Конспект урока математики в 4 классе на тему Действия над многозначными числами. Закрепление.


Тема: Действия над многозначными числами. Закрепление.
Цель: отработка навыков письменных вычислений, повторение письменных алгоритмов сложения, вычитания, умножения и деления. Закрепление умений решать задачи на движение. Повторение единиц времени. Развитие математической смекалки, творческого мышления учащихся, пробуждение интереса к астрономии, физике, географии.
Ход урока:
Сегодняшний наш урок мы посвящаем космосу. Космос давно привлекал людей своей таинственностью. Но человек полетел туда не сразу. Сначала учёные запускали спутники. Вот первый искусственный спутник Земли. Его отправили на орбиту 4 октября 1957 года советские учёные. Этот день считается началом космической эры. Потом наши учёные запускали несколько ракет с собаками. А 12 апреля 1961 года в космос поднялся первый человек. Кто это был? - Юрий Алексеевич Гагарин.
Тогда это было событием мирового значения. Но наука не стоит на месте. Полёты в космос стали для нас делом обычным. Мы уже не обращаем такого внимания как раньше, на людей месяцами находящихся на орбите. Учёные начали полномасштабную подготовку к полётам людей на Марс. Давайте и мы сегодня совершим заочный полёт к Марсу. Посмотрим на карту путешествия. Нам предстоит стартовать с Земли, сделать 2 витка вокруг неё, посетить Луну, побывать на двух спутниках Марса – Деймосе и Фобосе и, наконец, побывать на Марсе. Это будет последний пункт нашего путешествия. Потом мы вернёмся на Землю.
Юные космонавты! Лететь будем тремя экипажами. Командирами экипажей назначаю: Юру, Диму и Артёма (эмблемы прикалываю). На время полёта ваши тетради превращаются в бортовые журналы. Откройте свои бортовые журналы и укажите дату нашего путешествия.
Задача №1.
Автобус с отрядом космонавтов едет к месту старта ракеты сначала 2 часа по дороге со скоростью 65 км/ч, а потом выезжает на шоссе и, увеличив скорость на 10 км/ч, проезжает ещё 3 часа. Какое расстояние должен преодолеть автобус за всё это время? (Чертёж, решение на доске, ответ 355км)
Мы прибыли на стартовую площадку. Перед запуском ракет необходимо проверить готовность экипажей к полёту (Работа в парах). Каждая пара получает задание, написанное на отсеке ракеты. Необходимо выполнить задание, при этом контролировать друг друга, оказывать взаимопомощь, Если допустите ошибку хоть в одном отсеке, может произойти беда. Известно, что в 1962 году американцы подорвали свою ракету, стартовавшую к Венере, так как с некоторым опозданием учёные обнаружили в программе действий ошибку: был пропущен один знак. Казалось бы, один знак- мелочь, но она могла обернуться катастрофой. Почему я рассказала вам об этом? Все вычисления ведём в бортовых журналах. На отсеках ракеты указываем только ответы. Отсеки с ответами отдаём на контроль командиру экипажа. Проверив, командир выстраивает ракету и докладывает о готовности экипажа к полёту. (Решение примеров №2)
- Все ли ракеты готовы к полёту? Вот теперь можно лететь. Космонавты! Занять кресла, пристегнуть ремни, три, два, один – летим!
Задача №3
Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» совершил первый полёт вокруг Земли. Полёт продолжался 108 минут. Сколько часов и сколько минут продолжался первый полёт вокруг Земли?
Пока мы совершаем виток вокруг Земли нам хорошо видно нашу планету. Напомните, какие океаны есть на земном шаре? Выполнив деление на двузначное число, вы узнаете, какой океан самый большой.
206856:68=
АТЛАНТИЧЕСКИЙ – 342 ИНДИЙСКИЙ – 2142 ТИХИЙ – 3042 СЕВ. ЛЕДОВИТЫЙ – 3420 ЮЖНЫЙ – 3402
Тихий океан – самый большой на земном шаре, его иначе называют Великим. В Тихом океане обитает много животных. Морской Ангел – самая красивая рыбка в океане, а Морская Змея (Морской Дьявол), обитающая в нём, в 20 раз ядовитее кобры. Хотя эта змея неагрессивна, она иногда нападает на человека. Её укус смертелен.
