ДокладИнтерактивная доска как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.

Интерактивная доска как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.
Сегодня в школе мы наблюдаем, что у многих учащихся отсутствует позитивная мотивация к продолжению образования; в большинстве случаев слабо выражена направленность на формирование коммуникативных, исследовательских, проектировочных, общекультурных, учебных умений, необходимых в жизни и профессиональной деятельности.
Решить обозначившие проблемы не возможно без применения современных образовательных технологий, в том числе информационно - коммуникационных, интерактивных, что способствует созданию необходимого эмоционального настроя на уроке, вовлечению учащихся в активную творческую деятельность. Привнесение элемента новизны способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, позволяет проявить себя тем, кто, владея компьютерной техникой на уровне «продвинутого пользователя», к русскому языку был равнодушен.
Сегодня многие учителя активно используют на уроках русского языка интерактивные доски - ценный инструмент для обучения всего класса В чем же основные преимущества интерактивной доски перед меловой? почему интерактивные доски становятся все более популярными?
Интерактивные доски похожи на обыкновенные доски, но в то же время они помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом.
Интерактивные доски помогают расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств.
Интерактивные доски позволяют учителю увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, будь то картинка из интернета или крупномасштабная таблица, текстовый файл или географическая карта. Интерактивная доска становится незаменимым спутником учителя на уроке, отличным дополнением его слов.
Интерактивные доски позволяют учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке.
Интерактивные доски позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее.
Они позволяют ученикам принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными.
Интерактивные доски позволяют ученикам выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.
Также позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь “ученик-учитель”.
При полной интеграции интерактивных досок в образовании, создании единой базы данных методических и демонстрационных материалов для обучения у учителей появляется больше свободного времени.


Интерактивная доска
открывает новые потрясающие возможности изучения нового материала, преподнесения его детям. Интересно, здорово! .
Это интересная игрушка для детей и взрослых. Значит дети будут слушать, учиться с интересом, а мы - самообразовываться.
Это эффективное средство повышения качества урока, требующее хорошего владения технологией ее использования;
это средство, которое представляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и учеников;
это новые возможности в подаче материала, проверки знаний учащихся;
возможность заинтересовывать учащихся предметом;
. На интерактивной доске информация может быть представлена с помощью различных мультимедийных ресурсов. Программы -учебники, словари, справочники и энциклопедии, аудиокниги, видеокниги, хрестоматии, видеоуроки, интерактивные наглядные пособия - вот далеко не полный перечень для использования при подготовке к урокам как учителя, так и ученика. Возможности мультимедиа позволяет сделать уроки яркими, образованными, легко запоминающимися.
Заранее подготовленные тесты, таблицы, картинки, музыка, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет - ресурсам задают уроку необходимый темп: не надо тратить много времени на то, чтобы написать тест на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Нет необходимости в течение урока переключаться от видеомагнитофона к проигрывателю или к кодоскопу. Все файлы заранее вставляются в слайды интерактивной доски. Все ресурсы также комментируются прямо в экране с использованием инструмента Перо. Записи сохраняются для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.
После урока файлы сохраняются в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, какими они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать на последующих уроках для контроля уровня ЗУН.
Интерактивная доска упрощает объяснение теоретического материала, помогает разобраться в сложной проблеме. Учащиеся взаимодействуют с новым материалом: на интерактивной доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи, удалять и вставлять надписи, добавлять комментарии к текстам, иллюстрациям, выделять ключевые области и добавлять
·цвета. Учитель может рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекая учащихся в исследовательскую деятельность и побуждения их записывать идеи на доске. Это широко используется при составлении опорных схем по русскому языку и литературе.
Использование элементов мультипликации позволяет подать новый материал в более доступной для понимания форме. Например, при изучении довольно, сложной темы «Причастие» ученики, рассуждая об объединении в причастии признаков прилагательного и глаголов, имеют возможность увидеть предмет в движении, что позволяет им сделать вывод о наличии у предметов признаков по действию ( «прыгающий, смеющийся, летящий» и др.)
Возможности интерактивной доски широко используется на уроках словесности, когда определяются изобразительно - выразительные особенности речевых единиц. Использование компьютера и интерактивной доски на уроке помогает сделать эту работу более наглядной. К уроку подготавливаются рабочие материалы: тексты из художественных произведений, в которых используется изучаемая грамматическая категория. Функции интерактивной доски позволяют временно удалить из текста изучаемую часть речи или синтаксическую конструкцию, что позволяет учащимся сделать вывод об их роли в тексте.
Например, анализируется и сопоставляются два отрывка из « Записок охотника» И. Тургенева для выявления разницы в употреблении причастного и деепричастного оборотов: причастные обороты и причастие - статистика, описание; деепричастные обороты и деепричастие- динамика, действие ( такие задания помогают также предупредить частые ошибки смешения причастий и деепричастий, их узнавания в тексте):

«Глянешь с горы - какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островками разбросаны небольшие рощи( «Лес и степь»).

Учащиеся анализируют ,делают выводы о том что деепричастные обороты сосредоточивают внимание на качестве действий, их обстоятельствах. .создают живые динамичные описания.

Анализируются и другие примеры из «Бежина луга», с целью определения способности деепричастий «дорисовывать движение» как выразительного средства в художественном тексте.

1)Федя лежал , опершись на локоть и раскинув полы своего армяка.
2)Стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её (реки) течение.
Выводы учащихся об использовании автором изобразительно -выразитель -ных средств языка становятся более конкретными и запоминающимися.
Исследуя роль грамматических категорий в текстах различных стилей речи, учащиеся получают возможность подобрать наиболее стилистически уместные из ряда предложенных синонимов, вставляя их пробелы готовых текстов.
Преподаватель и учащиеся делают всё это у доски перед всем классом, что .несомненно активизирует процесс усвоения материала.
Использование компьютера и интерактивной доски на уроках русского языка позволяет увеличить объём тренировочных упражнений ,дифферин -цировать их по объёму и степени трудности ,что позволяет для каждого ученика создать «ситуацию успеха».
При выполнении самостоятельной или контрольной работы ученик имеет возможность выбрать уровень сложности работы.
Тема : Правописание Н и НН в причастиях.
1 уровень.
Расположите слова по алфавиту, вставляя пропущенные буквы.
Рифмоа,мощеая, жаре..ая, клюквеый, государствеый, ледя..ной, скошеая, высушеое пастеризоваое плетеая, асфальтирова..ая. бетоый , излуче..ый, цивилизоваый, серебря..ое.

2 уровень. Решите орфографическую задачу: Н или НН? Составьте таблицу
Хозяйка принесла нам квашеую капусту,дли..о и мелко пореза..ую, с изюмом, соле..ые помидоры и маринова..ые грибы.
3уровень Раскройте скобки .
Таким образом ,использование интерактивной доски способствует организации постоянной работы учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой деятельности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе. Кроме того, программное обеспечение SMART позволяет не только.как уSе говортлось,сохранять слайды экранов,но и выстраивать их в нужной последовательности, в том числе и в виде альбомов. Можно просматривать слайды таких альбомов и повторно их комментировать. Это при сохранении заданий, выполненных учеником на доске ,позволяет проследить динамику усвоения материала каждым учащимися ,выделить типичные и повторяющиеся ошибки.
Необходимо учесть и важный психологический момент: современные ученики, у которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того , что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом.







15