Конспкет урока русского языка в 3 классе по теме Значение и употребление глаголов в речи



"Конспект урока по русскому языку в 3 классе
по теме "Значение и употребление глаголов в речи"
автор учебника В.П. Канакина, В.Г.Горецкий.



Выполнил: Катаева Елена Анатольевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Коммунарская СОШ№3»
Гатчинский район, г. Коммунар.
    

Санкт-Петербург
2015 г.
Автор: Катаева Елена Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ «КоммунарскаяСОШ№3». Предмет: русский язык Класс: 3а УМК «Школа России». Тема. Глагол. 1-ый урок в теме. Источники, используемые при подготовке к уроку: учебник В.П.Канакина , В.Г.Грецкий Русский Язык.3класс.- 2-е изд.-М.: Просвещение,2013. УМК «Школа России». О.И.Дмитриева Поурочные разработки по Русскому Языку. Москва «ВАКО» 2014. ЭОР: http://b.slave.festival.1september.ru/; http://uchitel47.blogspot.ru http://nsportal.ru// ; http://www.inksystem-az.com/
Цель урока: « Способствовать развитию умения определять значение и употребление глаголов в речи».
Задачи: 1.Создать условия для обобщения знаний о существенных признаках глагола как части речи; формирования умение анализировать слова. 2. Создать условия для развития умения распознавать глаголы среди других частей речи. 3. Повторить, имеющиеся у детей знания о частях речи.
4.Формировать умение формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того что ещё неизвестно.
Планируемые результаты:
 Предметные: распознавать глаголы,  проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры.
 Личностные: формирование мотивации к творческому труду, развитие способности к самооценке на основе критерия успешности, применять навыки делового сотрудничества в группе.
 Метапредметные:
Познавательные: работать с источниками информации, осознавать познавательную задачу, осуществлять синтез, сравнение, классификацию.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё мнение, свою позицию; высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.
Регулятивные: планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности.
Тип урока. Урок применения ЗУН и УДД. Решение учебной задачи.
Техническое оборудование. Мультимедийное оборудование, учебник «Русский язык» 3 класс (автор В.П. Канакина); рабочая тетрадь на печатной основе (автор В.П. Канакина)







СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
(конкретизировать УУД, ориентироваться на планируемые результаты по теме) Время
(в мин.)
I. Организационный момент - Прозвенел уже звонок, Начинается урок. А теперь все повернитесь, И друг другу улыбнитесь.  Дети организуются для работы. Коммуникативные: Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя 1мин.
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся.
- Проверим домашнее задание: тетради ваши сданы на проверку, поэтому по памяти – какие придумали предложения с местоимением?
- Что такое местоимение? Примеры? Лицо и число?(Вспомни ,сначала, про себя, подними руку , кто готов.)
-1ряд-Ира,Маша, 2 – ряд Петр,.. 3ряд – не подняли руку?! Помогите себе – с.93 повторите по учебнику. -Ответь, Ира, кто помнил – слушаем и проверяем сами себя- верно ли вы знали правило. Кто ошибся? Теперь запомнили?
-Ответы детей.
-Часть речи , указывающая на предметы, но не называющая их.
1-я(мы)
2-ты(вы)
3-он,она,оно (они)
Предметные: понимают задание, как его надо выполнять.
Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
5мин.
3. Актуализация знаний. 
Словарно – орфографическая работа, с акцентом на каллиграфию.
-Прочитайте слова, написанные на доске.
К..ртофель, ч…рный, р…бина, ж…лать, ж…лтый, ш…л.
- К доске желающий – вписать, пропущенные орфограммы.
-Согласны?
Коррекция ошибок, с проговариванием вслух и повторным запоминанием.
- Подумайте на какие 3 группы их можно разделить?
- Откройте тетради, проверьте посадку. Запишите число и классная работа, учитывая правила каллиграфии( высоту, наклон, правильность соединения букв, верное написание всех элементов букв) . Контроль учителя по классу, помощь.
-Теперь запишите три столбика (каждый- с маленькой буквы) группы слов на которые разделили.
-Орфограммы подчеркните зеленым цветом.
-По каким признакам разбили слова на группы?
-Расскажите про слова в столбиках по признаку разбиения( части речи).
Коррекция и помощь в формулировании ответов. Ребенок зеленным цветом вписывает пропущенные буквы, проговаривая вслух.
Мнения детей.
Дети показывают готовность огласить группы слов.
Дети пишут, соблюдая правила написания букв.
Самостоятельная запись слов в столбики по группам.
-Части речи.
Дети рассказывают про часть речи каждого столбика: -Первый столбик часть речи сущ, т.к. обозначает предметы отвечает на вопросы кто? что? Второй- часть речи- прилагательное, потому что обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Третий- глагол т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что делает?
Предметные: понимают задание, как его надо выполнять.
Метпредметные :Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия. 3-5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. Прочитайте запись. (Слайд)
Сильный ветер. Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Птицы на деревьях. Звери в норы.
- Всё ли было понятно?
- Какое задание будем выполнять,кто догадался?
- Давайте восстановим текст.
Поднялся сильный ветер. Прогремел гром. Сверкнула молния. Полил дождь. Ручьи побежали по дорожкам. Птицы на деревьях умолкли. Звери спрятались в норы.
- Докажите , что получился текст?
-Какие слова помогли восстановить текст?
- Зачем вам было задано это задание? О чем пойдет речь на уроке?
- Определите тему урока?
- Какие задачи поставим перед собой?
Чтение слайда.
-Не совсем.
- Восстанавливать текст.
Дети предлагают варианты.
-Глаголы.
- Предложения связаны по смыслу иопредеоены одной темой.
Часть речи глагол.
-Искать глаголы ( определять, вспоминать…) Предметные: формулировать тему урока, учебную задачу.
Личностные: проявлять любознательность при получении знаний.
Метапредметные :Познавательные: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера.
Регулятивные: регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы.
5мин
5. Применение знаний и умений в новой ситуации .-Как изменился текст?
-С помощью какой части речи это произошло? Какова роль глагола?
-Расскажите всё, что вы знаете о глаголе.
- Определение глагола?
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом напечатано в учебнике?
С. 101 (сведения об языке)
- Совпало ли наше мнение с мнением автора учебника?
- Различаются слова: ходить ходьба?
- У нас возникает проблема: а как отличить глагол от других частей речи?
- Давайте займёмся поисками решения этой проблемы .- Как будем действовать?
Применим ваши предложения в упр.169: читаем задания и выполняем:
-Первый кружок задание?(Определи к какой части речи относятся слова каждой группы? По каким признакам определил?
-Второй кружок задание?( Составь и запиши нераспространенные предложения из данных слов. Подчеркни основу.)- -Кто понял задание – приступил, кому не понятно сидит. с поднятой рукой – я подойду объясню еще раз.( Помощь учителя.)
- Проверим .-Оцени и проверь письменное выполнение заданий по правильности каллиграфии, орфограмм( простым карандашом- исправь, поставь оценку или смайлик).
Физминутка: Встали – руки подняли, назад наклонились, головой покачали .Руки опустили- потрясли внизу. Глубоко вздохнули, плечи расправили. Сели. -Текст стал понятнее, яснее. Глаголы.
- Глаголы помогают понять текст.( уточняют происходящее, говорят. что делают существительные …)
-Часть речи , обозначающая действие и отвечающие на вопросы что делать?
Чтение сведений о языке в учебнике.
- Совпало.
Мнения детей:- задавать вопросы, проверять обозначает ли слово действие…
Устные фронтальные ответы детей: Первая группа – существительные, вторя глаголы. Т.к. в первой слова обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? , а во второй- действия и отвечают на вопрос что делает?