Теперь наш путь лежит к Луне. Луна – единственный естественный спутник Земли. Она не может самостоятельно двигаться, и как бы привязана к Земле. Она движется вокруг Земли и вместе с Землёй вокруг Солнца. А находится она от Земли на расстоянии 384 тысячи километров. Луна всегда обращена к Земле одной и той же стороной. На Луне совсем другие природные условия, чем на Земле. Там нет ни воды, ни воздуха. День на Луне длится целых 2 недели, и столько же длится ночь. За день лунная почва раскаляется до 120оС. При такой температуре можно вскипятить чай, поджарить яичницу прямо на камнях. А ночью на Луне бывает свыше 100оС холода. Здесь нет ни дождей, ни бурь, зато на лунную поверхность всё время падают метеориты – словно осколки артиллерийских снарядов во время обстрела. Луна значительно меньше Земли, а чем меньше небесное тело, тем слабее оно притягивает всё вокруг. Все предметы на Луне будут в 6 раз легче, чем на Земле. Ну-ка посчитайте, сколько будет весить мальчик, если на Земле он весит 30 килограмм. (на Луне – 5кг).
Прощай Луна, вперёд – к Деймосу. Летим дальше. Пока мы подлетаем к спутнику Марса Деймосу, давайте узнаем, какая самая яркая звезда на небосклоне. Для этого надо решить пример:
150380:73 =
В Е Г А – 260 С И Р И У С – 2060 А Л Ь Т А И Р – 2600
Теперь наш путь лежит к Фобосу. Этот спутник Марса чуть больше Деймоса и имеет такую же неправильную овальную форму. На борт нашего корабля поступили какие-то странные зашифрованные телеграммы. Чтобы разгадать эти загадочные цифры надо воспользоваться шифром. Каждая цифра соответствует определённой букве. Итак, кто быстрее:
17 16 19 1 5 12 1ПОСАДКА
15 6 3 16 9 14 16 8 15 1НЕВОЗМОЖНА
19 17 1 19 1 11 20 6 19 30СПАСАЙТЕСЬ
Действительно, странно. Я совсем забыла вам сказать: если перевести с греческого языка названия спутников Марса, то получатся слова «ужас» и «страх». Что же, тогда попробуем совершить посадку на Марс. Марс – планета солнечной системы, четвёртая по счёту от Солнца. Обращается вокруг него примерно за два года. Вокруг своей оси она обращается за сутки – как и Земля. Вот мы и добрались до загадочной планеты Марс.
К Марсу путь был очень длинным.Стоп! Выходим из кабин.Путь неровный – рвы, канавы, Их преодолеть нам надо. Нам осталось решить ещё одну задачу. Только если её решим, мы сможем вернуться обратно на Землю.
Задача.
Скорость космического корабля 28000 км/ч. Сколько километров пролетит корабль за сутки? (672000 км)
Путешествие подходит к концу. Космонавты, готовьтесь к возвращению на Землю. Программа полёта выполнена. 5-4-3-2-1 – посадка!
Из полёта возвратились, Мы на Землю приземлились.
Задача.
Космический корабль успешно приземлился. Отряд космонавтов возвращается с места посадки на автобусе со скоростью 65км/ч. В то же время навстречу космонавтам из центра управления полётом выехал микроавтобус со скоростью 90км/ч, и проехал до встречи 180км. Какое расстояние проехал до встречи отряд космонавтов? (130км)
Подвожу итоги полёта. Что запомнилось? Что нового узнали в полёте? Что больше всего понравилось? Кто был самым находчивым космонавтом?
Выставление оценок. Домашнее задание.
Задача №1.
Автобус с отрядом космонавтов едет к месту старта ракеты сначала 2 часа по дороге со скоростью 65 км/ч, а потом выезжает на шоссе и, увеличив скорость на 10 км/ч, проезжает ещё 3 часа. Какое расстояние должен преодолеть автобус за всё это время?
65км/ч ? на 10км/ч больше

?км
Задача.
Скорость космического корабля 28000 км/ч. Сколько километров пролетит корабль за сутки?
Задача.
Космический корабль успешно приземлился. Отряд космонавтов возвращается с места посадки на автобусе со скоростью 65км/ч. В то же время навстречу космонавтам из центра управления полётом выехал микроавтобус со скоростью 90км/ч, и проехал до встречи 180км. Какое расстояние проехал до встречи отряд космонавтов?

90км/ч 65км/ч
180км ?км