Конспект урока по основам этики Вежливые слова ( 4 класс)


Тема: Вежливые слова.
Цель:  воспитание у детей вежливого и уважительного отношение к окружающим.
Задачи:
Образовательные: помочь детям освоить слова вежливости. Дать представления о происхождении и правильном произношений слов вежливости: здравствуйте, извините, спасибо, до свидания; побуждать интересоваться смыслом слова; обогащать словарный запас учеников.
Развивающие: развивать память; речь; формировать нравственные привычки; усваивать нормы и правила поведения в обществе;
Воспитательные: воспитывать вежливость; уважение к окружающим; воспитывать нравственные качества у детей.
«Ничто не обходится нам так дешево и не
ценится так дорого, как вежливость».
Чтобы определить тему урока посмотрите мини- сценку (стихотворение С. Михалкова “Лапуся”)
Я не знаю, как мне быть –Начал старшим я грубить.Скажет папа:– Дверь открой!Притвори ее, герой! –Я ему в ответ сердитоОтвечаю:– Сам закрой!За обедом скажет мама:– Хлеб, лапуся, передай!Я в ответ шепчу упрямо:– Не могу. Сама подай!Очень бабушку люблю,Все равно я ей грублю.Очень деда обожаю,Но и деду возражаю...Я не знаю, как мне быть –Начал старшим я грубить,А они ко мне:– Голубчик,Ешь скорее, стынет супчик!А они ко мне:– Внучок, –Ляг, лапуся, на бочок!Я такое обращеньеНенавижу, не терплю,Я киплю от возмущеньяИ поэтому грублю.
2. Анализ стихотворения.
Дайте характеристику мальчику. Можно ли сказать ,что он знает вежливые слова?
Ответы детей:
– Мальчик грубо разговаривает со своими родителями, потому что не знает вежливых слов и правил вежливости.
– Он всем грубил, так как был избалованным.
 – Он стал грубым, так как ему не нравилось, как к нему обращались. Он считал себя взрослым, а его постоянно называли «лапусенькой».
– А какие выражения “Сама подай!”, “Сам закрой!”? грубые, невежливые, на них просто необходимо наложить запрет.
Приятно ли слышать родным такие слова? Они обижают собеседника, портят настроение. Нельзя грубостью выражать свои обиды.
Открытие детьми нового знания.
– Так какая задача нашего урока? (Вежливые слова.)
–Давайте вспомним, Что такое вежливость? (Ответы детей.)
А теперь давайте прочитаем в учебнике определение. “Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими”.
Как вы понимаете смысл слова невежливый! От какого слова образовано? А слово- вежливый?
– А вот так дает объяснение толковый словарь.
В древнерусском языке слово “вежа” – знаток. Следовательно, “вежливый” – знающий, как себя вести; “невежда” – необразованный, малосведущий человек, “невежа” – грубый, невоспитанный.Учитель: (читает отрывок из стихотворения В. Солоухина “Слово о словах”)
Когда ты хочешь молвить слово,Мой друг, подумай – не спеши,Оно бывает то сурово,То рождено теплом души.
– Какие же вежливые слова рождают тепло души? Таких слов много. И мы отправляемся с вами в путешествие по стране ВЕЖЛИВОСТИ.
Первая остановка-станция «ПРИВЕТСТВИЯ»
Какими словами человек начинает свой день?(доброе утро)
 Первые слова, которыми человек начинает свой день — это слова ДОБРОЕ УТРО! Произнося эти слова, мы желаем своим домашним, близким, знакомым доброго здоровья, приятного настроения.
     Послушайте, что об этом сказано в стихотворении Коркина «Я и солнышко».
Солнышко ясное встало:
—  Доброе утро! — сказало.
—  Доброе утро! — кричу я прохожим,
Веселым прохожим. На утро похожим.
Но если проснешься,
А дождик в окно стучит да стучит,
И без солнца темно...
—  Доброе утро! — друзьям все равно...
Придумано мудро: «Доброе утро!»
 Есть еще одно слово, которое мы говорим при встрече. Какое это слово? (Слово «здравствуйте».) Что означает слово? здравствуйте - приветствие(пожелание здоровья)
Мини-сценка. Встречаются 2 мальчика, здороваются и пожимают друг другу руки.
Чем сопровождается приветствие?(рукопожатием).
Откуда пришел этот обычай? С рыцарских времен пришел обычай здороваться, снимая перчатки. Рыцарь, сняв перчатки, показывал, что в руке не зажато оружие. Но не стоит пожимать протянутую руку слишком крепко, пожатие не должно быть и слишком вялым, безжизненным .Не проявив однажды простого жеста этикета, мы можем невольно или вольно оскорбить человека. Вот такая простая вещь как рукопожатие. Это жест дружелюбия при встрече или прощании, который не требует словесного сопровождения. Человек, не подающий другому руки, выказывает ему тем самым свое неуважение. Этот так ,называемый жест этикета хорошо нам известен, так как распространен в нашей и близких нам культурах.
При этом необходимо отметить, что рукопожатие зачастую рассматривается исключительно как мужское приветствие. Это не совсем так. Действительно, рукопожатие характерно по преимуществу для повседневного общения мужчин, а женщины пользуются им в основном в ситуации знакомства. Но даже, если Вы считаете, что женское рукопожатие пережиток советской эпохи, не принять протянутую руку крайне не вежливо.
Руку следует подавать решительно и непринужденно, без колебаний и пауз, чтобы не создалось хотя бы мимолетного впечатления, что вы вообще хотите этого делать. Неприятные ассоциации возникают и в тех случаях, когда рука протянута небрежно или, наоборот, с излишней аффектацией. Особенно отталкивающее впечатление производит вялая рука.
В Японии же рукопожатия не приняты и, если они имеют место, то несут совершенно противоположную нашему восприятию смысловую нагрузку выражение намерений недружелюбного, а порой даже агрессивного характера. В японском этикете собеседники не касаются друг друга, а лишь обмениваются почтительными поклонами. А таджики, например, пожимают руку двумя руками и считают, что, протянув лишь одну руку для приветствия, они проявят неуважение к своему гостю. Так что, казалось бы, такая простая вещь, как приветствие представителями разных культур может быть воспринята неоднозначно. Представьте свои ощущения, если на Вашу дружелюбно протянутую руку Вам ответят подозрительным взглядом или, например, тщательным обнюхиванием, как это принято у некоторых африканских народов. Поэтому, если судьба забросит Вас в страну с неизвестными Вам традициями, ознакомьтесь хотя бы поверхностно с принятыми там правилами поведения прежде, чем появляться в обществе, иначе Вы можете быть неправильно поняты.
