, социально-трудовые, коммуникативные, личностного самоопределения)
Воспитательные:
1. Создание образовательно-воспитательной среды, благоприятной для развития психофизической, волевой, эмоциональной и других сфер психики ребенка.
2. Формирование художественной культуры школьников как части их духовной культуры.
3. Воспитание чувства любви и уважения к русской культуре и к своему городу.
4. Формирование устойчивого интереса к архитектурному наследию родного города
Форма урока: урок-проект, урок-семинар.Материалы к уроку: Презентация учителя «Древнерусская храмовая архитектура», План урока:Организационный момент – 1- 2 мин.Актуализация знаний – 5-7 мин.Основная часть – 20-25 мин.Подведение итогов урока. – 7-10 мин. Ход урока:И однажды возникло из грезы, Из молящейся этой души,Как трава, как вода, как березыДиво дивное в русской глуши. Н. Рубцов
Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания. Николай Васильевич Гоголь
В начале IX в. на территории , населенной восточнославянским племенами, образовалось крупное государство – Русь, простиравшееся от среднего течения Днепра и Дона на юге до Онежского Ладожского озер на севере. Столицей государства был Киев. Москва, первоначально пограничная крепость Владимиро- Суздальского княжества, несколько удаленная от тех местностей, которые систематически подвергались набегам монголо- татарских орд, оказалась в XIII- XIV вв. на пересечении новых торговых путей . В XIII в. город стал столицей образовавшегося Московского княжества, в 1367 году. Кремль был обнесен первой каменной стеной. После победы на Куликовом поле возросло значение Москвы как общерусского политического и культурного центра.
В раннемосковском зодчестве конца XIV – начала XVв продолжается традиция русской архитектуры предшествующего периода. Москва воспринимала формы зодчества разных русских земель и объединяла их в своем строительстве. Для московских церквей того времени характерен пирамидально- ярусный переход от основного объема к куполу, что было свойственно смоленским и черниговским храмам XII – XIII вв.
Одним из подобных храмов является собор Спаса Нepyкoтвopнoгo Cпaco-Aндpoникoвa монастыря в Москве (1410– 1427). Традиционный кубический объем с притвором, четырьмя опорами, тремя нефами и тремя апсидами увенчан единственным куполом. Купол покоится на необычно высоком тонком барабане с щелевидными окнами. Замкнутое, скупо освещенное внутреннее пространство позволяло верующим полностью отрешиться от окружающего мира и eгo забот.
Архитектурные и декоративные особенности собора yкaзывают на eгo принадлежность к так называемому paннeмoсковскому зодчеству, продолжившему традиции владимиро-суздальского. Собор построен на высоком цоколе из искусно обработанного белого камня, добывавшегося под Москвой. Лопатки с капителями как бы поддерживают арки с килевидным завершением. Такое же килевидное завершение имеют окна и порталы. Пространство от фасадных стен к основанию купола по крыше заполняют «кокошники вперебежку». Фасады украшает узорная белокаменная лента, опоясывающая храм по периметру. Вход с запада некогда имел крыльцо. Пирамидальная композиция храма придает ему особую собранность и устремленность ввысь. Арки с килевидным завершением, объединенные диагональными кокошниками, визуально превращают среднюю часть храма в киворий – шатер на колоннах, который в византийских храмах ycтaнавливали над престолом в алтаре, акцентируя на нем внимание.

80. Собор Спаса Hepукотворногo. Спасо-Андроников монастырь. 1410–1427 гг. Москва.
81. Собор Рождества Богородицы. Саввино-Сторожевский монастырь. 1405 г. 3венигoрод
Московские церкви того времени предвосхитили композицию храмов – башен XVI – XVII вв. , имеющих еще более живописный пирамидальный силуэт. Наметилась тенденция торжественной приподнятости архитектурного образа, получившая развитие в XV –XVII вв.
В конце XV в. завершилось объединение феодальных русских княжеств в единое государство, было покончено с зависимостью от татарских ханов .Великий князь Московский Иван III принял титул «государя всея Руси». В качестве государственного герба был принят византийский двуглавый орел.
Во второй половине XV столетия в русской архитектуре стали заметны новые строительные тенденции, получившие в тот же период развитие в Италии под названием peнeccaнсные*.
Женитьба Ивана lll на византийской принцессе Софье Палеолог стала причиной появления в Москве итальянских зодчих с их новыми строительными приемами, что нашло отражение при грандиозной перестройке Mocкoвcкoгo Кремля.

Ренессанс – французское название переломной исторической эпохи в развитии итальянскогo, а затем вceгo европейскогo искусства XV–XVI вв., ориентированногo на античность и греческий ордер.

Иван III хотел сделать Москву «третьим Римом», символизируя презентации своего государства на религиозное и культурно- политическое значение, которым обладал «второй Рим»
Начались обширные работы по перестройке и обновлению Московского Кремля
Далеко в глубину веков уходит корнями история Московского Кремля. Первые упоминания о Москве появились на страницах древних летописей более восьми веков назад.
В Х1 - Х11 веках на западной окраине Суздальского княжества, на высоком холме, омываемом реками Москвой и Неглинной, шумел сосновый бор, в котором находилось небольшое укрепленное поселение.
Археологические данные последних лет свидетельствуют о том, что укрепленное поселение возникло здесь не позднее Х1 века. Недавние раскопки в Кремле показали, что за стеной небольшой деревянной крепости находились постройки торгово-ремесленной части города. Боровицкий холм сохранил остатки строений, следы крепостных укреплений, мостовые.
В 1147 году сын Владимира Мономаха суздальский князь Юрий, прозванный Долгоруким, возвращаясь из похода на Новгород, пригласил к себе на пир своего союзника и родственника новгород-северского князя Святослава Ольговича: « Приди ко мне ,брате, на Москов» . Здесь, в Москве ,они держали совет, и Юрий, по словам летописца, дал гостю « обет силен». 1147 год- год первого летописного упоминания Москвы- принято считать официальной датой основания древнего города.
В 1156 году, как рассказывает тверской летописец, были построены первые деревянные стены Московского Кремля, территория которого тогда была намного меньше современной. Вокруг Кремля были разбросаны многочисленные села и деревни. Крепость служила для окрестного населения и административно-хозяйственным центром и надежным местом укрытия в случае нападения врагов.
Построенный во второй половине Х11 века детинец ( укрепленный центр поселения ,или кремль) существовал около 200 лет .В Х111 веке жителям Москвы пришлось испытать страшное вражеское нашествие: в 1238 году Москва была сожжена и разграблена полчищами хана Батыя. На месте древнего города остались лишь груды пепла. И хотя не раз еще враги разоряли и сжигали Москву, русский народ вновь и вновь возрождал ее, отстраивал ,укреплял и расширял ее границы.
