Интегрированный урок русского языка и музыки

Интегрированный урок русского языка, окружающего мира и музыки в 4 классе по теме
«Правописание падежных окончаний имен существительных. Зима в природе и музыке»
Тема: «Правописание падежных окончаний имён существительных .
Цель: закрепление знаний о правописании падежных окончаний имён существительных единственного числа.
Задачи:
1)закрепить в памяти учащихся окончания существительных в разных падежах 2)развивать речь учащихся, мышление, умение доказывать и отстаивать свое мнение, делать выводы; расширять словарный запас;
Оборудование: репродукции по теме «Зима», фрагмент из музыкального произведения П.Чайковского «Времена года. Декабрь», Антонио Вивальди «Времена года. Зима», карточки для работы в парах, большая снежинка с текстом, листочки для творческой работы, снежный комочек.
Ход урока
Ребята, сегодня нам предстоит много работать, поэтому давайте сядем ровненько, выпрямим спины. Я сегодня молодец.
На уроке удалец.
Спинку ровненько держу.
Все я знаю, все скажу.
Все красиво напишу.
II Проверка домашнего задания.
-Сегодня у нас будет интересный творческий урок. Но начнём мы его, как обычно, с проверки домашнего задания.
-Что нужно было сделать при выполнении домашнего задания?
III Чистописание
-А теперь скажите мне, какое время года наступило? (зима)
-Многие поэты посвящали свои произведения зиме. Давайте послушаем Алину, она нам расскажет одно из стихотворений о зиме.
-Кто автор этих строк? (Александр Сергеевич Пушкин).
-Назовите первый месяц зимы. (Декабрь) С ЛИСТОЧКА ЧИТАЮ ПРО декабрь.
-Назовите первый звук в слове «декабрь». Дайте ему характеристику.
-[д1] – согласный, звонкий, парный, мягкий, парный.
-Назовите последний звук в слове «декабрь». Дайте характеристику.
-[р1] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный
-Какими буквами на письме обозначены эти звуки? (Д, Р)
Сегодня мы с вами правильно напишем это слово. Многие из вас делают ошибки при написании названия этого месяца. Ребята, А писать мы их будем под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского, "Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: "Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь<...> Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа." Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года".Всего 12 пьес.,но мы познакомимся только с одним из этих произведений, которое посвящено декабрю. "Святки". Декабрь: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали, За ворота башмачок Сняв с ноги бросали.", Итак, слушаем музыкальное произведение П.И. Чайковского «Декабрь» и красиво пишем это слово 2 строчки.
IV Словарно-орфографическая работа.
-Услышав прекрасные звуки музыки, к нам на урок заглянули весёлые птички.СЛ,№1
-Посмотрите скорее что это?
-Правильно, кроссворд, в котором зашифрованы названия вот этих птиц. Если правильно разгадаете кроссворд, то узнаете , о чем будем говорить на уроке.
Я буду читать загадки, а вы вписываете отгадки , кричать не нужно, каждый думает сам.
Что вы о них можете сказать? Какие это птицы? (Зимующие) СЛАЙД №2
-Совершенно верно, это зимующие птицы. Как мы зимой можем помочь зимующим птицам? (ДЕТИ ГОВОРЯТ)
Запишите названия этих птичек в тетради, подчеркните орфограммы, поставьте ударение. (Один ученик у доски) СЛАЙД №3
ИТАК, о чем будем говорить на уроке? (о падежах)СЛАЙД №4.
Беседа по вопросам.
– Вспомните, что такое предлоги.? Как они пишутся ? Как различить при письме от приставки? Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.
– Какие предлоги употребляются с каждым из падежей? (Опора на таблицы в учебнике, записи в тетрадях.)
– Какие предлоги употребляются только с родительным падежом?
(От, для, около, у, без, из, до.) Только с дательным? (К) Только с винительным? (Через.) Только с предложным? (О, об.)
– Какие предлоги могут употребляться с несколькими падежами? (на, в – с В.п. и П.п., за, под – с В.п. и Т.п. и др.)
– Как можно отличить существительное в форме одного падежа от формы другого падежа? Назовите все известные вам признаки. (По вопросам, по предлогам, по роли в предложении, по вспомогательному слову, по окончанию.)
V Работа с предложением.
-Запишем в тетради предложение. ОДИН У ДОСКИ.
Снег лежал на дороге, на крыше дома, на каждой ступеньке крыльца.
-Подчеркните главные члены предложения. Найдите имена существительные, определите падеж, выделите окончание.
VI Работа по теме урока.
-Так как наш урок сегодня тесно связан с темой зимы в природе, я предлагаю вам немного поиграть в снежки и, заодно, вспомнить, какие падежи существуют в русском языке. Я бросаю вам снежок и называю падеж, а вы говорите, на какие вопросы отвечает этот падеж.
