Презентация к педсовету Межпредметные связи математики и предметов естественнонаучного цикла


Межпредметные связи математики и предметов естественно- научного цикла Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками.Актуальность темы Основные взаимосвязи математики и предметов естественнонаучного цикла Практика преподавания показывает, что даже учащиеся, хорошо владеющие математическим аппаратом, не могут на уроках ЕНЦ эффективно его использовать. Особенно вызывает затруднение изучение таких вопросов:как векторный характер физических величин,переход от записи уравнений в векторной форме к их записи в скалярной форме, решение в общем виде задач координатным методом, анализ графиков функций, применение производной при изучении колебаний, использование и закрепление свойств тригонометрических и показательной функций.Таким образом, актуальность проблемы обусловлена необходимостью реализации межпредметных связей при изучении естественно научных дисциплин в парадигме личностно-ориентированного обучения; При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общих направления:Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов КлассПредмет Учебная темаМатематическое содержание9,10ФизикаРавноускоренное движениеЛинейная функция, производная функции7,8,10Движение, взаимодействие тел. ЭлектричествоПрямая и обратная пропорциональная зависимость9,10МеханикаВекторы, метод координат,функция, график и производная функции
КлассПредмет Учебная темаМатематическое содержание8,11ОптикаСимметрия9,10КинематикаВекторы, действия над векторами10,11ИКТАлгоритм, программаУравнения, неравенства
КлассПредмет Учебная темаМатематическое содержание6ГеографияИзображение земной поверхностиМасштаб, координаты на плоскости8,9ХимияМасса, объем и количество вещества,Задачи с массовой долей выхода продукта реакцииРасчеты массовой доли примесей по данной массе смесиРастворыОпределение формулы вещества по массовым долям элементовУравнения, проценты,пропорция
Математика и физика обычно считаются наиболее трудными предметами школьного курса. Во все периоды человеческого сознания эти направления научной мысли развивались взаимосвязано, стимулируя обоюдный прогресс. Для развития математики характерна такая схема:сначала имеется или предлагается недостаточно четкая задача, зародившаяся вне математики (или в другой математической дисциплине);постановка задачи формулируется (т.е. строится математическая модель), и задача решается с полной строгостью;полученное решение используется на практике и «обкатывается» прикладниками, причем нередко возникает необходимость в изменении модели. Школьная математика практически везде, к сожалению, совершенно оторвана от потребностей физики – как по выбору материала, так и по его трактовкам, постановке задач и развитию навыков.Непонимание школьниками какого-либо вопроса из курса физики часто связаны с отсутствием навыков анализа функциональных зависимостей, составления и решения математических уравнений, неумением проводить алгебраические преобразования и геометрические построения.ПРОТИВОРЕЧИЕ Невнимание к физике причиняет урон и самой математике, затрудняется ее понимание, притупляется интерес к ней, принижается роль математики как фундаментальной науки. Не используемый в физике математический аппарат плохо держится в памяти. Минусы ПлюсыШкольники испытывают удовлетворение, замечая, что абстрактные математические формулы и уравнения имеют реальное воплощение в физических процессах.Взаимное сотрудничество преподавателей двух предметов предполагает паритетные отношения между ними. Они делают общее дело.Открывается возможность без учебной перегрузки школьников и при сравнительно «мягком» отборе новых трактовок, существенно обогатить содержание обоих курсов. «Конфликт» учителей физики и математики основан на том, что последние не соглашаются ввести понятия вектора – в начале 7 класса, понятия производной и интеграла – в 9 классе, когда эти понятия очень нужны для рационального изложения физических вопросов, таких как сила, скорость, мгновенная скорость, ускорение, работа и т.д. Физики по этому поводу иронизируют, считая, что изучать в 11 классе интегрирование, все равно, что монтировать строительный кран после окончания строительства и в этом есть доля истины. Математики не без основания возражают, что нельзя в интересах «заказчика» поступаться ни математической последовательностью и систематичностью изложения – этим был бы непоправимо испорчен математический вкус школьников.Конфликт 7 класс начинаются проблемыНеобходимые знания и умения для основ физики:Перевод единиц измерения ( км/ч в м/с)Приставки КИЛО; САНТИ; МИЛЛИ; ДЕЦИ; ГЕКТО; МИКРОСтепень и стандартный вид числаФормулы. Умение выражать из формул необходимый компонент.Линейная функция Чтение графика зависимости пути от времени, нахождение скорости по графикуШкалы и цена деленияI четверть6 класс 8 класс начинаются проблемы 2 четвертьНачиная с 6 класса 9 класс начинаются проблемыНеобходимые знания и умения для основ физики:Теорема ПифагораРешение квадратных уравнений и систем уравненийВедение понятия sinx и cosxРешение треугольниковВЕКТОРЫ и КООРДИНАТНЫЙ МЕТОД8 классНет возможности пройти в 8 классе Тема «Теорема Пифагора»1) Автомобиль проехал по улице путь, равный 400 м, затем свернул направо и проехал по переулку еще 300 м. Считая движение прямолинейным на каждом из отрезков пути, найдите путь автомобиля и его перемещение.2) Вертолет, пролетев в горизонтальном полете по прямой 40 км повернул по углом 90° и пролетел еще 30 км. Найти путь и перемещение вертолета.3) Найти геометрически равнодействующую трех сил. Найти модуль равнодействующей, считая, что 1 клетка соответствует силе 1 Н. Разрешение проблем через налаживание межпредметных и метапредметных связейПример: разработка задач по теме векторы с физическим содержаниемРавенство векторов; нулевой вектор Задача 1. Объясните, действие каких сил компенсируются в следующих случаях:а) подводная лодка покоится в толще воды;б) подводная лодка лежит на морском дне.Задача 2. Двое мальчиков тянут за динамометр в противоположные стороны с силами по 100 Н каждый. Каково показание динамометра?Задача 3. На тело горизонтально действует сила 3 Н. Какую силу надо приложить к телу, чтобы тело не двигалось? Для усвоения зависимости векторной величины не только от числового значения, но и от направления:Задача 4. Изобразить в данном масштабе силу, модуль которой равен 4Н. Сколько решений имеет задача?Задача 5. Изобразить графически силу, направленную вертикально вниз, модуль которой равен 50Н (масштаб: 1клетка – 10Н).Для подготовки изучения сложения и вычитания векторов, задачи на нахождение равнодейтвующей сил, действующих по одной прямой.Задача 6. На тело вдоль одной прямой действуют две силы, модули которых 20Н и 30Н. Изобразите эти силы графически для случаев, когда их равнодействующая равна 50Н и 10Н. 1. Легко ли тебе даются предметы:Физика_______ Математика_________2.Испытываешь ли ты усталость после урока:Физики__________ Математики___________ 3.Встречал ли ты при изучении физики и математики, повторяющиеся темы_________ термины__________ законы______________4.Устаёшь ли ты после выполнения домашних заданий по физике____________ математике________________5.Считаешь ли ты, что при дублировании тем по физике и математике целесообразнее задавать общее домашнее задание____________ 6.Необходимо ли проводить единые, общие темы по физике и математике одновременно______________Анкетирование 53% устают после выполнения дом. задания 58% считают, что целесообразнее задавать общее дом. задание 65% испытывают трудности при изучении физики и математики 80% испытывают усталость после уроков 86% считают, что необходимо проводить общие темы по физике и математике одновременно 93% встречали повторяющиеся термины, законы Анализ анкеты учащихся 8 - 11 класс






Анализ анкеты учащихся 8 - 11 класс