Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 4 – 7 классов литературно-музыкальная композиция «Война стояла у ворот столицы осаждённой»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа» № 424




Конспект внеклассного мероприятия
для учащихся 4 – 7 классов
литературно-музыкальная композиция
«Война стояла у ворот столицы осаждённой»




подготовили: Афиногенова Ольга Николаевна
учитель русского языка и литературы,








Москва 2015 г.
Цель: воспитание патриотизма, любви к своей Родине и её защитникам.
Задачи.
Образовательные:
расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне;
ознакомить учащихся с жизнью и подвигами людей в годы ВОВ.
Развивающие:
развивать у учащихся интерес к историческому прошлому нашей страны.
Воспитательные:
воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, чувство благодарности, к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения, перенёсшим все тяготы военных лет.
формирование дружеских, товарищеских отношений;
сделать данное мероприятие ярким и незабываемым.
Оформление: класс украшен плакатами, фотографиями военных лет, выставка книг о Великой Отечественной войне, рисунками учеников.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация «Война стояла у ворот столицы осаждённой», записи песен и музыки военных лет, солдатская форма. Участники: ученики 5-го класса, ученики 7-го класса, педагоги.










Ход мероприятия.
Ученик 7 кл. С чего начинается память – с берёз? С речного песочка? С дождя на дороге? А если – с убийства! А если – со слёз! А если – с воздушной тревоги! А если с визжащей пилы в облаках, Со взрослых, в пыли распростёртых! А если с недетского знания – как Живое становится мёртвым! Отрывок из фильма «Офицеры» Учитель: Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война - история. Давайте сегодня вспомним тех, кто 73 года назад отстоял нашу столицу – Москву. Ученик 5 кл:  Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены Рвануло где-то рядом. -Война! Крикнул кто-то. – Война это, товарищи, война! (отрывок из книги Б.Васильева «В списках не значился»)
Ученик 5 кл: 
Война - это горе и слёзы,
И грохот снарядов вокруг.
Война – это с неба угроза
И пуль пролетающих звук.
Война – это боль и отчаянье,
И ужас в глазах матерей.
Война нам приносит страданье,
Нельзя забывать нам о ней.
Звучит голос Левитана о том, что началась война. Учитель: 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана. Фашистская Германия вторглась на территорию нашей страны. И ради спасения Родины народ вступил в схватку с жестоким и беспощадным врагом.
Превосходство германской армии было огромно! Напав неожиданно, фашисты имели преимущество и во времени, и в технике. Гитлер рассчитывал на быструю войну, а мы не были к ней готовы. Поэтому уже через три месяца враг стоял у стен Москвы.
Ученики 7кл:
Вой сирены, дышащее смертью небо
И спасенье в метро от бомбежки.
И кусочек черного хлеба,
Как сокровище в детской ладошке.

Это все Москва сорок первого года.
Я не видел это, но знаю.
Испытания духа народа
Я в семейном кругу постигаю.

С той поры прошло уж немало лет.
Помню памятью близких людей,
Как ушел на войну ополченцем мой дед
Защищать Москву, свой дом и детей.

Большая Молчановка: стекла выбиты,
Аптека – бомбоубежище выворочена до основания,
Погибли люди. Паника, стоны, выкрики.
Из громкоговорителей звучат воззвания:

«Спасайтесь, кто может! Кто может»
«Враг у ворот Москвы! Враг у ворот»
«Муж на фронте. Кто нам поможет?»
Высохли слезы, горечью скован рот.

«Если так судьбою решено, -
Дочкам бабушка моя сказала строго, -
И Москве погибнуть суждено,
Примем Смерть у своего порога».