(Проводится игра).
Теперь открываем учебники УПР 155 (самостоятельно в учебнике)
2.-Давайте ещё раз вспомним, какой сейчас месяц идёт? (Декабрь)
-Что интересного происходит в этом месяце с природой? (ответы детей)
-Посмотрите за окно. Как красиво кружат в воздухе снежинки! Посмотрите на доску. Наши буквы- окончания слов тоже разлетелись от сильного ветра. Вам нужно найти потерянное окончание и доказать, что именно это окончание потерялось. Ну, определить падеж. На доске написаны словосочетания.
Играть на площадк П.п. морозная зимИ.п.
Увлекательной игр Т.п. около опушкР.п.
На краю деревнР.п. любимой мамД.п.
О родном городп.п. пишу запискВ.п.
Запасной ручк Р.п. жил в городП.П.
(учащиеся самостоятельно работают в тетради. 2 ряда соревнуются кто вперед у доски в 2 столбика. Проверка по слайду№5
УПР 156 : прочитать историю русских падежей.
3.-Посмотрите на слайд.№6. Вам нужно в группах в правильном порядке расположить предложения, определить падеж существительных, вставить пропущенные буквы и записать эти предложения. Жалко мне птичек, и я стал сыпать им хлебные (крошка).
На них часто садятся воробьи, синицы, снегири и даже дятел.
Пришла з..ма и прин..сла х..л..да.
Около моего (дом) много (д..ревья). ПОТОМ ПРОВЕРЯЕМ ПО СЛАЙДАМ.
VII Физкультминутка
-А сейчас немного отдохнем. Произносим строчки стихотворения и имитируем движения.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю мягко
Падает, ложится.
VIII Закрепление. если ( есть время
Немного отдохнули и теперь можем продолжить работу. У вас на столах лежат карточки с заданиями. Сейчас вы выполните с работу в парах. Вам нужно написать окончания имен существительных в нужных падежах. (родительном, дательном и предложных падежах.)
У рек_ , к сестр_, в поезд_, о книг_, (обрадовался) солнц_, нет брат_.
А теперь проверим, как вы справились с заданием. Одна пара учеников объясняет, какие окончания написали, остальные проверяют.
IX Творческая работа.
Я знаю, что вы любите фантазировать, поэтому сейчас мы с вами немного пофантазируем , ЕСЛИ УСПЕЮ ВИДЕО а сначала посмотрим небольшие зарисовки- картины зимней природы (ВИДЕО), прекрасные картины зимней природы.
-Какой день стоит?
-Как выглядят деревья?
-Обратите внимание на небо. Какое оно? Чем покрыта земля?
-Какое настроение передали вам иллюстрации?
.Давайте станем на некоторое время писателями и напишем мини-сочинение на тему «Зимний день»
Давайте , вспомним зиму, с ее холодными ветрами, морозными ясными днями, пушистым снегом. Вспомните, какой самый замечательный праздник дарит нам первый зимний месяц. А вспомните начало января и ваши зимние каникулы. Чем вы любите заниматься на каникулах.
Сейчас вы будете писать свое небольшое сочинение под прекрасную музыку. В начале урока мы работали под музыку замечательного композитора П.И. Чайковского из цикла «Времена года». Теперь я предлагаю поработать под произведение не менее замечательного композитора Антонио Вивальди. У него тоже есть цикл произведений под названием «Времена года», аписанный цикл из 4-х концертов "Четыре сезона " стал самым известным сочинением Антонио Вивальди. В завершающем цикл сонете Антонио Вивальди гениально описывает начало зимы, когда народ сначала мерзнет от зимней стужи, затем греется у домашнего очага и ликует, катаясь на коньках по застывшему льду. Зима вступила в свои права, окутала природу снегом и сковала стужей озера, но даже в ее стремлении всё и всех заморозить, люди находят наслаждение. Тихая, спокойная, умиротворяющая мелодия заставляет задуматься, предаться мечтам и насладиться дуновением северного ветра, звучащего в пассажах сольной скрипки. мы послушаем музыку по теме «Зима». (выполняют).
-Свои работы вы закончите дома. Это и есть ваше домашнее задание
X Подведение итогов.
-Что мы повторяли на уроке? (Написание падежных окончаний существительных).
-Что необходимо знать для правильного написания безударных окончаний имен существительных?(Падеж, окончания в данном падеже)
XI Рефлексия.
На доске два снеговика – с веселым и грустным выражением лица. А у вас на столах снежинки. Подойдите к доске и приклейте свои снежинки к веселому снеговику, если урок понравился и все получилось. Или к грустному, если урок не понравился и что то не получилось.
Спасибо за урок!