Урок 61 Правописание гласных после шипящих в различных частях слова. 5 класс


Предмет: русский язык
Класс: 5
Учитель: Архипова Ж.В.
Тема: Самостоятельные действия в изучении правописание гласных после шипящих в различных частях слова.
Цель: развивать умение самостоятельных действий в изучении правописание гласных после шипящих в различных частях слова. .Результат: 1. Самостоятельные действия в изучении правописание гласных после шипящих в различных частях слова через работу в парах.
Критерии успеха:
- я могу действовать самостоятельно в изучении правописание гласных после шипящих в различных частях слова ;- я могу оценить свою деятельность и своего товарища;
- я могу обмениваться информацией о правописании гласных после шипящих в различных частях слова.;Время
этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Ресурсы
Этап АВызов
10 мин. Эмоциональный настрой.
 Прием «Пожелание»
-Улыбнитесь друг другу, пожелайте, что хотите пожелать и заряженные хорошим настроением, приступим к работе.
Опрос Д/ЗБеседа.
- Какие орфограммы изучали на предыдущих уроках;
- Расскажите о правилах правописания этих орфограмм
3.Работа в парах.
Стратегия «Пилот и навигатор»
Работа с перфокартами.
Задание. Вставить пропущенные буквы, выделить графически правила правописания орфограмм.
Фамилия Фамилия Фамилия
Предпол…гать Выр…стиПредл…жениеИзл…жениеЗар…слиСл…жениеВыр…щенныйОтр…сльПредл…гать
Водор…слиПрор…слаР…стенияИзл…гать Предл..жить Разр…слисьПодр..слаВыр…стиВл…жить
Прил..тельное Прил…жениеПор…сльРаспол….жениеПрор…стиРаспол…гатьсяПодр…стиВозр…стСл…гаемоеР..сток Заг…рать Покл…ниться-Учащиеся желают друг другу
Ученики отвечают
- Чередование гласных в корне раст-ращ-рос;
-Чередование гласных в корне лаг-лож;
-Правописание приставок на з-, с
(ученики отвечают)
- Стратегия «Пилот и навигатор»
Взаимопроверка. Взаимооценивание». (по образцу)
Суммативное оценивание.
Карточки
Этап ВОсмысление
28 мин - Ребята, сегодня мы с вами будем работать над большой и сложной темой. Но если вы будете внимательно слушать и выполнять все упражнения, то в конце урока с гордостью отметите, что и эта тема вами покорена! Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и «Классная работа».
-Итак, мы должны помочь ежику собрать урожай и пополнить корзину собственных знаний, чтобы положить первое яблочко нам необходимо активно работать и для начала определить тему урока. Оставьте пустую строку для темы, и запишите слова, которые «спрятаны» за рисунками.
На доске: рисунки со словами, в которых есть гласные после шипящих – зайчонок, щука, снежинка, чучело, чайка, жираф, щетка и др.)1.Беседа. Стратегия «Три звезды, одно желание»
-Какие орфограммы вам знакомы?
-Какие слова вам тяжело определить?
- Какова же тема нашего урока? (гласные после шипящих)
- Какова цель нашего урока?
Постановка учебных целей: найти закономерность в написании правописании гласных после шипящих в различных частях слова; (Работа в парах)
Формативное оценивание.
Корзина, ежик, яблоки по увеличению размера
Ученики отвечают
- Жи-ши, ча-ща, чу-щу-гласные после шипящих в словах зайчонок, щетка
Ученики отвечают
-учащиеся по парам составляют список того, что они знают или думают, что знают, по теме урока
- научиться правильно писать слова с гласными после шипящих, научиться применять правила на практике, научиться находить в какой части слова находится орфограмма и проверять её правилом
Формативное оценивание.
- Ну что же первое яблочко в корзине! Этап СРефлексия
6 мин. 1.Работа в парах. (самостоятельно)
- Ребята, вспомните, какие правила по теме урока вы хорошо помните и знаете?
-Вы, наверное, заметили, что для определения правописания гласной после шипящей нужно определить, к какой части речи относится слово и в какой морфеме эта орфограмма. Сейчас мы с вами посмотрим таблицу со всеми теми правилами, которые вы сейчас называли.
1.Таблица у каждого на парте.
ГласнаяЧасть речи морфема Правило написания
А Все Все После шипящих Ч, Щ, Ш, Ж пишется только А: чаша, чаща, жар.