Это всё Москва сорок первого года.
Я не видел это, но знаю,
Испытания духа народа
Я в семейном кругу постигаю.
Учитель: 6 сентября 1941 года Гитлер подписал директиву №35, объявлявшую начало операции «Тайфун», итогом которой должно было стать окружение и взятие Москвы, уничтожение значительного числа жителей, разрушение города и его затопление.
 Немецкая армия была хорошо оснащена техникой. Превосходство было огромное и в танках, и в самолётах, и в численности войск.
 Перед нашим правительством встала нелёгкая задача защиты Москвы. Руководитель правительства Иосиф Виссарионович Сталин назначил командующим фронтом Георгия Константиновича Жукова.
Ученики 5 кл:
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий и славный народ!
Выходил он свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу.
За могучую нашу Москву!
Учитель: Горькими были первые дни войны. Мы отступали. 10 октября 1941 года (через 3 с половиной месяца войны) фашистские войска вплотную подошли в Москве. Рабочие Москвы трудились по 12-18 часов в сутки, обеспечивая оборонявшие столицу войска оружием, боевой техникой, боеприпасами. Тысячи и тысячи москвичей, главным образом женщины, копали противотанковые рвы, траншеи, сооружали ограждения, таскали мешки с песком. На экране военная хроника: взрывы, бомбежка (на фоне).
Ученики 5 класс:
1.Здесь каждый дом стоит как дот,
И тянутся во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле
2. На окнах белые кресты
Мелькают второпях, -
Такой же крест поставишь ты,
Москва, на всех врагах.
3. А мимо – площади,  мосты,
Патрульный на коне.
Оскалясь, надолбами ты
Ещё роднее мне.
4. И каждый взрыв или пожар
В любом твоём дому
Я ощущаю как удар
По сердцу моему.
5. И чертят небо над Москвой
Прожекторов лучи.
И от застав шагают в бой
Родные москвичи.
Учитель: С 19 октября Москва на осадном положении. Немецкие самолёты бомбят город. В небо поднимаются сотни аэростатов. На окраинах ставят противотанковые ежи. Часто слышны звуки воздушной тревоги. Люди спускаются в бомбоубежища, которыми служат станции метро.
А Гитлер уже назначил сроки взятия Москвы. Он планировал провести парад фашистских войск 7 ноября на Красной площади.
Решение правительства было непреклонным: Москву отстоять во что бы то ни стало. И 7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся торжественный парад советских войск.
Ученик 7 кл: Вот и день седьмое ноября. Легкий снег припорошил поля. По брусчатой мостовой в строю Шаг, чеканя, воины идут. С Красной площади – и прямо на фронты, Впереди их встретят тяготы войны.
Учитель: Немцы продолжают наступать. До Москвы около 30 км. Каждый солдат, воевавший в те грозные годы – это герой. Но, к сожалению, многие получили это народное признание посмертно. Немало было подвигов. Всему миру известен подвиг 28 героев -  панфиловцев.16 ноября у разъезда Дубосеково 28 бойцов остановили вражеские танки. В разгар боя политрук Василий Клочков произнес слова, ставшие знаменитыми на всю страну: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!»
На фоне песни «У деревне Крюково погибает взвод»
Ученики 7 кл:
Кружилась в поле злая осень, Шумела поздняя листва. Их было только двадцать восемь, А за спиной была Москва. На них чудовища стальные Ползли, сжимая, там и тут. "Так защитим Москву, родные!" - Сказал гвардейцам политрук. Летят бутылки и гранаты, Последний бой всегда суров.
"Так за Москву, за нас, ребята!". - Последний раз кричит Клочков. Не пропустили вражьих танков Герои Родины своей. В сырой земле лежат останки, Лежат тела богатырей. Кружилась в поле злая осень, Опала поздняя листва. Их было только двадцать восемь, А за спиной была Москва
Учитель: Среди панфиловцев не было ни одного москвича. Всем им было присвоено звание Героя Советского Союза.
Никогда не забыть подвиг летчика Виктора Талалихина. Он направил свой самолет на вражеский, совершив таран. Виктор Талалихин погиб, выполняя очередной боевой вылет. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Всем известен подвиг партизанки Зои Космодемьянской. Девушка добывала секретные сведения, уничтожала фашистов и склады с оружием. Поймали фашисты Зою, пытали, а затем, казнили её на глазах у мирных жителей деревни Петрищево.
