Доклад на тему Межпредметные связи на уроках Искусства


Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса.
Сейчас интеграция искусств используется не в полной мере. Такая ситуация требует определения единой внутренней структуры художественного образования в целом, создания системы художественного образования, пересмотра содержания образования (знаний, умений, навыков, уровня творческого развития и воспитанности), постоянного использования межпредметных связей, активизации на уроках комплекса искусств.
Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами учебных предметов – одно из необходимых условий развития художественного творчества школьников. Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у школьников художественно-творческой активности.
Для осмысленного усвоения знаний и умений, обучающимися необходима собственная познавательная деятельность. Современного школьника трудно «зацепить», «задеть за живое». Способность удивляться – ценнейшая способность человека – содержит возможности активного, познавательного отношения к миру. Если кто-то из учеников не удивляется, нас это должно волновать и тревожить, - значит, нет у него вкуса к познанию, значит, ему недоступна жизнь, наполненная чудесными явлениями, нет перед ним притягательных задач, в решении которых он может включиться по собственному желанию. Наша задача пробудить у них способность удивляться. Одним из важнейших факторов оптимизации процесса обучения, повышения результативности, можно назвать межпредметные связи.
Связь с поэзией и музыкой позволяет образнее раскрыть тему урока. В структуре уроков обязателен перечень не только зрительного, но литературного и музыкального ряда. На одних уроках я использую пословицы, загадки, приметы, поговорки, русские народные сказки, на других рассказы и стихи изучаемые в программе литературы. Используемые мною музыкальные произведения на уроках способствуют пробуждению у детей эмоциональной отзывчивости, расширению диапазона межхудожественных ассоциаций. Музыка является не только средством создания творческой атмосферы на уроке. Она помогает передать ритм в линиях, эмоциональное настроение в цвете, красоту природы.
Я уверена, что обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Образовательная программа по изобразительному искусству позволяет в полной мере использовать межпредметные связи с литературой, музыкой и другими предметами.
Роль учителя в организации межпредметных связей
Обучение - двусторонний процесс. Даже искусственно ограничив его лишь информационной стороной, можно показать, что деятельность учителя и ученика неодинаковы. Учитель преподает учащимся знания, выявляет логические связи между отдельными частями содержания, показывает возможности использования этих связей для приобретения новых знаний. Ученик же усваивает эти знания, приобретает индивидуальный опыт познания, учится самостоятельно применять знания. Процесс познания учащимися протекает под руководством учителя, что еще раз подчеркивает различие видов их деятельности.
Выделяют два этапа на пути установления межпредметных связей:
I - начальный, или подготовительный, - приуроченный к началу изучения учебной темы на широкой межпредметной основе,
II - основной, представляющий непосредственное раскрытие ведущих положений темы на межпредметной основе.
Суть этих этапов заключается в следующем:
I, подготовительный этап обеспечивает общую ориентацию учащихся в содержании учебной темы, их психологическую готовность к изучению учебной темы на межпредметной основе. С этой целью в начале ее изучения ведется работа, которая подводит учащихся к осознанию интегративного характера содержания темы, к необходимости при раскрытии ее ведущих положений использовать знания из других предметов, а также к пониманию того, как должна быть организована для этого работа. В результате учитель вместе с учениками определяет перспективный план изучения темы на широкой межпредметной основе.
На II этапе, в соответствии с разработанным учителем совместно с учащимися планом изучения темы, строится следующий, основной этап по непосредственному раскрытию ведущих положений темы. Построение учебного процесса ставит учителя перед необходимостью все более проникать в содержание ведущих идей других учебных предметов, обуславливая тем самым все более широкие и глубокие контактные связи между учителями. В результате, работа по осуществлению межпредметных связей не ограничивается уроками, а приводит к организации межпредметных семинаров, экскурсий, письменных проверочных работ, различных конференций, конкурсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира.
При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.
Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Усиливая реализацию межпредметных связей, мы можем более точно определить роль наших предметов в будущей жизни учеников.
В течение 2-х лет исследую проблему реализации межпредметных связей, которые предоставляют широкие возможности использования знаний, приобретенных в процессе изучения других предметов на уроках Искусства.
При реализации межпредметных связей на уроках изобразительного искусства происходит применение потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач, уплотнения количества информации в уроке и мыслительной деятельности.
Ребенок на уроке, на котором осуществляется реализация МПС, может проявить себя несколько раз, как в интеллектуальной, так и в художественной деятельности. Он востребован в силу своих возможностей и способностей. Это ведет к сокращению перегрузки детей, оказывает на школьников значительное психотерапевтическое действие. А также способствует соблюдению принципов дидактики с учетом специфики разных видов искусств (ИЗО, музыки, литературы), общности целей учебных предметов, возрастных особенностей школьников среднего звена, органического единства разных видов ощущений в познании действительности окружающего мира.
