АЛГОРИТМЫ РАБОТЫ ВОЖАТОГО В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ СМЕНЫ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ


АЛГОРИТМЫ РАБОТЫ ВОЖАТОГО В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ СМЕНЫ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ 
Совместная жизнедеятельность детей и педагогов в ДОЛ осуществляется в трех периодах смены: организационный, основной и заключительный. Планируя свою работу, вожатый должен исходить из задач этих периодов, так как это поможет ему более четко определить, какие же формы работы выбирать в определенной ситуации.
 
Период Задачи Предлагаемыеформы работы
Организационный 1.   Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания;
2.  Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;
3.   Принятие в коллективе сверстниками и взрослым;
4.   Определение места (статуса) в коллективе;
5.   Формирование умения найти "золотую середину" между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;
6.   Формирование чувства "Мы" (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;
7.   Формирование групповых норм, ценностей и традиций 1.   Игры на знакомство
2.   Экскурсия по лагерю
3.   Игра на территории
4.   КТД
5.   Формы работы с группами переменного состава
6.   Выбор названия и других отличительных особенностей отряда
 
7.  Установление традиций в отряде
Основной 1.. Моделирование ситуации успеха;
2.. Предоставление свободы выбора;
3.. Создание положительного эмоционального настроя;
4.. Создание условий для активности ребенка;
5.. Поддержание положительного эмоционального настроя;
6.. Организация взаимодействия;
7.. Поддержание групповых норм 1. Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников
2.. Совместное планирование, проведение дел.
3.. Организация равноправного диалога с детьми
4. Совместное обсуждение возникающих проблем
Заключительный 1.   Организация подведения итогов смены;
2.   Закрепление приобретенных знаний и умений (общаться, сотрудничать и т.д.);
3.   Реализация вышеперечисленных знаний и умений;
4.   Организация личной рефлексии;
5.   Организация групповой рефлексии 1.   Формы подведения итогов смены: вечерний разговор "Расскажи мне обо мне"; забор; награждение
2.   Выставки творческих работ
3.   Фестивали, гала-концерты (награждение по различным творческим номинациям)
 
Таким образом, вожатый, планируя и осуществляя свою деятельность, должен учитывать задачи, которые обозначены в каждом из периодов смен. Это будет способствовать наибольшей свободе выбора сферы деятельности подростком, а следовательно и эффективному социальному становлению его личности.
Также, строя свою работу, можно опираться на алгоритм включения подростков в многообразие форм предлагаемой деятельности для того, чтобы создать условия для проявления социальной активности подростков.
 Предлагаемый алгоритм работы вожатого в течение всей смены:. - ознакомление - включает в себя систему познавательных (викторины, дискуссии, лекции, диспуты, тематические беседы, экскурсии, массовые игры по станциям), развивающих (коллективные творческие дела, труд, спорт), тренинговых (сюжетно-ролевые, коммуникационные игры, игры на взаимодействие, межотрядные игры, тренинги общения) форм работы .
- привлечение - включает в себя организацию различных конкурсов (конкурс актерского мастерства, прикладного творчества, игр-аттракционов), создание (разработка) мастерских : прикладных (оригами, лепка, различные техники рисунка, аппликация и т.п.), творческих (театральная, песенная, игровая), организация игр на местности, проведение тематических и итоговых огоньков.
- погружение - включает в себя создание системы самоуправления (совет лагеря, дни самоуправления), организацию системы чередования творческих поручений (ЧТП), проведение занятий, направленных на познание детьми самих себя (тренинги, тестирование, релаксации), проведение различных ток-шоу, проблемных мастерских, мастер-классов творческих коллективов, организацию клубов по интересам, тематических и творческих вечеров, развлекательных мероприятий (дискотеки, просмотр кинофильмов, шоу-программы, праздники). - закрепление - включает в себя проведение фестивалей творчества, гала-концертов, привлечение к участию в мероприятиях известных людей, выставку творческих работ, награждение отличившихся отрядов и детей (система личностного роста).
- передача опыта - включает создание условий для реализации ребенком своего творческого, духовного, интеллектуального потенциала - ребенок ставится в активную позицию, позицию организатора деятельности для других (КТД, конкурсы, викторины и т.п.)
Исходя из того, что мы говорим о многообразии различных видов и форм деятельности в загородном центре, можно сделать вывод, что у ребенка в данной ситуации есть возможность попробовать себя во всех сферах этой деятельности, исходя из своих потребностей и возможностей и, оценив свои результаты в этих сферах деятельности, выбрать для себя приоритетные.  
Виды деятельности Формы работ,с помощью которых детивключаются в деятельность
интеллектуальная учеба, проблемные мастерские, лаборатории, проектировочная деятельность, ежедневная рефлексия, викторины, дискуссии, диспуты практическая профессионально-творческая работа, спорт, туризм, труд, шефская работа, кружки
художественная прикладные мастерские, музыка, театр, живопись, импровизация
спортивно-оздоровительная купание, прогулки, спорт, туризм
досуговая игровые формы творческого развития, отдых, самообразование, саморазвитие, развлечения, праздники, творчество.
 
Обращаясь к теоретическому материалу, мы видим, что учет социально-психологических свойств детей в загородном центре, их быструю восприимчивость к новому, интересному, способность полностью отдаваться делу приводит к самому главному выводу - необходимо помочь им выбрать правильно и полно виды деятельности, чтобы проявить свою активность в выборе форм досуга, способствующих решению определенных детских проблем, развивать свои творческие способности, приобрести опыт коммуникативного поведения в досуге.
Происходит это на основе грамотного объединения детей в досуговые общности, выделения групп, организующих свое досуговое поведение не похожее на то, что делается в других группах (отрядах, коллективах), но в то же время объединенных единой целью и направленностью на различную творческую деятельность.