Классный час Ибырай Алтынсарин (10 класс)


Классный час к 175-ю Ибрая АлтынсаринаЦели и задачи классного часа: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. Алтынсарина. развивать логическое мышление, коммуникативные способности, связную речь, совершенствовать умение внимательно слушать друг друга. воспитание исторического мировоззрения, гордости за свою страну и культуру своего народа. Воспитать нравственные качества: доброты , любви, труда, милосердия. 
Ход классного часа 1 Орг. Момент 2 Введение в тему Просмотр видео Ыбрай Алтынсарин «В памяти предкам» «Культурное наследие» - Ребята, скажите , пожалуйста о ком пойдет наш разговор? Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве выдающегося казахского педагога-просветителя, общественного деятеля, писателя, одного из основоположников казахской письменности — Ыбрае Алтынсарине. В этом году Ыбраю Алтынсарину исполняется 175 лет. Поэтому наш классный час посвятим этой знаменательной дате. 3 Знакомство с биографией и творчеством педагога -новатора 1. Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (1(2) ноября) 1841 года в ауле Жанбурчи Кустанайской области. Он принадлежал к знаменитому роду «кипчак». Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ыбраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества. В 1850 году, когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ибрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание. В 1857 Ибрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года И.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа. Просмотр видео - Что нового вы узнали об Алтынсарине? Летом 1860 года И.Алтынсарину разрешают открыть начальную школу в городе Тургае, а затем преподавать в ней. Именно с этого времени Ы.Алтынсарин начинает свою просветительскую деятельность, которой посвятит всю свою жизнь. И.Алтынсарин был знаком с трудами великих педагогов Я.А.Коменского и К.Д.Ушинского, испытал на себе огромное влияние идей А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова. 
В 1879г.И. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. В первые же годы работы на этом поприще в каждом из четырех уездов Тургайской области им было открыто по одному центральному училищу. В училищах вместе учились дети казахов, русских и других национальностей. Учебно-образовательную работу школы Алтынсарин не ограничивал урочными часами. Одновременно с открытием четырех школ Алтынсарин разрабатывает тип волостных и аульных школ. По инициативе И.Алтынсарина были открыты женские училища (с пансионатом) в городе Иргиз для казахских девушек. Их обучали рукоделию, русской грамоте и арифметике. Много сил и энергии И.Алтынсарин тратил на создание ремесленных и сельскохозяйственных училищ. Литературная деятельность И.Алтынсарина началась с написания им «Киргизской хрестоматии», которой он посвятил три года (1876 -1879) и «Основное руководство по обучению киргизов русскому языку» , эти труды помогли казахским детям быстро освоить русский язык, уважать свой народ , научить их трудолюбию , воспитать в них высокие нравственные качества.  В заключении нашего классного часа я хочу провести небольшую викторину Вопросы викторины: • В каком году родился Ыбрай Алтынсарин? (1841 год). • Место рождения Ы.Алтынсарина? (Аул Жанбурчи Кустанайской области). • Какие стихотворения Ы.Алтынсарина были напечатаны в «Казахской хрестоматии?». («Идите, дети, учиться!», «Народы со знаниями и науками», «Когда наступает весна» и др.). • В каком стихотворении Ы. Алтынсарин воспевает образ матери? («Любовь к матери».) • Сколько лет писал Ы. Алтынсарин свою знаменитую «Хрестоматию»? (1876-1879). • Назовите известных казахских просветителей — современников Ыбрая? (Ч. Валиханов, А. Кунанбаев). • В каком городе учился Ыбрай Алтынсарин? (Оренбург). • Стихи каких поэтов переводил Ыбрай Алтынсарин? (А.Пушкин, М.Лермонтов, И.Крылов) • Сколько литературных произведений создано Ы.Алтынсариным? (Более ста)   Сказка «Спор животных» Верблюд, лошадь, корова, баран, собака, петух, курица, мышь и другие животные однажды заспорили, с чьего имени люди должны начинать счет годам. — Если человек садится на меня и едет, то далекое расстояние делается близким, — говорила лошадь. — Человек пользуется моей силой, пьет мое молоко, даже из моих волос арканы делает. Нет животного для человека полезнее меня. Счет годам должен начинаться с моего имени. — Если ты выполняешь работу для человека, то за это ешь овес, ячмень, сено; и ты за пищу сделалась рабой его, — возразил верблюд. — А вот я поднимаю тяжести, которых ты не в состоянии поднять, и доставляю их на расстояния в несколько месяцев пути. Когда я голоден, я не требую овса, ячменя, а довольствуюсь тем, что попадается мне на пути: если есть ковыль — ковылем, если есть полынь — полынью. Находится вода — напьюсь, а если нет воды, то могу долго терпеть жажду. Поэтому счет годам должен начинаться с моего имени. — Я пашу человеку землю, он пьет мое молоко, делает из него курт, сбивает масло, — говорила корова. — Если бы не было меня, то чем бы покрывал казах свою юрту? Из моей шерсти он делает кошмы, вьет арканы, сучит нитки, из жабаги шьет себе халаты,— говорил баран. — Если бы не было меня, то многих из вас украли бы воры или задавили бы волки. Всех вас я стерегу, и если покажется враг, то я начинаю громко лаять, — даю хозяину знать о его приближении, — говорила собака. — Если бы нас не было, то человек не вставал бы рано утром на работу, просыпал бы, — сказала курица. — Петух, проснувшись рано, начинает петь, давая знать, что заря занимается. В полночь он кричит, возвещая, что время ложиться спать, иначе можно проспать и опоздать на работу. Вечером он опять кричит, давая знать, что настало время отдыха. Мышь некоторое время молчала, не зная, что сказать, и обдумывала, как бы обмануть всех. Затем она предложила собравшимся: — Из этого спора не будет никакого толку. Давайте подождем начала года, и именем того, кто раньше всех увидит его, пусть будет назван первый год летоисчисления... Верблюд, полагаясь на свой рост, был твердо уверен, что раньше его никто не сможет увидеть наступление года, и первый одобрил слова мыши. И вот все начали смотреть и ждать начала года. Между тем мышь тихонько взобралась на верблюда, а затем на макушку его горба и стала ждать. В результате она первой увидела наступающий год и оповестила об этом всех. Поэтому ее имя и присвоено первому году летоисчисления. Вот почему, говорят, и существует поговорка: «Верблюд, полагаясь на свой рост, остался ни с чем». Ыбырай Алтынсарин, как поэт, И просветитель, своих лет. Он, наш учитель, яркий свет, Таких примеров, больше нет. В семье богатых, проживал, И грамоту, он с детства знал. Всю истину, он понимал, Всех бедных, он учится, звал. Не легким, сложным был тот путь, Народ, кочевий там, то тут. Он объяснял, всем знаний суть, Не знание тьма и трудный путь. Он первый строил, школы всем, И укреплял, доверие тем. Кто сомневался, в нем тогда, Отдал он знаний, все года. Казах, оседлым в жизни стал, Детей, учится, он отдал. И книги, сам Ыбырай писал, По ним учил и к свету звал. Во многом он, талантлив, был, Любил природу, свой народ. Он укрепил всем, в знания тыл, В единстве, он с народом жил. Огромный вклад, он в степь принес, Ведь знание, знаем, есть нам честь. Гордимся, чтим мы Вас, ата, В Вас интеллигентность, доброта. Пришли другие, времена, Но память, все еще жива. Прочтем молитвы, мы слова, Приехав к Вам, издалека. Кто ищет знаний, яркий свет, Здесь у ата, найдет ответ. Ведь знаний знаем, грань тонка, В народе память к Вам, крепка