Вторая остановка - станция «Прощания». Какие вежливые слова мы употребляем при прощании?(до свидания, до встречи.)
Третья остановка – станция «Извинения». извините - от слова "вина",то есть "снять вину".Какие вежливые слова мы употребляем ,если нам необходимо попросить прощения?(простите,извините)
Четвертая остановка – станция «БЛАГОДАРНОСТЬ» .Какие вежливые слова мы употребляем ,благодарим?( спасибо - образованно от "спаси бог")
Пятая остановка – станция « ПРОСЬБА»
пожалуйста - образованно от слова "пожалуй"(слово благодарности). Какие вежливые слова мы употребляем, если что-то просим?
«Вежливые слова», сказанные грубым голосом или развязанным тоном, перестают быть вежливыми.
Ведь в слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Не зря говорят, что доброе слово лечит, злое калечит.
     Но не только слова у нас с вами должны быть добрыми, надо вести себя всегда так, чтобы и поступки наши были разумными, ясными, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться.
Чтение стихотворения С.Я. Маршака учащимися .Постарайтесь услышать правила вежливости.
1-й ученик:  Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,Вы место, без сомнения,
Уступите старухе.
2-й ученик:  Ежели вы вежливы
В душе, а не для вида,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
3-й ученик:  И ежели вы вежливы,
То сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
4-й ученик:  И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме.
И помощь ей предложите
Без просьбы — просто сами.
5-й ученик:  И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой,
Вы их не перебьете.
6-й ученик:  И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
7-й ученик:  Знал одного ребенка я,
Гулял он с важной няней.
Она давала тонкоеРебенку воспитание.
8-й ученик:  Был вежлив этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик:
«Спасибо», — говорил.
Учитель:      Нет, ежели вы вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика у мальчика
Без спросу не берите.
- Какие добрые дела вы делаете для близких? А для посторонних людей?
А  сейчас мы поиграем в игру на знание вежливых слов.
Поэтическая игра «Словарь вежливых слов»
1.Растает ледяная глыба, от слова теплого…. (спасибо).
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит ….(добрый день).
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы ….(спасибо).
4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь, …(здравствуйте).
5.Когда нас ругают за шалости, говорим ….(прости, пожалуйста).
6.И во Франции, и в Дании на прощанье говорят ...(до свидания)
Далеко не всегда мы ведем себя вежливо и красиво. А сейчас давайте, посмотрим на себя со стороны, и сделаем правильные выводы.
Дети исполняют частушки:
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, три струны,
Запевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
В поезд входят три юнната,
«Ух, народу сколько тут.
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут»
Говорит лентяйке мать:
Убери свою кровать.
Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала.
А наш Витя ходит гордо,
В ход пускает кулаки.
У задиры под  глазами
Не проходят синяки.
Витя очень умный парень,
     Может, все он смастерить,
     Только «здравствуй» и «спасибо»
     Не умеет говорить.
Учитель. Вот такие случаи происходят с детьми. Мне хочется надеяться, что кто-то себя узнал в этих частушках, и больше никогда так поступать не будет.
Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.
Глаза у Саши велики, 
Наш Саша близорукий.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стёклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу
Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему: "Зачем
Тебе четыре глаза?
Саша, Саша - водолаз!
У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый,
Стёклами не хвастай!"
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
- Нет, - говорит он, - никогда,
Очков я не надену!
Но мать утешила его:
- Очков носить не стыдно.
Всё надо делать для того,
Чтоб лучше было видно!
Как бы поступили вы, если Саша оказался вашим другом?
 Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова "Вежлив Витя или нет".
Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю
Витя просит:
"Извините, я ошибку признаю".right0
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
"Извините, я немного опоздал".
Спор давно ведётся в классе
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.
Ну, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет?
А теперь послушайте следующее стихотворение С. Погорельского. Как бы вы озаглавили его?( "Перестарался").
Вот кто вежливость у нас
Проявил на деле:
Он в полночный тихий час
Поднял мать с постели
- Что с тобой?! - вскричала мать, -
Заболел сыночек?..
- Я забыл тебе сказать:
"Мама, доброй ночи!»
Правила вежливости: читают учащиеся.
В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Учитель читает ситуацию, а дети определяют вежливыми или нет, были действия в них.
1. Таня сидела в маршрутке, она все время вертелась, бол тала ногами, ее соседка отодвинулась, она боялась, что Таня испачкает ногами ей пальто.
—Девочка, сиди спокойно, пожалуйста, так вести себя нельзя, — сказала старушка, которая сидела напротив.
— А что я сделала? — спросила Таня. — Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
—  Можно ли назвать Таню воспитанной девочкой, несмотря на то, что использовала в своей речи вежливые слова?
2.  Одна девочка жаловалась возмущенно маме: «У нас во дворе очень невежливый мальчик. Он зовет меня Галькой».
Мама спросила: «А ты как его называешь?»
«А я его вообще никак не называю. Я его окликаю: "Эй, ты!"»
—  Права ли Галя, что жалуется маме?
3.Дома вы читали рассказ В.А. Осеевой «Волшебное слово» .Какое слово оказалось волшебным? Как это слово изменило отношения родственников к Павлику?
Тест" Оцени свою вежливость"
                                                                                                          Я                   
1. Здороваешься ли ты с соседями по дому?
 
