Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»


Урок литературного чтения в 4 классе
Учитель: Чаринцева А.Д.
Тема урока: Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»
Тип урока: введение новых знаний
Цель урока: развивать познавательную активность и творческую самостоятельность обучающихся.
Формируемые УУД:
Предметные:
- изучить басню Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»;
- сформировать понятие о басне, о морали басни;
- показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме;
Метапредметные:
- сформировать опыт творческой деятельности;
- развивать интерес к художественному слову;
- развивать умение выразительно читать;
- развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;
Личностные:
- воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других. 
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по  коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- высказывать своё предположение.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
 Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Технологии: проблемное обучение, здоровье-сберегающая, приём технологии критического мышления.
Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение»; аудиозапись басни Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень».
Ход урока
Приём «Кластер»
Составляем кластер на основе выдвижения познавательных задач в течение урока.
I. Самоопределение к деятельности (1-2 мин)
- Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе будет светло
Пусть будет уютно и очень легко.
II. Актуализация знаний (4 мин)
- Какой раздел изучаем на уроке литературного чтения? (Чудесный мир классики)
- Какие произведения мы относим к классике? (Выдающиеся произведения, образцы литературы и искусства)
- Произведения каких русских классиков читали на уроках? (Произведения А. С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова, Л. Н. Толстого)
III. Проверка домашнего задания по произведению Л. Н. Толстого «Детство» (5 мин)
С каким классиком мы с вами встретились на прошлом уроке?
- Чем запомнились оба произведения?
- Чем запомнился вам рассказ маленького мальчика?
- К какому жанру относятся произведения? (рассказ, «Детство» отрывок из повести)
- Что вы чувствуете, когда слышите слово «мама»? Прочитайте синквейн о маме (выставка работ в файлах)
IV. Постановка учебной задачи (5 мин)
- Сформулируйте тему нашего урока, выполнив все мои задания.
- Узнайте произведение:
«Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась» («Прыжок» быль)
«В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.» («Лев и собачка» быль)
«Был мальчик. Звали его Филипп. Пошли раз ребята в школу». («Филиппок» быль)
- Что объединяет эти произведения? (Эти произведения написал Л.Н.Толстой) (слайд)
- Что вы знаете из биографии писателя?
- Какие произведения вы прочитали или вспомнили к уроку?
- Можете определить жанр этих произведений? (быль)
- Какие вы знаете жанры? (рассказ, повесть, стихотворение, басня, устное народное творчество и т.д.)
- Назовите тему урока. (Продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого)
- Верно.
- Чтобы определить цель урока, прослушайте произведение.
Первичное восприятие. УЧЕБНИКИ ЗАКРЫТЫ.
- Послушайте произведение. (Учащиеся прослушивают аудиозапись басни.)
- Понравилось ли вам произведение?
- Что вас удивило?
Ученики делятся впечатлением.
Проблемный вопрос:
- Ребята, это басня!!!
- Вы согласны со мной? (Нет)
- Назовите цель урока.
(Будем говорить о том, чему учат произведения Л.Н.Толстого. Вспомним особенности басни. Докажем, что это произведение - басня)Физкультминутка «Запрещенное движение»(3 мин)
V.Построение проекта выхода из затруднения. Работа с текстом (15 мин)
- Почему вы удивились?
- Кто из классиков написал огромное количество басен в виде стихотворений?
- Какую особенность написания басен мы выделяли, когда читали басни Крылова?
- Чтобы разобраться, надо понять произведение, найти отличительные особенности басни.
- Прочитайте произведение самостоятельно.
Чтение текста про себя.
- Отметьте карандашом, какие слова требуют объяснения
Работа в парах.
- Какие слова показались трудными? (работают в парах)- Объясните значение слов: Инженер – специалист с высшим техническим образованием. Порох – взрывчатое соединение или смесь. Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта,
подле камня – возле. Выдумка – вымысел, изобретение.
Чтение текста вслух (по цепочке)
- Прочитаем, в словаре определение терминов.
- Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ (слайд)- В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)- Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)
- Иносказа́ние — выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный приём.
- А похоже это произведение на рассказ? (слайд)