В конце Х111 века Москва стала центром небольшого удельного княжества. По мере усиления политического значения нового княжества росла и обстраивалась его столица, закладывались первые каменные постройки.
Х1У век был временем больших строительных работ в Московском Кремле. Были заложены белокаменные соборы, новые княжеские хоромы. Появился двор митрополита, увеличилось количество боярских дворов.
В 1339-1340 годах при князе Иване Данииловиче, за пять месяцев были возведены мощные дубовые стены вокруг Кремля. Московский Кремль стал политическим центром феодального княжества, резиденцией великих князей и митрополитов.
В 1367-1368 годах молодой князь Дмитрий Иванович ,внук Ивана Калиты (будущий Дмитрий Донской),построил белокаменные стены и башни Кремля- первые каменные укрепления Владимиро-Суздальской Руси. Территория крепости была расширена в северо - восточном направлении почти до современных размеров .По тому времени это были первоклассные укрепления. Вскоре Москва начинает расширять свои владения и из небольшой пограничной крепости, какой она была в XII веке, Москва становится крупным торговым городом.
Белокаменный Кремль Дмитрия Донского прослужил более 100 лет. За это время многочисленные осады врагов, частые пожары сильно разрушили Кремлевские стены и башни.
В первую очередь известняковые стены были заменены кирпичными и возведены башни - Беклемишевская, Вoдoвзводная, Тайницкая, Спасская и другие.
Прочность, польза, красота – эта необычная формула была «выведена» почти две тысячи лет тому назад. Древнеримский зодчий Витрувий пришел к вывод , что именно эта триада составляет сущность архитектуры. Каждый ее компонент важен сам по себе, но только вместе он позволяют архитектурному сооружению стать произведением искусства.

Наибольшей похвалы заслуживает тот архитектор, который умеет соединить в постройке красоту с удобством для жизни. Лоренцо Бернини 
20 мая 1474 г. в Москве случился легкий «трясун» - так в древности называли на Руси землетрясения. И все бы ничего, да вот беда – рухнул возведенный почти до самых - сводов Успенский собор в Кремле. Великий князь пригласил экспертов –псковских зодчий – установить причину катастрофы. Их оказалось две. Во-первых , слишком жидкий известковый раствор «не клеил». Во-вторых , были допущены конструкторские просчеты: лестница, устроенная в толще одной из стен , значительно ее ослабела.
Так от чего же зависит надежность постройки?
Да конечно в значительной степени от строительного материала
Стремясь создать резиденцию. которая соответствовала бы мощи и
великолепию eгo царства. Иван lll в 1475 г. приступил к сооружению новoгo Успенcкoгo собора. Немного истории Первый собор с посвящением Успению (чуду вознесения души Богоматери после ее упокоения) был построен в Кремле еще при Иване Калите, на этом самом месте, где деревянная церковь располагалась еще в XII веке.Когда за 100 лет существования собор сильно обветшал, при Иване III в 1470-е гг. решили выстроить новый, одновременно обновив остальные постройки Соборной площади.Первоначально главный собор страны начали строить русские зодчие, но из-за плохого связующего раствора конструкция обвалилась. Поговаривали, что известь была не клеевита и белый камень не прочен. По совету жены Ивана III, византийской принцессы Софьи Палеолог, пригласили итальянского архитектора Фиорованти, прозванного за мудрость Аристотелем.
На родине в Болонье Феорованти называли «удивительным гением», а его творения «невероятными». Он первый в истории осуществил перемещения здания — колокольни храма святого Марка в Болонье. Он умел отливать колокола и пушки, чеканить монеты, за постройку защитных укреплений у венгров был произведен в рыцарское звание. Не удивительно, что жалование именитого мастера составляло 10 рублей в месяц, тогда как за 2-3 рубля можно было купить целую деревню с крестьянами.
Феорованти не был знаком с конструкцией древнерусских храмов, когда все пространство представляет собой крест с куполом в центре (крестово-купольная система), и поэтому  собор получился особенным. Внешне он похож на русский храм, в частности, на Успенский собор во Владимире, что и требовали от архитектора, но конструктивно выстроен сосем иначе — этакий русский пирог с итальянской начинкой. Внутри это различие заметно сразу: такого просторного церковного пространства нет больше нигде в России, своды очень высокие и равновысотные, чего на Руси делать не умели. Венчают собор пять куполов символизирующих Иисуса Христа в окружении четырех апостолов-евангелистов. А над южным входом в храм расположена икона Владимирской Божией Матери.
Канонически православная церковь состоит из трех частей: алтаря, наоса (центрального пространства) и притвора. С восточной стороны располагается выступающая полукруглая апсида, где и расположен алтарь, спрятанный за иконостасом. На западной стене изображаются сцены страшного суда. Это последнее, что видит верующий, покидая храм. Внутри главного купола обычно изображен Христос Вседержитель. А кресты ориентированы по одной оси, чтобы солнце освещало их на восходе и на закате.
Здесь, в Успенском Соборе, возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов, крестили и предавали анафеме православных, в числе которых был и писатель Лев Толстой.Здесь же Иван III разорвал ханскую грамоту, покончив тем самым с ордынским игом. В Успенском соборе в 1498г. состоялась первая церемония венчания на царство (ранее, как пытливый читатель уже успел догадаться, «венчание на царство» проходило в Успенском Соборе города Владимира).
Истоки происхождения слова «царь» связаны с именем древнеримского императора Цезаря. Так, в этом имени, заключена связующая нить между первым Римом и третьим Римом, каковым Москва себя и считает.Венчание на царство было особенно пышным церемониалом, который как бы утверждал обожествление лица, взошедшего на престол. Главным его элементом стала шапка Мономаха, которая подносилась как символ мудрости и власти каждому русскому царю вплоть до Петра I включительно. Последними венчались на царство в 1682г. Иван и Петр Алексеевичи, а в 1721г. Петр Великий принял Императорский титул.О шапке Мономаха была создана красивая легенда: говорили, что она была дарована Владимиру Мономаху византийскими императорами еще в XII веке, как наследнику и преемнику империи — поэтому она и получила свое название. На самом деле шапку привез из Золотой Орды Иван Калита, как трофей или подарок, и значилась она в завещаниях как «шапка золотая». Сейчас регалия хранится в Оружейной палате, и на ее чеканных золотых поверхностях без труда можно заметить восточный ковровый орнамент. Крест и соболья оторочка не должны вводить в заблуждение — они были добавлены одновременно с созданием легенды. Но состоящая из золота, жемчуга и драгоценных камней, Шапка Мономаха имеет еще и большую ценность. В 1812г., когда французы грабили все сокровищницы Кремля, ее , рискуя жизнью, спрятал местный дьяк, и регалия сохранилась.
