Автоматизация произношения звука [л] в словах и предложениях. Поздняя осень.


Тема: Автоматизация произношения звука [л] в словах и предложениях. Поздняя осень. Цель: Автоматизация звука “Л” в словах и предложениях.
Задачи: 
1. Закрепить произношение звука Л в словах и предложении.
2. Обогащать словарный запас приставочными глаголами.
3. Развивать фонетическое восприятие.
4. Развивать артикуляционную моторику.
5. Воспитывать самоконтроль.
Оборудование: грецкие орехи, картинки: дерево, дети; шары со слогами; схема для характеристики звука; альбом, предметные картинки на звук Л (лопата, кукла, стол, мел, лошадь, пила); фломастер.Ход занятия:
1.Орг. момент. Сообщение темы занятия.
Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить слоги и слова со звуком Л.
2. Массаж рук. Артикуляционная гимнастика.
Я тебе хочу рассказать одну историю. На высоком дереве среди листьев рос грецкий Орех. Однажды подул ветер (Давай подуем сильно, как ветер). Орех оторвался и упал с веточки на дорожку и покатился. (Ребенку предлагается грецкий орех). Подтолкни его пальчиками, покажи, как он покатился. (Ребенок катит орех по столу). Шли дети, увидели Орех. Давай придумаем им имена со звуком Л. (Лада и Володя). Подняли дети Орех и взяли с собой на детскую площадку. Стали дети кататься с горки, Ореху тоже захотелось, сделали они для него горочку. (Ладонь ребенка прижимается тыльной стороной к столу, на кончики пальцев кладется орех. Накрывается второй ладонью и прокатывается от кончиков пальцев до запястья и обратно. Выполняются движения вперед-назад). Затем Лада и Володя побежали кататься на карусели. А для Ореха сделали вот такую карусель. (Руки находятся в горизонтальном положении. Орех между ладонями. Совершаются круговые движения в одну, затем в другую сторону) Покатай свой Орешек тоже. Сели Лада и Володя на качели и покачались. И Орешек с ними.(Артикуляционное упражнение “Качели”). Настроение у них было хорошее. Дети улыбались. (Артикуляционное упражнение “Улыбка”). Рядом с парком текла река. Дети сели на корабль под парусом и поплавали на корабле. (Артикуляционное упражнение “Парус”).Положили дети орешек под дерево и пошли гулять дальше. (Положить орешек на стол)
3. Работа над лексической темой занятия.
Какое сейчас время года? (осень)Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)Назовите признаки осени? (дождь, листопад, холод, ветер, овощи, фрукты, грибы).Сопоставление описаний ранней и поздней осени.  (Дети садятся, на стульчики. Осень выставляет предметные картинки: цветы, овощи, фрукты, белка, ёж, стая птиц).Осень. Посмотрите на эти картинки, что и кто на них изображены? (дети            перечисляют) А теперь с помощью этих картинок составьте
            предложения, чем отличается ранняя осень с поздней. Например,
            ранней осенью в полях собирают урожай, поздней осенью поля пусты.
 Ранней осенью в садах собирают фрукты, а поздней осенью деревья стоят голые.
Ранней осенью птицы улетают на юг, а поздней осенью остались зимующие птицы.
Ранней осенью цветут осенние цветы, а поздней осенью цветов нет.
Ранней осенью животные готовятся к спячке, заготавливают запасы, а поздней осенью животные спят, белка и заяц  линяют,меняют цвет шерсти.
Ранней осенью чаще светит солнышко, небо ясное, деревья покрыты разноцветными листьями, а поздней осенью  солнышко не греет, небо хмурое, серое, идёт холодный дождь, дуют ветра.
4. Характеристика звука Л по артикуляционным и аккустическим признакам.
Над парком летал самолет. Его мотор гудел так: Л-Л-Л-Л.
Давай вспомним, как мы произносим звук Л. В каком положении наши губы? (Улыбаются) Где находится кончик языка? ( Вверху. За верхними зубками.) Как мы произносим звук Л – с голосом или без голоса? Он звучит твердо или мягко? Гласный или согласный звукЛ? Дадим характеристику звука по схеме. (Согласный, твердый, Звонкий.) Когда самолет поднимался высоко, то его мотор звучал тихо. А когда самолет спускался низко, то гудел громко. Погудим так. (Ребенок произносит звук тихо и громко)
5.  Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ”
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал:Вот дубовый,Вот кленовый,Вот рябиновый резной,Вот с березки — золотой,Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку.Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)(Загибают по одному пальчику на обеих руках.) (Спокойно укладывают ладони на стол.)
6. Определение позиции звука Л.
Дети зашли в магазин и купили альбом с наклейками. Картинки были со звуком Л. Назови их. Володя сказал, что картинки надо приклеить так: со звуком Л в начале слова на страницу с этой схемой:
Определение места звука [л] в словах.
-А сейчас я буду доставать картинки из шкатулки, а вы определите место звука [л] в словах и отразите это на опорной схеме.
( лошадка – я слышу звук [л] в начале словастол – я слышу звук [л] в конце слова
вилка – я слышу звук [л] в середине слова)
7. Итог.
Наше занятие подошло к концу. Мне понравилось, как Вы сегодня занимались. Какой звук мы учились правильно произносить?