- Да. Предложения по цели высказывания – повествовательные. Наблюдается
динамика происходящих событий.
- А похоже это произведение на быль? Возможно, событие было (слайд) Постараемся доказать, что это произведение басня.
- Поработаем над содержанием.
Работа в группах. Учащиеся составляют вопросы и задают их другим группам.
- Составьте вопросы по прочитанному произведению. Озаглавьте части.
Выборочное чтение 1 части.
- Какие вопросы подготовили? - Где происходит действие?
- Назовите участников.
- Какая стояла задача перед инженерами? - Как озаглавили? (Камень на площади).
Работа над 2 частью.
- Какая стояла задача перед инженерами?
- Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?- Что предложил 1 инженер?- Что предложил 2 инженер?
- Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?
- Как озаглавим? (Спор)
3 часть.
- Как решил эту задачу мужик?- Почему ему дали еще 100 руб.?
- Как вы представляете мужика?
- Какими чертами характера обладал мужик? (простой, умный, сообразительный)- Как озаглавили эту часть. (Хорошая выдумка)
- Рассмотрите иллюстрацию.(слайд)- Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации.- В чём заключается главная мысль? Что хотел автор сказать по этой теме?
- Важна не столько сила, сколько смекалка.
- Нравоучение есть?
Есть нравоучение. А это и есть мораль произведения. Если есть мораль, то это - ….
Есть такое крылатое выражение «Мораль сей басни такова»
- Произведение короткое?
- Где спрятано иносказание (скрытый прием)? (Мужику дали 100 руб. за умную выдумку.)
- Как вы думаете, какие человеческие качества, показал автор в своём произведении? Каких героев для этого выбрал Толстой?(инженеров для того, чтобы показать силу и мужика - смекалку)
- Какой вывод сделаем?
(Мы отнесем это произведение к басне, так как высмеиваются пороки людей. Имеется мораль и есть иносказание. Произведение «Как мужик убрал камень» является басней.) Басня может быть в стихотворной и в прозаической форме.
Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью.
- Ребята, а у Л.Н.Толстого есть еще знакомая вам басня:
«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было». («Старый дед и внучек» басня)
- Что высмеивается в данной басне?
Физкультминутка(1 мин)
VI. Включение в систему знаний и повторение (3 мин)
Великий писатель, считал, что произведения устного творчества народа: стихи, сказки, пословицы, загадки — интересно и полезно читать детям. В книги, которые Толстой подготовил для обучения крестьянских детей в Ясной Поляне, он включил много сказок, пословиц, загадок.
Работа над пословицами
- Прочитайте пословицы.
- Какие из них более точно передаёт мораль прочитанной басни?
1) Сколько голов, столько умов.
2)Сила ломит всё, а ум силу.
3) Мало что хотеть, надо знать да уметь.
4) И сила уму уступает.
5) Каков мастер, такова и работа.
6) Недаром говорится, что дело мастера боится.
2. Работа с басней «Два товарища» (3 мин)
Я хочу вам прочитать еще одну басню Л.Н.Толстого - ДВА ТОВАРИЩА Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что,— говорит,— медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что — плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
- Какова мораль этой басни?
Л.Н.Толстой «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься».(слайд)
VII.Подведение итогов. Рефлексия (3 мин)
- Ребята, какую задачу мы с вами ставили?
- Мы достигли цели?
- Мы доказали, что это басня?
- Чему учат произведения Л.Н.Толстого? (Учат добру, уважению, честности.)
- Что нового вы сегодня открыли для себя?
- Нужны ли сегодня басни?
- Оцените свою работу или работу своих товарищей на уроке.
- Мне бы хотелось закончить урок словами Л.Н. Толстого: «Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии». (НА ДОСКЕ)
VIII. Домашнее задание. Приём «Идеальное домашнее задание» (1 мин)
Найти и прочитать другие басни Л.Н.Толстого; приготовить выразительное чтение одной из них;
Выучить наизусть одну из басен;
Составить синквейн к слову «басня».
- Вот и кончился урок. Снова прозвенел звонок, Отдыхать мы можем смело, А потом опять за дело. 
3729370-102573ДЗ:
1.Синквейн о маме;
2.Произведение Л.Н.Толстого00ДЗ:
1.Синквейн о маме;
2.Произведение Л.Н.ТолстогоПРИМЕЧАНИЕ
КЛАСТЕР
2205990181610рассказ
00рассказ

33032702286000
51168307239000
95631018796000
33489902921000
229743080010быль
00быль

356235013081000
-23495126365Тема: Л.Н.Толстой- писатель
00Тема: Л.Н.Толстой- писатель
14744702540000
4827270-3810Цель:
изучить особенности басни;
чему учат пр.
00Цель:
изучить особенности басни;
чему учат пр.

ПРОСЛУШИВАНИЕ
152019018986500САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ
36309301314450013373106286500
887730102235002297430178435басня
00басня

34709107429500
2038350145415Сборники с пословицами и поговорками
00Сборники с пословицами и поговорками