Я -- -- У Все Все После шипящих Ч, Ш, Щ, Ж пишется У: жук, щука, шутка, чугун.
ЮТолько в словах-исключениях: жЮри, брошЮра, парашЮтИ Все Все После шипящих пишется И: жизнь, ширина, чиж, щит.
Ы- - -
Е Имя сущ., имя прилаг. корень Если есть проверочное слово с Е – жёлудь – желудей, жёлтый – желтеть,
Е Глагол окончания Лжёт, печёт
О Имя сущ. имя прилаг. Окончания и суффиксы Под ударением: большой, девчонка, плечо, шалашом.
О Имя сущ. Корень Обжора, крыжовник, чащоба, шов, шорох
Е Имя сущ., имя прилаг. Окончания и суффиксы Без ударения: свежего, крошечка, горошек.
2.Беседа.
-Что вы узнали?
-Расскажите друг другу.
– Поставьте вопросы к изучаемой теме и задайте друг другу
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (занятие для глаз)
3.Прием «Практическая лаборатория»
1.Карточки-задания.
Работа в группах (при наличии времени)
1 вариант. Вставляем пропущенные буквы, составляем предложения, подчеркиваем грамматическую основу.
Ж…вёт, медвеж…нок, ч…щ…, одеж…нка, зайц…м, зайч…нок, камыш…м, ж…лтый, пуш…стая.
(пример текста: В чаще леса живёт медвежонок. У него красивая одежонка – пушистая шубка. Медвежонок дружит с зайцем, у которого есть маленький серенький зайчонок. Их домики стоят за камышом у жёлтого куста.)2 вариант. Карандаш…м, ж…вотные, ож…вать, собач…нка, луч…м, бельч…нок, галч…нок, под крыш…й, пуш…стая.
(пример текста: Я люблю рисовать животных карандашом. На картине все оживает: пушистая собачонка сидит под крышей, бельчонок и галчонок сидят на ветке, солнечным лучом освещается полянка.
2. Контроль усвоения темы. Тест.
1. Укажите слово с пропущенной буквой –О-
А) ш...пот
B) ч..рныйC) ш...рохD) ж…лтыйE) ж...лудь2. Укажите слова с пропущенной буквой –Ю-
А) ж…ри, щ…каB) прищ…риться, брош…раC) ш…мный, параш…тD) ш…тка, ц…нами
E) параш…т, ж…ри3. Укажите слова с буквой -О- в корне
А) ж…лтый, ш…пот, ш…лк
B) ч…рный, ш…в, приш…л
C) крыж…вник, ш…рох, чащ…ба
D) ж…лудь, крыж…вник, ш…пот
E) ш…колад, ч…рный, ч…рт4.Укажите слова с буквой -о- в окончании
А) деревц…, плач…м, отц…м
B) свеч…й, ключ…м, больш…го
C) полотенц…, товарищ…м, плеч…м
D) свеж…го, кож…й, сторож…м
E) зеркальц…, зайц…м, туч…й5. Укажите слово с буквой ЕА) девч…нкаB) горош…к
C) крюч…к
D) ш…рохE) ш…коладКлюч: 1 – С 2- Е 3 – С 4 – В 5 – ВIII. Рефлексия.
Беседа.
- Какую тему мы повторяли сегодня на уроке?
- Обратите внимание на свои таблички, какие правила вы знали, какие для вас новые?
- Как вы думаете, достигли ли мы тех целей, которые ставили в начале? Мы помогли собрать ежику урожай
-Вам было интересно?
- А почему я должна вам верить?(Ответь на вопросы)
- Как вы оцениваете свою работу?
- Закрасьте то яблочко, которое соответствует количеству понятого вами нового материала на нашем уроке
Работа в парах.
жи-ши пиши с И, чу-щу пиши с У, ча-ща пиши с А
-учащиеся по парам составляют список того, что они знают или думают, что знают, по теме урока
-учащиеся по парам составляют вопросы по теме урока и задают друг другу
-Ученик выполняет синтаксический разбор у доски.
Формативное оценивание.
-И ещё одно яблочко уже в корзине
Выполняют тест (самостоятельно)
Формативное оценивание.
-И вот еще одно яблочко!
Ученики отвечают.

Стратегия «Светофор»
-На стикерах дети пишут впечатления об уроке и прикрепляют.
Таблица
Карточки-задания.
1 мин Д/З: Таблица (выучить правило), карточка-задание