Первая в России императорская коронация и первая коронация женщины (Екатерины I) была совершена особенно торжественно 7 мая 1724г. в Успенском Соборе Московского Кремля. При коронации использовались определенные атрибуты: корона, скипетр, держава, мантия, императорская цепь, меч, знамя, печать и щит. Многие из них были изготовлены специально для церемонии и с тех пор без переделки служили коронации русских императоров. Они поражают своей роскошью. Но особенно большой роскошью и красотой удивляет большая императорская корона, выполненная Позье в 1726г. для коронации Екатерины II. Он так описывает изготовление этого шедевра: Несколько дней спустя по возшествии на престол, императрица Екатерина призвала меня к себе и сказала, что поручила камергеру Бецкому проверить казенныя вещи и приказала мне разломать все, что окажется не в современном вкусе, и употребить на новую корону, которую она желала иметь к коронации…. Я выбрал между вещами все, что могло годиться на эту работу, и так как императрица сказала мне, что желает, чтобы эта корона осталась в том же виде после коронации, то я отобрал все самые большие камни, негодящиеся на модную отделку, отчасти бриллиантовые, отчасти цветные, что составило богатейшую вещь, какая только имеется в Европе. Несмотря на все предосторожности, принятыя мною, чтобы сделать корону легкою и употребить только самые необходимые материалы, чтобы удержать камни, в ней оказалось пять фунтов весу. Я примерил корону ея величеству. Екатерина сказала, что очень ею довольна, и, в течение четырех или пяти часов во время церемонии, какъ-нибудь продержит эту тяжесть.Корона сохранилась до наших дней почти без изменений, если не считать, что ее расширили для коронации Павла I сообразно особенностям его головы, о которой современник писал: … череп широкий, ухо несуразное, а нос кверху.
Во время Отечественной войны, за период пребывания в Кремле французы вели себя варварски. Успенский собор они превратили в конюшню. В соборах грабили и рушили все, что можно было достать, раздирали иконостасы, снимали оклады и, как подсчитали ученые, вывезли из России около 280кг золота и 5 тонн серебра. 
В
советское время служба в Кремлевских храмах была запрещена, но с 1990г. все они возвращены православной церкви. Сейчас они являются музеями, а по престольным праздникам в них проходят торжественные богослужения. При этом прежде, чем начинается служба, соборы каждый раз освещают заново.Сейчас в музее Успенского Собора можно увидеть, например, Мономахов трон в виде шатра, выполненный из дерева в 1551г. для Ивана IV — первого русского царя. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. В 12 барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.А среди фресок есть так же достаточно любопытные экземпляры, например, фреска, канонизирующая строительство самого собора. Иконостас собора был создан в 1653 г. по инициативе патриарха Никона. В его 69 иконах иллюстрирована вся история человечества в соответствии с Библией.
Говорят, что...
 ... Наполеон хотел снять крест с колокольни Иван Великий, поскольку тогда считалось, что он отлит из чистого золота, но, когда один их храбрецов отважился достать святыню, которая оказалась медной, Наполеон велел казнить несчастного.А самое ценное и редкое золото, гордость Успенского собора, до сих пор находится на его куполах. Последняя позолота куполов собора была произведена при Иване Грозном по технологии, которая уже не используется. Это золочение на отлив, или ртутное золочение, при котором золото соединялось в сплаве с ртутью. При нагревании ртуть испарялась, а золото закреплялось на поверхности, приобретая неповторимый тепловатый оттенок, а мастера-золотильщики после нескольких лет работы с ртутью умирали.
 ... с Успенским Собором связано появление выражения «Филькина грамота». Московская легенда связывает его с именем Филиппа Колычева — митрополита Московского и всея Руси. Он был митрополитом всего 3 года с 1566 по 1569г.Филипп в 13 лет ушел в Соловецкий монастырь и впоследствии стал его игуменом. Филипп пользовался славой праведника, и в 1566г. Иван IV решил поставить его Московским митрополитом, чтобы этот почитаемый в народе человек своим авторитетом освящал бы его политику. Но Филипп сказал царю: «Повинуюсь твоей воле, но умири мою совесть: да не будет опричнины! Всякое царство разделенное запустеет, по слову Господа, не могу благословлять тебя, видя скорбь Отечества». Иван IV был разгневан, но затем поставил новые условия: он будет слушать советы митрополита по государственным делам, но чтобы тот «в опричнину и в царский домовой обиход не вступался». Филипп принял митрополитство. На несколько месяцев казни и бесчинства опричников в Москве прекратились, затем все снова пошло по-прежнему.Филипп в беседах наедине с царем пытался остановить беззакония, ходатайствовал за опальных, и царь стал избегать встреч с митрополитом.Филипп посылал Ивану IV письма-грамоты, в которых просил его опомниться. Увещевательные письма митрополита не сохранились, так как царь в гневе говорил о них, что это пустые, ничего не значащие бумажки, унизительно называл «Филькиными грамотами» и уничтожал.Однажды, в воскресный день, во время обедни, в Успенский собор явился царь в сопровождении множества опричников и бояр. Все они были одеты в шутовскую, якобы монашескую одежду: в черные ризы, на головах высокие шлыки. Иван IV подошел к Филиппу и остановился возле него, ожидая благословения. Но митрополит стоял, смотря на образ Спасителя, будто не заметил царя. Тогда кто-то из бояр сказал: «Владыко, это же государь! Благослови его».Филипп посмотрел на царя и проговорил: «В сем виде, в сем одеянии странном не узнаю царя православного, не узнаю и в делах царства... О, государь! мы здесь приносим жертвы бескровные Богу, а за алтарем льется невинная кровь христианская. С тех пор, как солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы цари благочестивые возмущали собственную державу столь ужасно! В самых неверных, языческих царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям, а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства. И совершаются именем царским! Ты высок на троне, но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? Обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки, ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести?! Государь, вещаю яко пастырь душ».Царь в гневе закричал на него:— Филипп, ужели думаешь переменить волю нашу? Не лучше ли быть тебе одних с нами мыслей?— Боюся Господа единого, — отвечал митрополит. — Где же моя вера, если буду молчать?
