Конспект урока по математике на тему Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. Обобщение


Устные и письменные приемы
сложения и вычитания ( 3 класс )
Цели: повторить устные и письменные приемы сложения и вычитания; закреплять знание натурального ряда, приемов сравнения чисел; учить рассуждать и логически мыслить.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть числа до 100 в порядке их следования при счете; называть числа, следующие и предшествующие данным; выполнять сложение и вычитание в пределах 100; работать по плану; сопоставлять свои действия с поставленной задачей.
Ход урока
Организационный момент
1.Настрой на урок:
- Покажите настроение, с которым вы пришли на урок! (смайлик)

2. Игра “Как живёте?”
- Дети, как живёте? ("Вот так!")
- Как шалите?
- А грозите?
- Как на литературном чтении работали?
- Как стоите?
- Как сидите?
- А на математике, как будете работать?
- Проверим!


Актуализация знаний
1. Математический диктант
Запишите число, в котором 5 десятков 8 единиц.
Запишите число, в котором 1 десяток 6 единиц.
Запишите число, следующее при счете за числом 69.
Запишите число, предшествующее числу 30.
Запишите соседей числа 40.
Запишите числа в порядке убывания: 37,44, 90, 68, 86,10, 9.7 Запишите самое большое однозначное число.
Запишите самое маленькое двузначное число.
Из чисел 76, 35, 84, 48, 90, 22, 59 выпишите только те, в которых десятков меньше, чем единиц.
10. Запишите числа от 47 до 54.
2. Устный счет
Назовите двузначные числа, в которых десятков и единиц поровну.11, 22, 33, 44, 55, 66,77, 88, 99.)Назовите двузначные числа, в которых десятков на 1 меньше, чем единиц. (12, 23, 34, 45, 56, 67, 78, 89.)
- Найдите сумму чисел 54 и 8. (62.) На сколько 27 больше, чем 9? (На 18.)
—Увеличьте 67 на 5. (72.)
Найдите разность чисел 80 и 11 (69.)
Уменьшите 33 на 8. (25.)
Уменьшаемое 41, вычитаемое 20. Найдите разность. (21.)
—Из какого числа вычли 8 и получили 18? (26.)
Самоопределение к деятельности
Игра «День — ночь»
(По команде «Ночь!» дети кладут голову на парту и закрывают глаза. Учитель диктует пример. По команде «День!» учащиеся поднимают голову и называют ответ.)35 + 9 + 5 + 11 (60)
27+16 + 4 + 23 (70)
Как эти примеры решить быстрее? (Нужно сгруппировать слагаемые так, чтобы в сумме двух из них получалось круглое число: 35 + 9 + 5 + 11 = (35 + 5) + (9 + 11) = 40 + 20 = 60;27+ 16 +4+ 23 = (27 + 23) + (16 + 4)= 50+ 20= 70.)
Почему вы так решали ? Каким правилом пользовались?(От перестановки слагаемых сумма не меняется.)
Как вы думаете, что мы будем повторять сегодня на уроке?(Письменные и устные приемы сложения и вычитания.)
IV.Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 5).
(Первый столбик — с комментированием и записью на доске, остальные — самостоятельно. Фронтальная проверка.)№2 (с. 5).
(Коллективное выполнение с подробным объяснением и записью на доске.)
№3(с.5).
(Устное выполнение.)
Прочитайте условие задачи.
Что мы узнаем, выполнив вычисления в первом выражении? (Длину головы кита.)
Что мы узнаем, выполнив вычисления во втором выражении? (Длину кита.)
№4 (с. 5).
(Самостоятельное выполнение. Тем, кто испытывает затруднения, учитель дает карточку-помощницу с программой решения.)Сколько недель Ваня был у бабушки?... + ... = ...
Сколько недель Ваня был в спортивном лагере и у бабушки?... + ... = ...
(Один ученик записывает решение на откидной доске. Проверка. Самооценка.)V.Физкультминутка
Скачет шустрая синица, (Прыжки на двух ногах.) Ей на месте не сидится:
(Прыжки палевой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Прыжки на правой ноге.)
Завертелась, как волчок.
(Покружиться.)
Вот присела на минутку,
(Присесть.)
Почесала клювом грудку
(Встать, наклоны головы влево и вправо.)
И с дорожки на плетень,
(Прыжки на левой ноге.)
Тири-тири,
(Прыжки на правой ноге.)
Тень-тень-тень!
(Прыжки на двух ногах.)
VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
№6 (с. 5).
—Можем ли мы сразу поставить нужный знак? Почему? (Нет . Сравнивать можно только одинаковые единицы, поэтому величины нужно выразить в одинаковых единицах измерения.)
—Что для этого нужно вспомнить? (Соотношение единиц длины.) (Учитель закрепляет на доске таблицу.)

(Коллективное выполнение задания с комментированием.)
№5 (с. 5).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на доске.)Решение:
18 + 2 = 34-1456-5004-14
18 + 2 = 70-5034-14>56-50
34 14 = 70 - 50
56 - 50 < 70 - 5056 - 50 < 18 + 2
70 - 50 > 56-5018 + 2>56-50
№ 7 (с. 5).
(Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка.) Как найти длину ломаной? (Сложить длины звеньев: 6 см + + 6см + 6см = 18см.)
Замените сложение умножением. (6см 3 = 18см.) (Самооценка.)
Рефлексия.
- Выразите свое отношение к уроку, оцените свой вклад в совместную учебную деятельность. Продолжите предложения.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Домашнее задание