Успех обучения во многом будет зависеть от количества необходимых взаимосвязанных фактов, явлений, помогающих развивать способности учеников, быстро и точно воспроизводить в памяти ранее усвоенные знания.
 Таким образом, необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Межпредметные связи формируют навыки переноса знаний одного предмета при усвоении другого, что вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность в решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности.
Планируя художественно-педагогическую деятельность на уроках Искусства, продумываю задания таким образом, чтобы приобщение к искусству было интересно подросткам, соответствовало романтическим устремлениям этого возраста, возросшей аналитичности, любознательности, требовательности к результатам своего творчества. При организации учебного процесса использую тесную связь с литературой, музыкой, информатикой, природоведением, историей, технологией. Это способствует соединению, сближению учебного материала предметов в единое целое, что помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности через звук, цвет, приобретать новые знания на стыке традиционных предметных знаний.
В практике преподавания приоритетными являются:
Методы развития художественного восприятия;
Методы развития пространственного воображения;
Методы развития логического мышления.
Так, изучая строение объектов изображения, их пространственное положение, формы, пропорции, цвет, градации светотени, создаются условия для одновременного знакомства с законами красоты. Дети учатся видеть гармонию цветов, линий, у них пробуждается любовь и интерес к окружающей природе, музыке, русскому слову. Этому способствуют такие темы, как «Цвет в произведениях живописи», «Пятно как средство выражения», «Композиция как ритм пятен». На занятиях рисования по памяти и представлению раскрываю тему в неожиданных и интересных для учащихся аспектах, чтобы разнообразить, обогатить их представления, сделать момент вхождения в замысел более эмоциональным.
Огромную роль в развитии процессов, лежащих в основе формирования творческих способностей школьников, играет связь ИЗО с литературой, музыкой. Дети воспринимают различные виды искусств обособленно. Вместе с тем, такие виды, как живопись, литература, музыка тесно взаимосвязаны. Слияние искусств на уроках, их взаимодополнение способствует глубокому раскрытию образа. Ни одно из искусств, взятое изолированно, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Существенно то, что уроки – слияния искусств формируют эмоционально-эстетическую сферу ребенка, его чувства, духовное богатство. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого учитель стремится средствами искусства. В процессе изучения жанра «Пейзаж», «Портрет», «Традиции» включаю в урок чтение лирических стихотворений о природе, на нравственно-этические, патриотические темы. Художественное слово играет важную роль. От того, какие слова найдет учитель, чтобы создать нужное настроение, зависит успех урока. В этом мне помогает поэтический или прозаический текст. В нем уже сконцентрирован эмоциональный образ, непосредственно воздействующий на воображение и чувства детей. Эти чувства становятся глубже, когда в творческий процесс включаю музыку соответствующей тематики. Например, отрывки из произведений Петра Ильича Чайковского, Людвига Бетховена, Антонио Вивальди, современных композиторов.
Неразрывна связь уроков ИЗО и технологии. Перенос знаний учащихся по технологии при изучении материала изобразительного искусства дает возможность разнообразить виды заданий на сравнение, классификацию, обобщение. В практику учителя прочно вошли нетрадиционные уроки, реализующие связь данных предметов. Уроки-проекты, уроки-мастерские художника развивают творческую индивидуальность ребят, содействуют самовыражению каждого.
В формировании критериев, которые оценивают общественную значимость искусства, большую роль играет связь с историей. Творческие изыскания по истории, уроки – экскурсы, использование краеведческого материала стали традиционными в моей практике. Выстраивая единую систему упражнений по Искусству и истории, с разных сторон учитель освещает одну и ту же проблему. Тем самым представление о предметах, явлениях, которые учащимся необходимо изобразить, раскрываю в различных проявлениях и связях. Неоценимо значение таких уроков в воспитании патриотизма, бережного отношения к наследию предков.
В настоящее время актуальной проблемой стала проблема информатизации образовательного пространства, обеспечения компьютерной грамотности учащихся.
Этот шаг позволил расширить познания учеников в области применения ИКТ, а также дал возможность расширить межпредметные связи: учащиеся создают творческие проекты в различных областях школьной программы. Например, презентации по ИЗО, мировой художественной культуре, истории, краеведению, литературе на основе рефератов, собственных исследований. Эта работа открывает новые пути активизации сотрудничества учащихся, стимулирует потребность детей творить с помощью современных компьютерных технологий.
В своей работе использую различные творческие задания, стимулирующие исследовательскую активность учеников. Предоставляю детям возможность активно задавать вопросы из других областей знаний, поощряю информацию, расширяющую представления о предмете и явлениях.
В результате применяемого подхода к преподаванию Искусства повысилась эффективность уроков. Отмечается положительная динамика уровня развития творческих навыков. Навыки, полученные на уроках, ребята успешно применяют при изготовлении картин для школьных и городских выставок, при участии в различных творческих конкурсах рисунков. Благодаря этому с каждым годом увеличивается количество участников, призеров, победителей.
С уважением, учитель Искусства Н.В.Дейнека