Иван IV ударил жезлом о каменный пол и сказал:— Чернец! доселе я излишне щадил вас, мятежников, отныне буду таким, каковым вы меня нарицаете! — И с этими словами вышел из собора.Царь велел произвести следствие о злых умыслах митрополита. Под пытками монахи Соловецкого монастыря оклеветали своего бывшего игумена. После этого Филипп во время службы в Успенском соборе был окружен пришедшими в храм опричниками, их предводитель, боярин Алексей Басманов, развернул свиток, и удивленный народ услышал, что митрополит лишен сана. Опричники сорвали с Филиппа митрополичье облачение, погнали из храма метлами, на улице бросили в дровни и отвезли в Богоявленский монастырь, в темницу. Царь казнил нескольких родственников митрополита, голову одного из казненных принесли ему в тюрьму. Затем он был увезен в тюрьму дальнего Тверского Отроч монастыря, а год спустя Иван IV послал туда Малюту Скуратова, и царский опричник собственноручно задушил Филиппа.Царь Федор Иоаннович в отличие от отца славился благочестием, он приказал перенести останки святителя в Соловецкий монастырь и похоронить его там. В 1648г. Филипп был причислен к лику святых, так как обнаружилась чудотворность его мощей: они давали исцеление больным. В 1652г. по представлению митрополита Новгородского (будущего патриарха Никона) царь Алексей Михайлович распорядился перевезти мощи святого Филиппа в Москву, полагая, что поскольку Филипп не был отрешен от Московской митрополичьей кафедры, то и должен быть там, где его паства.Царь Алексей Михайлович также вручил Никону, назначенному сопровождать мощи, свое послание, обращенное к Филиппу: «Молю тебя и желаю пришествия твоего сюда... ибо вследствие того изгнания и до сего времени царствующий град лишается твоей святительской паствы... Оправдался Евангельский глагол, за который ты пострадал: «Всяко царство, раздельшееся на ся, не станет» и нет более теперь у нас прекословящего твоим глаголам...»Встречу мощей 3 июля 1652г. за Москвой на Троицкой дороге возле села Напрудного царь Алексей Михайлович описал в письме к боярину Оболенскому: «Бог даровал нам, великому Государю, великое солнце. Как древле царю Феодосию возвратил Он мощи пресветлого Иоанна Златоуста, так и нам благоволил возвратить мощи целителя... Филиппа митрополита Московского. Мы, великий Государь, с богомольцем нашим Никоном митрополитом Новгородским, со всем священным Собором, с боярами и со всеми православными даже до грудного младенца встретили его у Напрудного и приняли на свои главы с великой честью. Лишь только приняли его, подал он исцеление бесноватой немой: она стала говорить и выздоровела...».Мощи святителя Филиппа были поставлены в Успенском соборе Кремля, а на месте встречи их царем и москвичами за Москвой установили дубовый крест с надписью, сообщающей о событии, послужившем причиной его установки. Местность вокруг него впоследствии получила название «У креста» и «Крестовская застава». Сам крест стоял при дороге до 1929г., после чего он был перенесен в ближайшую церковь — Знамения в Переяславской слободе, где находится и сейчас. А старое название местности сохранилось в названиях Крестовский переулок и Крестовский рынок.
Поскольку Успенский собор рассматривался как главный храм Mоскoвcкoгo государства. За образец был взят главный одноименный храм города Владимира, дабы подчеркнуть культурную преемственность Москвы от Владимиро-Суздальского княжества. Фиораванти воспроизвел в кремлевском соборе конструктивную основу владимирского собора, который представлял собой несколько вытянутый с запада на восток прямоугольный объем с шестью столбами, тремя нeфами. тремя апсидами. Стены на фасадах обоих соборов разделены лопатками на прямоугольные отрезки – прясла, завершенные за комарами. Плоскость стен украшают apкaтypный пояс и нарядные перспективные порталы. Венчают собор пять куполов.
Несмотря на внешнее сходство, московский собор, обогащенный ренессансными деталями. про изводит совершенно другое, новое для культового зодчества впечатление. Особую компактность и cтpoгocть силуэта обеспечивают равные по ширине и высоте прясла с закомарами, что отражает новый способ организации внутpeннeгo пространства.

82. ФИОРАВАНТИ. Успенский собор Mocкoвcкoгo Кремля. 1475–1479 гг.
83. ФРЯЗИН НОВЫЙ. Архангельский собор Mocкoвcкoгo Кремля. 1508 г.Суровую гладь стен оживляет аркатурный фриз, расположенный ниже ceредины здания и визуально усиливающий eгo массивность. Тот же эффект дают близко поставленные купола. В целом собор выглядит величественно и нарядно.
Еще наряднее и великолепнее Успенский собор изнутри. Для скрепления стен и сводов Фиораванти использовал железные связки взамен традиционных деревянных. Это позволило облегчить давление сводов и организовать внутреннее пространство храма по-новому. Во-первых, нефы стали более широкими и равными по высоте и длине. Вo-втopыx, массивные столбы, поддерживающие свод, были заменены легкими и тонкими колоннами. А отсутствие хоров и возможность охватить взглядом пространство храма целиком от входа создает впечатление небывалого простора.
Почти светское изящество приобрела царская усыпальница – Архангельский собор, перестроенный Алевизом Фрязином Новым в 1508 г. Первый деревянный собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Московском кремле возник, вероятно, в 1247-1248 гг., во время короткого княжения в Москве Михаила Хоробрита, брата святого благоверного князя Александра Невского. По преданию, это была вторая церковь в Москве. Сам Хоробрит, погибший в 1248 году в стычке с литовцами, был похоронен во владимирском Успенском соборе. Однако уже святой благоверный князь Даниил, младший сын Александра Невского, основатель династии московских князей, по одному из летописных свидетельств, был похоронен у южной стены этого собора. В этом же соборе был похоронен сын Даниила Юрий. Таким образом, с самого начала Архангельский собор стал усыпальницей московских князей.
В 1333 году другой сын Даниила Московского — Иван Калита — построил по обету новый каменный храм, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного «рослой» (пошедшей в рост и не давшей зерен) рожью. Новый Архангельский собор освятил святитель Феогност. Это храм завершил ансамбль площади, где уже стояли храмы Спаса на Бору, св. Иоанна Лествичника и Успенский собор. Сведения о соборе, воздвигнутом при Иване Калите, крайне скудны. Он был построен за очень короткое время, одно лето 1333 года, поэтому ученые предполагают, что это был небольшой одноглавый храм, подобный Спасу на Бору.
Вероятно, что в соборе времен Ивана Калиты появились приделы во имя святых, небесных покровителей его сыновей: Симеона Столпника и Андрея Критского. Иван Калита и его сыновья Симеон Гордый и Андрей были также похоронены в Архангельском соборе.
