Педагогическая концепция Игра как средство мотивации к изучению английского языка в начальной школе


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Дубовская основная общеобразовательная школа
Концепция педагогической деятельности
по теме
«Игра как средство мотивации к изучению английского языка в начальной школе»
на конкурс «Учитель года»
Подготовила:
учитель английского языка
Трунова Людмила Владимировна
Листопадовка 2017
Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности и считается международным. Самой главной задачей учителя английского языка является повышение мотивации к его изучению. Активизации учебного процесса, формированию стойкой мотивации учащихся способствует внедрение в процесс обучения игровых технологий. Игровая деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения учебного материала.
Цель моей педагогической деятельности заключается в создании условий для повышения мотивации к изучению иностранного языка, в активизации деятельности учащихся посредством использования игры на уроках.
Для успешного достижения цели ставлю перед собой следующие задачи:
вовлечь учащихся в иноязычно-речевую деятельность, используя различные виды игр, повышающих мотивацию к изучению иностранного языка;
создать психологически комфортную среду для изучения предмета и непосредственного общения на иностранном языке;
создать условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей детей.
Основными принципами моей педагогической  деятельности, направленной на развитие личности, являются:
Принцип научности.  Данный принцип состоит в требовании сообщать учащимся только те знания, которые полностью соответствуют установившимся в современной науке положениям.
Принцип последовательности и системности. Как и на уроках, так и во внеурочное время я выстраиваю материал перед ребятами в определённой системе.
Связь теории с практикой. Эта связь предполагает умение школьников применять полученные знания в учебной деятельности.
Принцип доступности преподносимого материала. Всегда надо помнить о том, что материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за рамки программных требований, но он не должен превышать возрастные особенности детей. 
Проблема качественного обучения иностранному языку в начальной школе особенно актуальна в связи с принятием новых базисных учебных программ, в соответствии с   Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, которые предполагают модернизацию языкового образования на основе личностно-ориентированного подхода. Внедряя в педагогическую практику новые базисные учебные программы, важно  опираться на психологические особенности младших школьников и необходимость формирования у учеников мотивации к изучению предмета, т.к. именно собственная высокая мотивация к освоению новых знаний является одним из наиболее эффективных факторов, влияющих на дальнейшее успешное обучение иностранному языку.
Современные психологи и педагоги едины во мнении о том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей ребенка, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, упорядочение для достижения цели. Поэтому мотивация по определению И.А. Зимней является «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности, в том числе и учебной. Она является источником активности детей на уроке, и поэтому имеет особую важность на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте.
Мотивацию определяют как внутреннюю психологическую характеристику личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь успеха!»
Можно выделить еще пять типов мотивации:
Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
Мотивация успеха - если предмет “удается”, то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.
Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.
Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.
Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ.
Формирование мотивации – это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.
Формированию мотивации способствуют следующие формы работы: 
игры;
личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
внеклассные мероприятия по предметам;
творческие работы учащихся по разным предметам;
проведение предметных олимпиад;
использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, развивающие задания и т. д.).
Успешное начало обучения иностранному языку и интерес учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько увлекательно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам учащихся младшего школьного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно использует учитель игровые приемы, наглядность, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал. Начальный этап важен еще и потому, что от эффективности обучения на этом этапе зависит успех в овладении предметом на последующих. Английский методист Г. Пальмер придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка. Так, он писал: "Take care of the first two stages and the rest will take care of itself" – "Позаботьтесь о первых двух этапах обучения, а остальные сами позаботятся о себе".
Так как игровая деятельность является ведущей для ребенка от 3 до 10 лет, то ее значение не утрачивается в начальной школе. Обучающие возможности игры на иностранном языке отмечали многие известные педагоги: Л.В. Выготский и Д.Б. Эльконин.
По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком.
2) Воспитательная функция заключается в воспитании уважительного отношения к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.
4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
5) Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объёмов информации.
7) Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Игра обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, сохраняя при этом свою самоценность. В этой связи использование игровых приемов обучения иноязычному общению имеет ряд положительных аспектов:
Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность и желание играть и общаться.