Ученица 5 кл:
 Перед смертью лишь она успела
Сказать  заветные слова:
- Москвы не взять насильникам и гадам.
Мы победим, советская страна,
Гоните прочь непрошенного гада.
Ответит он за все сполна.
Узел размышлений, развяжись!.. Я Америк вовсе не открою, Коль напомню вам, что имя Зоя В переводе означает «Жизнь».
Учитель: Посмертно Зое Космодемьянской было присвоено звание Героя Советского Союза. К 60-ти летию со дня рождения Зои Космодемьянской известная советская поэтесса Юлия Друнина посвятила стихи.
Ученица 7 кл: Нежный рот и высокие брови Восемнадцать девчоночьих лет. В партизанских лесах Подмосковья Никогда не исчезнет твой след. Олененок с большими глазами, Смуглых щек полудетский овал... Посылал командир на заданье Оказалось, в Бессмертье послал. Ты попалась гестаповцам в лапы, В беспощадные клещи беды, И палач раскаленную лампу Подносил тебе вместо воды. И тебя сапогами топтали:   Где другие бандиты, ответь! Как зовут? Ты откуда?  Я Таня...   Где другие?   Готовят вам смерть... И по снегу ногами босыми, Крепко сжав окровавленный рот, Как на трон, партизанка России На скрипящий взошла эшафот. Огляделась:   Что плачете, люди? За меня и за вас отомстят! ...Ветер осени слезы мне студит. Неужели тебе шестьдесят. Нет, осталась ты юною, слышишь? Над тобою не властны года. В небе Вечности всходишь все выше Комсомольская наша звезда! Учитель: Такие подвиги воодушевляли народ на защиту Отечества и сплачивали людей.
5 декабря 1941 года началось контрнаступление наших войск под Москвой. Фашистские войска были отброшены от столицы на запад на 100-150 км. Немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения. Это была первая крупная победа советских войск, которая во многом предопределила дальнейший ход войны. Но к окончательной победе над фашистами мы шли долгих 4 года. Ученица 5 кл: Вы уходили на войну,
Вы уходили молодыми,
Прощаясь с семьями, родными,
Надеясь встретиться живыми.
Вы защищали нас стеной,
Врагов в Москву не пропуская,
Но жаль, стена был живая!
И вновь её нам не собрать!
Нас так же, как и вас, родные,
Врагам не хватит сил сломать!
Мы всех вас помним, чтим и любим
И будем помнить мы всегда,
Что вы стеной за нас стояли,
Но жаль, вернуть её нельзя.
Ученик 5 кл:
Уж сколько лет прошло, как превратились в даты
Те дни, в которых боль, в которых дым и чад.
И нам об этих днях гранитные солдаты
Пронзительно и горестно молчат.
Ученик 7кл:
Их нет, а мы живем. Взрослеет боль утраты.
Мы шутим и поём: на это сто причин.
Но вот они -  молчат, гранитные солдаты. –
Давайте-ка и мы немного помолчим. В память о воинах, не вернувшихся с полей сражений объявляется минута молчания.
Мальчики 7 кл в солдатской форме
Началось все в 41-м,
В том трагическом году.
Всему советскому народу
Объявили про войну.
Чаша терпенья полна до краев.
Сколько тяжелых было боев!
Но не сумели нас немцы сломать,
Им есть теперь тоже, что вспоминать.
Было очень нам тяжело.
Холодно, голодно, но мы знали одно:
Жизнью мы жертвовали,
Чтоб победить,
Чтоб свободно и радостно
Вы могли жить. Учитель: 73 года минуло с тех лет, но живы в нашей памяти её герои. В их честь в Москве названы улицы «28 героев – панфиловцев», «Дубосековская», «улица Василия Клочкова», «улица Талалихина», «улица Маршала Голованова» , улица Зои и Александра Космодемьянских» и другие. Построен мемориал «Поклонная гора». Мы не можем себе представить Москву без могилы Неизвестного Солдата. Пройдут года, а немеркнущая слава доблестных защитников Москвы будет вечно жить в нашей памяти как образец мужества и героизма.

Список литературы.
1.Школьная библиотека – « Час мужества»- Москва, «Просвещение», 1990г.
2. Школьная библиотека – «Поэзия периода Великой Отечественной Войны 1941-1945» - Москва, «Просвещение», 1990г.
3. Школьная библиотека – «Поэзия периода Великой Отечественной Войны и первых послевоенных лет» - Москва, «Просвещение», 1990г.
Материалы интернет-сайтов.
Военные песни http://music.yandex.ru
Выступления Левитана http://sc148.ucoz.ru/
Стихи о войне http://www.9maya.ru



























15