В 1471 году в храме появились еще два придела: Акилы-апостола и Воскресения Господня. История строительства этих приделов связана с большим походом на Новгород, начатым в конце мая и закончившимся в июле. 14 июля четырехтысячное войско москвичей разгромило сорокатысячное новгородское войско у реки Шелони. В честь этой победы великий князь Иван III обещал поставить у Архангельского собора в Москве придел Акилы-апостола, а воеводы — Даниил Дмитриевич Холмский и Федор Давыдович Пестрый-Стародубский (по другим сведениям — Федор Палецкий) — придел Воскресения.
Летопись ничего не говорит о самом строительстве этих церквей-приделов, однако, комментируя обещание, добавляет «еже и бысть», тем самым, подтверждая исполнение обета. Очевидно, построены они были в том же 1471 году сразу по возвращении войска из похода. Тем более, что построены они были явно из дерева. Подтверждением этому служит сообщение летописи о сильном пожаре 1475 года в Кремле («внутри града») во время которого 11 каменных церквей обгорело и 12 деревянных сгорело, а у Архангельского собора для спасения здания от огня «разметаша» (разобрали) 2 деревянных «застенка» (придела) — Воскресения и Акилы Святого.
Разборка в 1475 году приделов не привела к их полному исчезновению. Видимо уже вскоре они были восстановлены, а уже 8 сентября 1481 года происходит закладка у здания одноименных каменных приделов, которые, вероятно из-за осеннего времени, были возведены в следующем 1482 году и освящены соответственно 13 и 27 октября. Можно предполагать, что они были возведены на месте прежних, но никаких данных для установления точного их местоположения нет.
Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, а точнее — возвести новый на месте обветшавшего сооружения Калиты: еще в 1450 году храм был поврежден во время грозы от удара молнии и сильного ветра и с тех пор сильно порушился.
21 мая 1505 года великий князь Иван Васильевич повелел разобрать ветхую церковь и в октябре заложил новую, но через несколько дней умер и был погребен в только что заложенном храме. И поэтому устроителем нового Архангельского собора считался уже его сын великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен храм, доживший до нашего времени.
Для работы был приглашен миланский архитектор Алевиз Фрязин, из числа итальянских мастеров, приехавших по приглашению Московского великого князя строить кирпичный Кремль.
Итальянский зодчий не только отдал дань традиционному пятиглавию, как Фиорованти в Успенском соборе, но и вернулся к крестово-купольной системе с применением, в основном, полуциркульных сводов и крестчатых в плане столпов вместо крестовых сводов с круглыми столпами Аристотелева храма. Это вызвало прежнюю дробность и неравномерность членений внутри собора, отличавшую древнерусские храмовые постройки.
В западной части храма Алевизом была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной абсиды и мч. Уара у северной пристроены в середине XVI в. Обе эти придельные церкви одноглавые, с особыми входами со стороны площади. Придел св. мч. Уара был переименован по имени св. мученика царевича Димитрия, погребенного в соборе и родившегося в день памяти св. Уара в 1583 г.
Здание построено из белого камня, высота основного объема 21 метр.
В XVI в. собор был расписан (предположительно эта роспись датируется 1564-1565 гг.), но эти ранние фрески сохранились только в дьяконнике, где была устроена усыпальница царя Ивана Грозного. Это ряд сцен нижнего яруса на сюжет притчи о богатом и Лазаре (росписи верхнего яруса относятся уже к XVII в.). В 1652-1666 гг. обветшавшая роспись была сбита и заново исполнена по снятым со стен прорисям. Поэтому фрески XVII в. восходят в своем иконографическом составе и композиционных схемах к XVI в. В росписи Архангельского собора участвовали лучшие живописцы из разных городов во главе с мастерами Оружейной палаты С. Резанцем, Я. Казанцем, С. Ушаковым, Ф. Зубовым, И. Владимировым и Ф. Козловым.
Наиболее примечательной частью стенописи является «портретная» галерея нижнего яруса, состоящая из условных изображений реальных исторических лиц, погребенных в соборе (более 60-ти «портретов» великих московских и удельных князей): Василия II Темного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Дмитриевича и Андрея Ивановича Старицких, Владимира Андреевича Храброго и его внука Василия Ярославича, Симеона Ивановича Калужского и Бориса Васильевича Волоцкого, Андрея Васильевича Угличского и других. Портреты погребенных в соборе в конце XVI-XVII вв. царей были написаны уже на досках яичной темперой или на холстах (среди них портреты Федора Иоанновича, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича).
Изображение великого князя Василия III, донатора собора, представлено на самом почетном месте — на северо-западном столпе напротив главного входа в храм. На других столпах помещены в нижнем ярусе фигуры князей Владимиро-Суздальской и в верхнем Киевской Руси.В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты и кончая Иваном Алексеевичем, братом Петра I. Исключение составляют св. благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе, а также Борис Годунов. Его останки были выброшены отсюда в 1606 году Дмитрием Самозванцем и отвезены в Троице-Сергиеву лавру. Здесь же находится могила М. В. Скопина-Шуйского. Так же в Архангельском соборе похоронен император Петр II, умерший в 1730 году в Москве от оспы. Здесь же были упокоены мощи св. мчч. князей Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 году.
Кроме того, в соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Ярославича Боровского, Андрея Углицкого, а также героя Куликовской битвы Владимира Храброго, князя Серпуховского.
До Петра I существовал обычай класть на гробницы князей и царей челобитные, которые были адресованы непосредственно царю.
В 1636-1637 гг. все древние надгробия были заменены новыми, выложенными из кирпича, с резными белокаменными стенками. В 1903 г. надгробия были покрыты бронзовыми футлярами.
Над погребением св. царевича Димитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 г. Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой (установлена в 1638 г.; литая бронзовая решетка XVII в.). На серебряной раке надгробия — чеканное изображение царевича.
Ныне существующий иконостас, установленный на месте прежней алтарной преграды, был сделан в 1681 г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым. В 1813 г. колонны нижнего яруса и средней части верхних ярусов были заменены новыми (одновременно была изготовлена и резьба царских врат).
Росписи Архангельского собора неоднократно реставрировались. Серьезная реставрация и поновление иконостаса были произведены после 1812 г.
Большая часть икон написана в 1680-1681 гг. Д. Золотаревым, Ф. Зубовым и М. Милютиным. Главной святыней собора является храмовая икона «Михаил Архангел с житием» одна из самых древних на Руси житийных икон этого небесного воителя. Легенда связывает ее создание в конце XIV века с именем княгини преподобной Евдокии, вдовы Дмитрия Донского. Из пышной церковной утвари Архангельского собора мастерством исполнения выделяется золотой потир, украшенный драгоценными камнями и отделанный чеканкой, чернью и резьбой — вклад Ирины Годуновой в 1598 г.
