Мастер-класс «Создание кроссворда в Excel». Пошаговая инструкция.


Мастер-класс «Создание кроссворда». Пошаговая инструкция.
СОЗДАДИМ НОВЫЙ ФАЙЛ EXCEL: на рабочем столе или в пустой папке щелкните по свободному месту правой кнопкой мыши – выберите команду СОЗДАТЬ – Лист Microsoft Excel (рисунок 1).

Рисунок 1.
Подготовим соответствующую рабочую область.
ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ВСЕГО ЛИСТА КНИГИ щёлкаем мышкой на пересечении нумерации строк и столбцов (рисунок 2):

Рисунок 2.
Для подгона размера столбцов и строк перетаскиваем границу строки или столбца в требуемое положение. Курсор при установке его на границу строки или столбца будет приобретать вид чёрной двойной стрелки с разделителем. При перетаскивании границы строки или столбца одновременно меняются размеры на всем листе, что нам и необходимо для кроссворда (рисунок 3,4):

Рисунок 3.

Рисунок 4.
Клеточки для кроссворда готовы на всем листе!
Далее оставим сверху пару строк для текста к кроссворду и начинаем вводить слова, из которых будет состоять кроссворд, предварительно увеличив шрифт до удобного для вас размера на всем листе (рисунок 5).

Рисунок 5.
Каждую букву вводим в отдельную ячейку,
переходя из ячейки в ячейку при помощи мыши или указательных стрелок на клавиатуре.
Только после того как ввели все слова в кроссворд, УСТАНАВЛИВАЕМ ГРАНИЦЫ СЕТКИ КРОССВОРДА. Для этого:
1.выделите первое слово кроссворда методом «перетаскивания», удерживая левую кнопку мыши, отпустите кнопку мыши;
2.удерживая на клавиатуре клавишу Ctrl, выделите остальные слова этим же методом (рисунок 6).

Рисунок 6.
3.Разверните во вкладке ГЛАВНАЯ стили границ и выберите ВСЕ ГРАНИЦЫ (рисунок 7,8).

Рисунок 7.

Рисунок 8.
Сетка кроссворда со словами готова. Переходим к созданию вопросов в примечаниях.
СОЗДАНИЕ ПРИМЕЧАНИЙ С ВОПРОСАМИ К КРОССВОРДУ.
1.Выделяем первую ячейку слова в кроссворде одним щелчком мыши.
2.Щелкаем по вкладке РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ.
3.Щелкаем по кнопке СОЗДАТЬ ПРИМЕЧАНИЕ.
4.В примечании удаляем слово «автор» и вводим вопрос.
(рисунок 9, 10)

Рисунок 9.

Рисунок 10.
5.После ввода вопроса в примечание, щелкаем мышью по любой ячейке листа – примечание становится невидимым, а в ячейке остается красная метка в правом верхнем углу. По наведению указателя мыши на ячейку с красной меткой примечание вновь появляется, и ученики смогут прочитать вопрос (рисунок 11).

Рисунок 11.
Аналогично создаем примечания с вопросами к каждому слову кроссворда.
Кроссворд почти готов! Нам остается установить условное форматирование на ячейки. При правильном заполнении учащимися кроссворда ячейки будут загораться зеленым цветом. Если дети вводят букву неверную, то ячейка остается прежнего цвета.
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ПРАВИЛА УСЛОВНОГО ФОРМАТИРОВАНИЯ:
1.выделяем ячейку с буквой щелчком мыши;
2.щѐлкаем по вкладке ГЛАВНАЯ;
3.выбираем и разворачиваем УСЛОВНОЕ ФОРМАТИРОВАНИЕ;
4.щѐлкаем по команде СОЗДАТЬ ПРАВИЛО (рисунок 12):

Рисунок 12.
В появившемся окне Создание правил форматирования выполняем следующие действия:
5.выбираем ФОРМАТИРОВАТЬ ТОЛЬКО ЯЧЕЙКИ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ;
6.значение ячейки устанавливаем РАВНО;
7.в пустом поле пропишем содержимое ячейки – у нас это буква М (рисунок 13).

Рисунок 13.
Далее, нам необходимо задать формат ячейки (выбрать цвет ячейки для верного ответа):
8.нажимаем на кнопку ФОРМАТ
9.в появившемся окне Формат ячеек выбираем вкладку ЗАЛИВКА;
10.выбираем цвет заливки (я выбрала зеленый цвет, можно выбрать другой);
11.подтверждаем операцию ОК (рисунок 14).

Рисунок 14.
Формат ячейки отобразился в окне Создание правила форматирования.
12.Подтверждаем наши операции ОК (рисунок 15):

Рисунок 15.
Аналогичным способом работаем с остальными ячейками.
Если мы хотим ускорить процесс создания кроссворда, то можно выделить сразу все ячейки с одинаковыми буквами, удерживая на клавиатуре клавишу Ctrl, перед тем как начать устанавливать условное форматирование.
Не забудьте в процессе работы периодически щелкать по значку «дискетка» в левом верхнем углу для сохранения вашего файла и «оберега» от непредвиденных ситуаций (разрядка батареи на ноутбуке, внезапное выключение света, поломка и др.). Рисунок 16.

Рисунок 16.
Таким образом, при правильно заполненной сетке кроссворда учащимися, ячейки будут менять цвет. Если неверно, ячейки остаются в прежнем состоянии – белыми (рисунок 17).

Рисунок 17.
Успехов в освоении материала!
Для желающих значительно расширить свои умения и навыки по созданию дидактических интерактивных материалов в среде Excel приглашаю Вас на постоянно действующие дистанционные курсы:
1 уровень – Дистанционный курс «Табличный редактор Excel для создания интерактивных упражнений и тестов». Записаться на курс и ознакомиться с программой можно по ссылке: http://www.moi-universitet.ru/do/directions/mm/exceltest/#.Ul1DalOsFGN
2 уровень – Дистанционный курс «Новые секреты Excel для создания интерактивных дидактических материалов». Записаться на курс и ознакомиться с программой можно по ссылке: http://www.moi-universitet.ru/ru/do/directions/mm/Excel2/#.Ul1EXFOsFGM
По окончании обучения Вы получите официальное подтверждение успешного завершения курса – удостоверение о повышении квалификации АНО ДПО "Инновационного образовательного центра повышения квалификации и переподготовки "Мой университет", образовательного портала "Мой университет" о прохождении дистанционного курса с указанием объема – 108 часов.