РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.12 ГЕОГРАФИЯ ПРОФЕССИЯ 35.01.13 «Тракторист-машинист с/х производства»


Департамент образования Ивановской области
областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Юрьевецкий агропромышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12 ГЕОГРАФИЯ
ПРОФЕССИЯ
35.01.13 «Тракторист-машинист с/х производства»
Юрьевец 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География»на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259) по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист с/х производства»
Организация – разработчик:
ОГБПОУ «юРЬЕВЕЦКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Разработчик:Л.В. Гостилова - преподаватель общеобразовательных дисциплин
Рекомендована методическим объединением преподавателей общеобразовательных дисциплин, протокол№___от______________2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации учебной дисциплины
19
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
21
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «География»является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.13«Тракторист-машинист с/х производства»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
креативность мышления, инициативность и находчивость;
метапредметных:
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
предметных:
владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
1.4. Предусмотренное количество часов на освоениерабочей программы учебной дисциплины «География»:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов;
самостоятельной работы обучающегося 36часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «География»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 72
в том числе: практические занятия 10
контрольные работы 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 36
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ. 12 География
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъём часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение География как наука. (Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО)1 1
Тема 1.
Источники географической информации 1 Источники географической информации (Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения).1 1
Самостоятельная работа для обучающихся:
Ознакомление с географическими картами различной тематики.
1 Тема 2.
Политическое устройство мира 4 Политическая карта мира. (Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы).2
1
Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.
Практическое занятие 2 1
Самостоятельная работа для обучающихся:
Подготовка доклада по теме «Политическое устройство мира» 2 Тема 3.
География мировых природных ресурсов. 4 География мировых природных ресурсов. (Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресур- сообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал).
2
1
Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.
Практическое занятие 2 1
Самостоятельная работа для обучающихся:
Работа с учебником. 2 1
Тема 4.
География населения мира
6 Численность населения мира и ее динамика. (Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения).2 1
Качество жизни населения. Урбанизация. (Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы).
2 2
Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.
Практическое занятие. 2 2
Самостоятельная работа для обучающихся:.
Подготовка презентации «Города-миллионеры».
Подготовка доклада «Особенности урбанизации в развивающихся странах».
3 2
Тема 5.
Мировое хозяйство.
18 Современные особенности развития мирового хозяйства. (Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.Отраслевая структура мирового хозяйства.Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.
2 1
Сельское хозяйство и его экономические особенности. (Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка).2 2
Горнодобывающая промышленность. (Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых).
2 2
Географические особенности мирового потребления минерального топлива.
2 2
Развитие мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии. 2 1
Развитие машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.
2 2
Транспортный комплекс и его современная структура. (Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды).2 2
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. 2
1
Современные особенности международной торговли товарами.
Контрольная работа. 2 1
Самостоятельная работа для обучающихся:.
Подготовка доклада «Крупнейшие автомобилестроительные компании мира».
Подготовка доклада «Международный туризм в различных странах и регионах мира».
Подготовка презентации «Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты».
Работа с учебником. 9 2
Тема 6.
Регионы и страны мира. 30 Место и роль Зарубежной Европы в мире. (Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты). 2 2
Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. (Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства).2 1
Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. (Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура). 2 1
Место и роль Зарубежной Азии в мире. (Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации). 2 2
Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. 2 2
Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. (Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура).
2 1
Место и роль Африки в мире. (Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации). 2 2
Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. 2 1
Место и роль Северной Америки в мире. (Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации).2 2
США. Условия их формирования и развития. (Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы).
2 2
Место и роль Латинской Америки в мире. (Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства).2 2
Отрасли международной специализации. (Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки).2 1
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. (Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура).
2 1
Место и роль Австралии и Океании в мире. (Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии).2
2
Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.
Практическое занятие. 2
1
Самостоятельная работа для обучающихся:.
Доклад «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.
Доклад «Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».
Презентация «Запад и Восток Германии сегодня».
Реферат «Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки».
Работа с учебником.
15 2
Тема 7. Россия в современном мире.
4 Тема 7.1. Россия на политической карте мира. Россия на политической карте мира. (Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации).2
2
Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.
Практическое занятие. 2
2
Самостоятельная работа для обучающихся:.
Реферат «Внешняя торговля товарами России». 2 1
Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. 4 Глобальные проблемы человечества. (Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран). 2
1
Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Дифференцированный зачёт (тестирование)
2
1
Самостоятельная работа для обучающихся:.
Работа с учебником. 2 1

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «География» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных географических карт, портретов выдающихся ученых-географов и др.);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
Баранчиков Е.В.,Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Баранчиков Е.В.,Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Баранчиков Е.В.,Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Баранчиков Е.В.,Петрусюк О.А.География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Для преподавателей
География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная пресса».
География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014.
Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014.
Справочники, энциклопедииАфрика: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А. Громыко. — М., 1987.
Российский энциклопедический словарь. — М., 2011.
Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е.Хлебалина, Д. Володихина. — М., 2003.
Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт-диск). — М., 2004.
Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М. Д.Аксенова. — М., 2006.
Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н.А. Симония. — М., 2004.
интернет-ресурсыwww. wikipedia. org(сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).
www.faostat3.fao.org(сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county(сайт Геологической службы США).
www.school-collection.edu.ru(«Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
www.simvolika.rsl.ru(сайт «Гербы городов Российской Федерации»)
4.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Содержание обучения Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
( на уровне учебных действий) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Введение.
1. Источники географической информации Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географической информации.
Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
2. Политическое устройство мира Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития Фронтальный опрос
Защита докладов
Защита практической работы
3. География мировых природных ресурсов Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека.
Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира.
Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов.
Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана Тестирование
Защита практической работы
4. География населения мира Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения.
Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения.
Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения.
Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения.
Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения.
Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения.
Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы Фронтальный опрос
Индивидуальный вопрос
Защита презентаций, докладов, практической работы
5. Мировое хозяйство
Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научнотехнической революции.
Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности.
Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития. Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства.
Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира. Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях.
Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов. Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения.
Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей. Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров.
Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог.
Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира.
Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма.
Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности.
Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами. Фронтальный опрос Индивидуальный опрос
Самостоятельная работа
Тестирование
Защита презентаций, докладов. Контрольная работа
6. Регионы и страны мира
Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы.
Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.
Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов.
Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.
Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и ВеликобританииУмение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии.
Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.
Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии.
Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.
Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения.
Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии. Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки.
Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки. Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки.
Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы.
Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США.
Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США. Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки.
Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.
Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов.
Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения.
Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения.
Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки.
Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки.
Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике. Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
Защита презентаций, докладов, практической работы
Географический диктант
7. Россия в современном мире Умение объяснять современные особенности экономикогеографического положения России.
Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России.
Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России Защита рефератов
Тестирование
8.Географические аспекты современных глобальных проблем человечества Выделение глобальных проблем человечества.
Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения Дифференцированный зачёт