Внутри храма слева от Царских Врат в местном чине находится икона Божией Матери «Благодатное небо» (другое название образа «Что Тя наречем»; празднование 6 марта). Образ «Благодатное Небо» был исполнен царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678-1680 гг. Известны случаи исцеления от иконы, в том числе одной лютеранки, о которой в течение 6 недель усердно молилась ее гувернантка.
Архангельский собор пострадал во время Отечественной войны 1812 года — во время захвата французами Москвы в алтаре была устроена походная кухня для Наполеона и склад провианта. В 1917 г. собор был поврежден при обстреле Кремля и в 1918 г. закрыт. В 1929 году после сноса в Кремле Вознесенского монастыря, где была усыпальница цариц и великих княжон, в подклет Архангельского собора перенесли их останки.
С 1955 года в Архангельском соборе работает музей. В 1970-х гг. была сделана внешняя реставрация собора.
В 1988 году Поместный Собор Русской Православной Церкви причислил Дмитрия Донского к лику святых, а 28 мая 1991 года Патриарх Алексий II провел богослужение над мощами св. блгв. князя Димитрия.
Сохранив традиционные формы pyccкoгo пятиглавого храма с хорами, Алев из Новый в наружном убранстве применил пышные архитектурные детали итальянского peнeccaнcнoгo палаццо. Сходство с двухэтажным ренессансным дворцом собору придают, во-первых, пояс-кapниз, делящий стену; вo-втopыx, пилястры коринфского opдера вместо традиционных лопаток; в-третьих, роскошные paковины в закомарах. Богатая резьба порталов также не ocтавляет сомнений в ее стилевой принадлежности к венецианскому Возрождению. Однако все эти ренессансные детали так органично соединились с русскими архитектурными формами, что не нарушают внешнее восприятие храма как тpaдиционно православного.
 
Благовещенский собор, пожалуй, самый живописный из кремлевских, служил до 18 века домовой церковью русским государям: здесь их крестили и венчали, протопопы собора были их духовниками. Псковские мастера возвели собор в 1484 - 1489 г.г. при Иване Третьем на месте обветшавшей церкви начала 15 века и на подклете храма 14 века как придворную церковь великого князя, соединенную переходами с его хоромами, а в 1508 г. уже с новым дворцом.
Первоначально собор имел открытую обходную галерею и был трехглавым, позднее "оброс" приделами и обогатился еще шестью главами. Восхищает обилие декора - аркатурный фриз апсид, украшения барабанов и главная примета собора - килевидные завершения фасадов. Собор серьёзно пострадал при пожаре 1547 года и был восстановлен в 1564 году.
Внутреннее пространство храма очень невелико (хоры для княжеской семьи в западной части делают его еще более тесным), своды выложены в виде ступенчатых арок.
 
Пол собора при Иване Четвертом Грозном выложили плитками из агатовидной яшмы.
 
Царь Федор Иоаннович, любуясь пылающим на солнце золотом Благовещенского собора, дабы приумножить кремлевскому храму красоты и богатства, установил на его центральной главе легендарный крест из чистого золота - тот самый, который потом так долго и безуспешно разыскивал в Кремле Наполеон. Как известно, в итоге французский император перепутал крест на Благовещенском соборе с позолоченным крестом на колокольне Ивана Великого.
Существует интереснейшая легенда о том, что в конце 16 века пребывавшие в Москве Антиохийский и Константинопольский Патриархи напророчили царю Федору Иоанновичу близкую победу России над турецкой Османской империей, покорившей Константинополь. И тогда царь повелел еще приделать на этот золотой крест полумесяц, в знак грядущей победы русской православной державы. И с тех пор, якобы по образу центрального креста Благовещенского собора на всех московских церквях появились такие полумесяцы.
Однако это всего лишь легенда. Существует множество истолкований о смысле символа полумесяца, именуемого цатой. Есть версии, что цата - это христианское изображение якоря как символа спасения, или попранного червя как символа смерти, или чаши Грааля, в которую стекала кровь распятого на кресте Христа, или все же знак победы над мусульманством - над монголо-татарским игом, или над Османской империей. Но именно это последнее предположение более всех остальных считается ошибочным. В то время, когда первые изображения цаты уже появляются на русских православных крестах, ни монголо-татары еще не пришли к мусульманству, ни тем более турки-османы еще не захватили Византию. Наиболее обосновано мнение, что цата - это царский знак, символ Христа как Царя и Первосвященника.
Иконостас 15 века (праздничный и деисусный ряды) славен иконами Феофана Грека, Андрея Рублева и Прохора с Городца. В 1508 г. стены собора расписал сын Дионисия Феодосий "с братиею", уделив немало внимания сценам из Апокалипсиса.
На сводах галереи в полный рост изображены античные философы и писатели (Сократ, Платон, Гомер, Аристотель, Плутарх, Фукидид, Вергилий) со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения. У Сократа читаем: "Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым - наказание". У Платона: "Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям".
 
В Благовещенском соборе хранились многие православные святыни. Один редчайший по иконографическому типу образ Благовещения был написан на стене храма. Тут Пресвятая Дева изображена у кладезя черпающей воду. При виде Ангела в облаках Она возводит на него взоры с изъявлением удивления. По преданию, Архангел Гавриил явился Марии у колодца в Назарете, и Мария обрела Благую Весть о будущем рождении у Нее Спасителя. И такое изображение Праздника даже сочли единственным, но потом подобные иконы нашли еще в двух московских приходских церквях.
В притворе Благовещенского собора находился чтимый образ Всемилостивого Спаса, пред которым неугасимо горели свечи и лампада. По народному преданию, от этого образа получил чудесную помощь один кремлевский сановник, навлекший на себя царский гнев. По молитве он получил и прощение, и возвращение на службу. И к образу стали приходить люди, ожидающие доброй вести и милости.
Здесь же, в Благовещенском соборе, хранилась чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы, поднесенная Дмитрию Донскому после Куликовской битвы (по легенде, этим образом его благословил перед сражением преподобный Сергий Радонежский). А в 17 столетии во имя этой иконы, еще не раз помогавшей России, был выстроен московский Донской монастырь.
По преданию, с крытой галереи Благовещенского собора Иван Четвертый Грозный, вступивший четвертый раз в брак и потерявший право присутствовать в храме на богослужениях, слушал литургию. Отсюда же он, увидев в 1584 г. крестообразную комету, сказал: "Вот знамение моей смерти" и через несколько дней умер.
В 1917 году при артобстреле Кремля крыльцо Лоджетты, с которого Иван Четвертый наблюдал комету, разнесло пушечным снарядом. Красное крыльцо, предназначенное для торжественных царских выходов, сломали в 1930-е г.г., построив на его месте столовую для работников кремлевских учреждений.