2. Благодаришь ли ты маму
    или бабушку за обед (завтрак, ужин)?
 
3. Извиняешься ли ты, если опоздал
    на урок и вошел в класс после учителя?
 
4. Ты извиняешься перед малышом,
    которого случайно толкнул?
 
5. Папа (дедушка, мама....) помог тебе
решить трудную задачу.
Благодаришь ли ты его (ее)?
 
6. Говоришь ли спокойно, не повышая голоса,
    даже если споришь?
 
7. Поздравляешь ли ты маму, бабушку,
    сестру... с праздником 8 Марта?
 
8. Когда ты ложишься спать,
    прощаешься ли ты со своими домашними?
 
Оцениваем баллами: “да” – 2балла; “иногда” – 1 балл; “нет” – 0.
– Подсчитайте баллы. Поднимите руку, у кого получилось 12 баллов и больше? Молодцы! С вами все в порядке, так держать!
– У кого меньше 12 баллов? Вы не всегда вежливы, будьте внимательны. Вы хорошо уже сегодня поработали.
Подведем итоги: у каждого из вас на парте лежит 2 кружка –смайлика. Оцените ,как вы работали сегодня на уроке. Если вам все понравилось и было интересно, то поднимите улыбающееся личико ,а если было грустно и что-то не понятно, то хмурое личико.