Эссе по обществознанию: инструкция с примерами


Инструкция по написанию эссе по обществознанию Структура эссе1. Цитата. 2. Проблема, поднятая автором; её актуальность. 3. Смысл высказывания. 4. Собственная точка зрения. 5. Аргументация на теоретическом уровне. 6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. 7. Вывод.  1. Выбор высказывания Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что • владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится; • чётко понимаете смысл высказывания; • можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его); • знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы); • сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения. 2. Определение проблемы высказывания  После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише: Данная проблема является актуальной в условиях... • ...глобализации общественных отношений; • ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства; • ...обострения глобальных проблем современности; • ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений; • ...развития международной интеграции; • ...современной рыночной экономики;  • ...развития и преодоления мирового экономического кризиса; • ...жесткой дифференциации общества; • ...открытой социальной структуры современного общества; • ...формирования правового государства; • ...преодоления духовного, нравственного кризиса; • ...диалога культур; • ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).  3. Формулировка основной мысли высказывания Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише: • «Смысл данного высказывания состоит в том, что...» • «Автор обращает наше внимание на то, что...» • «Автор убеждён в том, что...» 4. Определение своей позиции к высказыванию Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише: • «Я согласен с автором в том, что... » • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...» • «Автор был прав, утверждая, что...» • «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)» • «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...» • «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с ... не могу согласиться» • «А не задумывались ли вы над тем, что...?» 5-6. Аргументация собственного мнения Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: 1. Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей). 2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта: а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе; б) обращение к личному опыту. При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы: 1. Подтверждают ли они моё мнение? 2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому? 3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису? 4. Убедительны ли они? Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».  7. Вывод Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воединов одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе. Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише: • «Таким образом, можно сделать вывод...» • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»  Оформление эссеНужно помнить, что эссе — небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст,используются слова-связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов. Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку.  Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него • краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.); • описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению; • указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе; • указания на альтернативные варианты решения проблемы.  Структура эссе1. Цитата. 2. Проблема, поднятая автором; её актуальность. 3. Смысл высказывания. 4. Собственная точка зрения. 5. Аргументация на теоретическом уровне. 6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. 7. Вывод. «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г.Белинский)«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».(М.Бакунин)«Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования». (Лао-Цзы) 1. Цитата«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».(М.Бакунин)2. Проблема, поднятая автором, её актуальностьПроблема свободы личности в обществе является актуальной в условиях формирования правового государства.3. Смысл высказыванияАвтор утверждает, что абсолютной свободы в обществе быть не может.4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:Понятие свободы.Границы свободы.Свобода и ответственность.Социальные гарантии свободы.Закон как ограничитель свободы в правовом государстве.5. Примеры1. Право слушать громкую музыку, заниматься творчеством (КоАП РФ вводит ограничение до 23.00) не должно препятствовать осуществлению права на отдых других людей.2. Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается требованиями соблюдения определённых санитарных норм, установленных законом 1. Цитата«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г.Белинский)2. Проблема, поднятая автором, её актуальностьПроблема биосоциальной сущности человека, механизмы социализации.3. Смысл высказыванияАвтор утверждает, что человек обладает двойственной сущностью, включающей в себя биологическую основу и социальную составляющую. Белинский определяет ведущую роль общества в становлении личности.4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:Человек – живой организм, биологические потребности, биологически наследуемые черты. Понятие социализации, её этапы, механизмы, направления.Агенты социализации. Роль социального контроля в формировании личности.5. Примеры1. Длительное отсутствие сна у человека разрушает его способность к познавательной деятельности, к адекватному поведению, самоконтролю.2. Факты существования детей-маугли. 1. Цитата«Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования». (Лао-Цзы)2. Проблема, поднятая автором, её актуальностьПроблема характера взаимоотношения государства и граждан, степени легитимности государственной власти является актуальной в условиях современных политических процессов, происходящих в мире.3. Смысл высказыванияАвтор утверждает, что степень уважения и готовность населения подчиняться государственной власти зависят прежде всего от личностных качеств правителей, их профессионализма, средств и методов воздействия на общество.4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:Какими качествами обладают правители – великие мудрецы?При каких условиях государственная власть не раздражает общество?Государство должно выражать интересы всего общества, чтобы не было угнетенных.Оно должно реализовывать принцип социальной справедливости.Преобладающим методом должно стать убеждение, а не принуждение.Нравственный, моральный облик правителей, их преданность делу, строгое соблюдение закона.5. Примеры1. Реализация идеи социального партнерства в современных Швеции, Дании, Австрии, основанного на согласии и взаимной ответственности бизнеса, власти, наемных работников. В Дании самые высокие в мире налоги, а жители этой страны считают себя самыми счастливыми людьми.2. Противоположным примером является фашистская Германия: дискриминационная, агрессивная политика Гитлера привела к расколу немецкого общества, многочисленным жертвам и краху государства, что тяжелым бременем легло на плечи простых граждан.