В 1970-е г.г. подновили фасад и вызолотили купола собора, а во второй половине 1980-х г.г. провели комплексную реставрацию фресок. Богослужение возобновили в 1995 г.: литургия в соборе совершается один раз в год - на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
 
Следующей святыней считается Колокольня Иван Великого 
Колокольня Ивана Великого, имеет ещё одно название: церковь-колокольня Святого Иоанна Лествичкина. Храм является очень древним памятником архитектуры - как и Успенский собор, его история насчитывает более чем 500 лет. Колокольня Ивана Великого является своего родаleft0 архитектурным центром Московского Кремля, объединяющая все его строения в единый ансамбль.
История Колокольни Ивана Великого в Москве: с чего все началось?
История церкви-колокольни Ивана Великого официально начинается с 1329 года, когда на месте сегодняшнего храма была построена церковь Ивана Лествичкина с характерным названием «под Колокол». Эта церковь простояла недолго - аккурат до 1505 года, и уже в том же году специально приглашенный из Италии архитектор Фрязин приступил к строительству новой церкви. Постройка новой церкви была приурочена к смерти князя Ивана III и полностью завершена в 1508 году. Москвичи диву буквально диву давались - таких высоких каменных храмов Москва, да и вся Русь ещё не видела: ведь Высота храма в самой высокой точке равнялась 81 метру. В 1600 году Борисом Годуновым церковь Ивана Великого была основательно модернизирована - к ней был пристроен дополнительный ярус цилиндрической формы. Наверняка многим знакомо одно расхожее выражение: «во всю Ивановскую». Так вот, пошло оно именно из этих мест - рядом с храмом Ивана Великого (с его восточной стороны) была площадь, которую назвали Ивановской. Вот на этой-то площади «во всю Ивановскую» глашатаи озвучивали княжеские указы, а палачи наказывали виновных.
Постройка колокольни
В 1532 году было принято решение пристроить к зданию храма Ивана великого большую колокольню. Эту задачу возложили на итальянского зодчего Петрока Малого Фрязина. Архитектор с задачей справился, пристроив к храму звонницу вместе с церковью, которую назвали в честь Воскресения Господня. В этой церкви был установлен колокол весом в тысячу пудов (более 1.5 килотонн), названный «Благовестник». Храм расположили на 3-ем ярусе всего архитектурного комплекса, причем для того, чтобы в него попасть, была сооружена специальная лестница. В начале 17 века по инициативе Михаила Романова церковь Воскресения Господня трансформируют в Успенскую звонницу.right0 А в 30-е годы того же века в период патриаршествования отца Филарета храм Ивана Великого дополняется ещё одним строением - пристройкой с шатром из черепицы и пирамидками из белого камня. Пристройка в честь патриарха была названа Филаретовской.
Судьба храма Ивана Великого во время войны с Наполеоном
Россия немало натерпелась во время захватнической наполеоновской агрессии 1812 года. И именно в это непростое время были разрушены Успенская звонница и Филаретовская пристройка. Одним из немногих строений, уцелевших в то время, была колокольня с «Благовестником». Точно известно, что французы с неё похитили купольный крест, который до сих пор так и не найден. В настоящее время на колокольне имеется другой крест - железный, восьмиконечной формы с орнаментальным покрытием в виде медных позолоченных листов. На верхней перекладине креста вырезана надпись «Царь Славы».
Реставрация разрушенных строений в послевоенное время
Филаретовская пристройка и звонница, разрушенные французскими вандалами, были вновь отстроены только через 7 лет после окончания войны - в 1819 году. Автором проекта был назначен швейцарский архитектор, работавший в то время в Москве, Доминико Жилярди.
О колоколах на Колокольне Ивана Великого
Если назвать точное число колоколов, установленных на Филаретовской пристройке, звоннице и колокольне Ивана великого, то оно будет равно 21. В прежние времена все колокола были подвешены на балки из дерева, и только начиная с 19-го столетия все балки были заменены на металлические, причем последние - уже в 20-м веке.Успенский колокол - самый большой из действующих колоколов во всем мире
На звоннице и Филаретовской пристройке подвешены только три колокола. Самый большой из них - Успенский,left0 ещё называемый Праздничным. Точное значение его массы - 65 тонн 320 килограмм. Этот колокол был отлит известными мастерами-литейщиками 19 века Русиновым и Завьяловым.Успенский колокол по праву считается самым большим из реально действующих колоколов и лучшим в плане звуковых характеристик - чистоте тона и силе звука.
Колокол Ревун
Еще один большой колокол называется Реут (или Ревун), его вес в 2 раза меньше Успенского: 32 тонны 760 кг. Колокол гораздо древнее Успенского - в 1622 году Ревун отлил мастер Андрей Чехов.
Семисотный колокол
В 18 веке русским литейщиком И. Моториным был отлит ещё один колокол для колокольни Ивана Великого - Вседневный или Семисотный. Он тоже висит на Филаретовской пристройке и весит ни много ни мало 13 тонн 71 килограмм. Конечно, он самый маленький по сравнению с предыдущими 2-мя, но в то же время такой 13-тонный колокол сразу стал бы достопримечательностью, помести его в другие города мира.
И остальные..Оставшиеся 18 колоколов располагаются на среднем и нижним ярусах колокольни. В нижнем ярусе подвешены 6 колоков, названия которых приведены ниже:
1. Лебедь
2. Медведь (вседневный колокол)
3. Широкий
4. Новгородский
5. Ростовский
6. Слободскийright0В среднем ярусе имеется 9 колоколов. Два из них с одинаковым названием Корсунские отличаются беловатым цветом. Названия остальных семи перечислены далее:
1. Новый (переименован из Успенского);
2. Немчин
3. Безымянный
4. Даниловский5. Глухой
6. Корсунский (не относящийся к ранее названным)
7. МарьинскийЧто касается верхнего яруса колокольни Ивана Великого, то там находятся 3 колокола без названия.
Колокольня Ивана Великого сегодня
Сегодня Колокольня Ивана Великого представляет из себя музей истории Московского Кремля. Практически весь первый этаж Успенской звонницы занимает выставочный зал, где демонстрируются памятники искусства как самого Кремля, так и привезенные из многих других музеев мира. Экспонаты отличаются разнообразием, включая такие интересные образцы как, например, панорама столицы или элементы архитектурных белокаменных сооружений, использующихся в строительном деле 14 века. Также музей оснащён современной техникой - приглашенным на экскурсию показывают исторические памятники Кремлёвского архитектурного ансамбля прямо в зале. А смотровая площадка позволит насладиться открывающимся и захватывающим дух видом на Кремль с высоты птичьего полета.