-предложения только из главных членов - подлежащее и сказуемое.
Выполнение упражнения по заданиям учебника.
Самопроверка
-предложения только из главных членов - подлежащее и сказуемое.
Предметные: выстраивают модель алгоритма; формулируют правило.
Метапредметные :Познавательные: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характер;уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о глаголе; уметь формулировать правило.
Регулятивные: регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге.
7-10мин
6. Обобщение и систематизация знаний  Работа с упр.171
-Задание? ( Прочитай и озаглавь текст).
- Читаем про себя текст, тема? Заголовок?
Согласны с каким заголовком? Почему?
- Как еще автор называет пингвина?
- Первое задание? Что такое половник?
- Правильно- столовый прибор , большая разливательная ложка с длинной ручкой для разливания супов, компотов из посуды для приготовления ( кастрюли) в посуду для употребления еды( тарелка, чашка).
- Второе задание? ( назови глаголы- действия пингвина, в чем различие слов налетел и налетает ,звенит зазвенит? Докажите?
Варианты детей:
- Тема: пингвин драчун.
-Половник?- Пингвин –забияка.
Дети обосновывают свои варианты.
-Драчун.
- Поварешка, большая ложка для наливания супа.
-Бежал, налетел, вернулся, опять налетел ,бьет, клюет, злится ,поджидал, набрасывался ,вцепится, боялся.
-Действие совершено, не совершено.
Предметные: применять знания в выполнении задачи.
Метапредметные :Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные: : уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
7-10мин.
7. Рефлексия.
-Третье задание ( выпиши только глаголы, подчеркни глаголы, которые отвечают на вопрос что сделал?)
- Какие глаголы подчеркнули? Дети выполняют последнее задание письменно.
-Налетел, зазвенел вернулся. Метапредметные :Познавательные: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера.
Личностные: осознавать смысл изучения.
3-5мин.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению . -Домашнее задание упр.172 Прочитайте задание про себя ,что будете дома делать? В Рабочей тетради с.162, повторить правилос.101 - Составить предложения, вставляя из слов для справок глаголы. Придумать предложения о действиях других предметов, повторить правило. Метапредметные :Познавательные: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера.
Личностные: осознавать смысл изучения.
2мин.
9. Подведение итогов урока. - Над какой темой работали?
-Какие цели ставили? Достигли?
-Что обозначают глаголы? Какую роль выполняют? Глагол- часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать?. Что сделать? что делает?..... Предметные:
выстраивают алгоритм -правило.
Личностные: осознавать смысл изучения. 2мин.
Самоанализ урока
Урок русского языка в 3классе по теме «: «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи». На уроке использовались образовательные технологии проблемного обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, здоровьесберегающие . Для достижения цели результата использовался учебник, слайды ,которые мотивировали учащихся к познавательной деятельности, и самостоятельности в приобретении умений и навыков. Класс по уровню развития различен, активные дети работали , давая возможность менее активным проявлять себя. Дети, испытывающие трудности в обучении всегда получали помощь со стороны учителя и одноклассников. Что способствовало формированию коммуникативных и регулятивных учебных действий. При подготовке и проведении урока ставилась цель – способствовать развитию умения определять часть речи –глагол, распознавать среди других частей речи. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1.Создать условия для обобщения знаний о существенных признаках глагола как части речи; формирования умение анализировать слова. 2. Создать условия для развития умения распознавать глаголы среди других частей речи. 3. Повторить, имеющиеся у детей знания о частях речи.
4.Формировать умение формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того что ещё неизвестно. На протяжении всего урока создавались условия для достижении задач. Для достижении цели использовался деятельностный метод обучения для приобретения умений и навыков. Мотивация детей определяла их деятельность. Объем материала соответствовал возрастному уровню, и уровню подготовленности детей. Он был посилен и понятен. Дети проявляли активность , соответствующую их индивидуальным особенностям. Самостоятельность детей на уроке была на высоком уровне- все действия и умения выполнялись самостоятельно, учитель мотивировал и помогал, корректировал.
Урок был результативен, так как дети активно работали в распознавании глагола и выполнили запланированный объем заданий.
Цель урока достигнута – все дети на этапе рефлексии работали и определяли глаголы Задачи выполнены в полном объеме . Благоприятный психологический климат на уроке служил одним из показателей для решения задач. На уроке применялись здоровье сберегающие технологии .Не было переутомления, однообразия, осуществлялась смена деятельности. Учитывались индивидуальные особенности и черты личности детей. Домашнее задание - посильно.

Заключение
Цель проекта – методическая разработка урока – достигнута. Поработан конспект урока в рамках КПК «: « Методическое сопровождение образовательного процесса
в условиях реализации ФГОС начального общего образования».
Материалы проекта могут использоваться при подготовке к урокам в работе учителя.