Игра дает обучающимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать.
Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации, создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Коммуникативная природа игры также предоставляет возможности для развития коммуникативных навыков. Необходимость комментировать свои и чужие действия, взаимодействовать в пределах группы, возражать, соглашаться, высказывать свое мнение служит базой для развития речевых умений и стратегий общения, что необходимо для инициации и поддержания межкультурного диалога.
Игра ориентирована на групповую активность, что вполне отвечает запросам современной методики. Она также легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому ученику попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальные способности.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и ученых всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель отмечал пользу словесных игр для развития интеллекта. Известные педагоги эпохи Возрождения (Рабле, Эразм Роттердамский)  уделяли большое внимание играм на занятиях иностранным языком. На возможность использования игр как метода обучения иностранным языкам обратил внимание еще величайший педагог прошлого Я.А. Каменский, а в дальнейшем Н.К. Крупская писала: "Чрезвычайно важны и полезны игры на иностранном языке. Они помогают естественному изучению языка".
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);- как технологии внеклассной работы (игры-драматизации и др.)
Игра на уроке иностранного языка является средством активизации лексического и грамматического материала, развития навыков и умений всех видов деятельности. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность детям преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость. В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Именно игра способствует формированию сильной мотивации при обучении иностранному языку. Игра позволяет поддерживать работоспособность каждого в течение урока, снимает утомляемость, восполняет дефицит общения на иностранном языке. Упражнения игрового характера могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способом организации и проведения их, материальной оснащенности, количеству участников и т.д.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель  человеческих отношений и проявлений в труде.
Работая в сельской школе учителем иностранного языка, я давно пришла к выводу о том, что главной целью при подготовке к уроку должно быть стремление заинтересовать своих учеников, повысить их мотивацию и создать благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей каждого ребенка. Именно поэтому я стараюсь на каждом уроке использовать игры, что помогает учащимся достичь ситуацию успеха, способствует их самореализации и социализации (т.к. в сельской местности не все дети посещали детский сад).
В своей педагогической деятельности я применяю следующие виды игр:
фонетические, цель которых заключается в тренировке учащихся в произношении английских звуков;
орфографические, направленные на формирование орфографических умений и навыков;
лексические, имеющие такие цели, как тренировка учащихся в употреблении изучаемой лексики, активизация их речемыслительной деятельности;
грамматические, нацеленные на отработку грамматических явлений, конструкций и речевых образцов в речи;подвижные, которые используются в качестве физминутки, а также для закрепления изученного лексического и грамматического материала.Постоянное применение игр на уроке показало повышение интереса учащихся к предмету, они стали более коммуникабельными, более самостоятельными в принятии решений. Также повысился уровень их активности на уроке. Еще одним положительным моментом является увеличение количества учащихся, посещающих внеурочное занятия по английскому языку. Они с нетерпением ожидают каждого занятия, во время которого в игровой форме я тренирую изученный материал, что положительно сказывается на результатах детей во время урока. Выступления на школьных праздниках, инсценировки сказок на английском языке являются видимым продуктом деятельности не только для ребят, но и родителей, а также общественности.
Хотелось бы отметить, что неравнодушное отношение к своему предмету, стремление к постоянному самосовершенствованию, старание сделать урок интересным и эффективным, любовь к детям и желание работать являются для меня основополагающими принципами работы в школе. Я считаю, что английский язык как учебный предмет имеет огромный потенциал как средство развития, так и средство воспитания, обладающей коммуникативной культурой и способной занять достойное место в современном обществе.
Литература
Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. № 3 – 1996.
Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. М., 2004.
Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие. - Москва, Айрис-пресс, 2004.
Зайцева М.В.Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД «Первое сентября», 2003. – с. 23
Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку. Иностранные языки в школе. №2 – 2004.
Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка: пособие для учителя. / И.Е. Колесникова - Минск: Народная Асвета. – 1990.
Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.
Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод.пособие – М.; ООО «Издательство АСТ», 2005.
www.festival.1september.ru