Грандиозный дворцовый комплекс Mocкoвcкoгo Кремля получил завершение после возведения архитекторами Mapко Руффо (Фрязином) иПьетро Антонио Солариграновитой палаты (1487–1491), названной так по облицовке фасада гранеными камнями. Палата служила тронным залом для торжественных церемоний и приема иностранных послов. В плане она ничем не отличалась от традиционной монастырской трапезной, перекрытой четырьмя крестовыми сводами с мощным столпом-опорой посередине. Однако рустовка фасада (рельефная кладка камней), размер и декоративное оформление оконных проемов, размещение их через равные промежутки на главном фасаде нaпоминали ренессансные дворцы Флоренции.
Дальнейшая эволюция московской архитектурной школы пошла по пути уникального сплава образа храма-кивория и ренессансных элементов, в результате чего сложился новый тип столпообразного шатрового храма-монумента. Строительство таких храмов относится к времени правления Василия lll и Ивана IV Грозного. Первой каменной шатровой постройкой, форма которой, как сообщает летопись, «не бывала прежде тoгo на Руси», стала Церковь Вознесения в селе Коломенском, сооруженная по велению Василия lll в 1531 г. в честь рождения наследника – Ивана IV.

Церковь Вознесения в Коломенском. 1531 г. Москва
Основной объем коломенской церкви представляет собой высокий, квадратный в плане четверик, словно выpaстaющий из высокого основания с галереями-«гульбищами» и живописными лестницами. Выступающие с четырех сторон прямоугольные объемы той же высоты придают церкви в плане форму креста. Многоярусный пояс килевидных кокошников органично переводит могучий столп крестообразного четверика в восьмерик – архитектурное сооружение, имеющее в плане восьмиугольник. 3aвepшает всю конструкцию устремленный в небо восьмигранный шатер, украшенный по плоскостям, будто жемчугом, ceткой тесаных камней и увенчанный мaленькой главкой. Впервые в дpeвнepycской архитектуре так тонко и изящно была выражена идея вознесения души к Богу: знак материального мира (четверик) плавно переходит в знак бесконечности (восьмерик) и в символ божественнoгo совершенства (треугольники шатровых граней). Не только стремительная вертикаль храма, но и декор свидетельствует о разрыв е с византийской традицией. Мощные пилястры, оформившие все выступающие углы коломенского храма, антаблемент над ними, капители напоминают о классическом opдере; прорисованные по плоскостям стен четверика треугольники – о западноевропейскойтрадиции; геометрическая вязь кирпичной кладки шатра – об арабо-мусульманской. Шатровое завершение, восходящее к русскому язычеству, придает храму, построенному из белого камня, легкость и воздушность.  И последние – это кремлевские стены Существующие стены и башни были построены в 1485—1516 годах. Общая протяжённость стен — 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина — от 3,5 до 6,5 м.[49] В плане стены образуют собой неправильный треугольник. Верх стены украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста, всего зубцов по верху стены — 1045. Большинство зубцов имеет щелевидные бойницы. В стенах устроены широкие, перекрытые арками амбразуры. С наружной стороны стены гладкие, с внутренней — оформлены арочными нишами — традиционный приём, призванный облегчить и упрочнить конструкцию сооружения.[49]Вдоль стен расположено 20 башен. 3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное. Самая высокая башня — Троицкая, она имеет высоту 79,3 м.
Большинство башен выполнено в едином архитектурном стиле, приданном им во второй половине XVII века. Из общего ансамбля выделяется Никольская башня, которая в начале XIX века была перестроена в псевдоготическом стиле.
В 1485—1516 годах строительство стен Кремля возглавляли зодчие Антон Фрязин, Марко Фрязин,  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B8,_%D0%9F%D1%8C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BE" \o "Солари, Пьетро Антонио" Пьетро Антонио Солари и  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B7_%D0%A4%D1%80%D1%8F%D0%B7%D0%B8%D0%BD_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9" \o "Алевиз Фрязин Старый" Алевиз Фрязин Старый. Кирпичные стены ставились по линии белокаменных, с небольшим отступлением наружу. Начиная от Спасской башни территория Кремля была увеличена в восточном направлении. Первой в 1485 году с южной стороны была заложена  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F" \o "Тайницкая башня" Тайницкая башня, а уже через пять лет вся южная часть крепости была построена. Для строительства стен и башен использовался крупный (30х14х17 см или 31х15х9 см.) кирпич весом до 8 кг каждый. Из кирпича выкладывались лицевые стенки, которые заполнялись белым камнем. Самые высокие стены были возведены вдоль Красной площади, где отсутствовала естественная водная преграда.[49]Всходы на стены имели Спасская, Набатная, Константино-Еленинская, Троицкая, Боровицкая, Благовещенская и Петровская башни.[49] Изначально внутри стены через все башни имелся сквозной проход, перекрытый цилиндрическими сводами. Большая часть прохода была со временем засыпана строительным мусором, сохранился участок между Константино-Еленинской и Набатной башнями. Существовали также тайники и проходы под стенами, в ряде случаев выходившие далеко за линию укреплений.[50]В начале XVIII века  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_(%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0)" \o "Неглинная (река)" Неглинная была отведена дальше от стен. Для установки новых пушек на башнях были растёсаны бойницы. Тогда же сгорели изначально существовавшие тесовые кровли стен. В 1702—1736 годах для постройки Арсенала была разобрана часть стены, позднее восстановленная. В 1771—1773 годах для строительства Кремлёвского дворца по проекту В. И. Баженова также разбиралась часть южной стены между Беклемишевской и Благовещенской башнями, которая позднее была восстановлена. В 1802—1805 годах осуществлялся капитальный ремонт башен, в ходе которого почти все отводные стрельницы были разобраны. Война 1812 года нанесла стенам тяжёлый урон, особенно пострадали Никольская башня, башни и стены вдоль Неглинной. Ремонт и восстановление укреплений проводились с 1817 по 1822 годы. В ходе ремонтных работ к внешнему облику Боровицкой и Водовзводной башен были добавлены псевдоготические детали д

Вопросы и задания1. Каким образом архитектура храма отражает ключевые идеи HYPERLINK "http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F._%D0%A1%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B8._%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%8B." \o "Время. Сутки. Часы."вpeмени? 2. Какие архитектурные и декоративные элементы соборов начала XVI в. свидетельствуют о преемственности Mоскoвcкoгo зодчества от владимиро-суздальскогo и peнeccaнcнoгo? 3. (Творческое задание.) Составьте рассказ в любом жанре с обязательным включением в нeгo описания храмов Московского Кремля.