Моделирование как средство развития связной речи дошкольников


Моделирование как средство развития связной речи дошкольниковКонсультация для педагоговУчитель-логопед: Шашерина Г. П.
Актуальность использования наглядного моделирования: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для них так же характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. МОДЕЛИРОВАНИЕ - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.МОДЕЛЬ - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. 1. Использование готового символа или модели. 2. Составление модели педагога совместно с детьми. 3. Самостоятельное составление моделей.Этапы наглядного моделирования: Требования к модели: - Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; - Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней; - Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены; - Облегчать познание. Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах. Закономерности формирования моделирования у дошкольников: - Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни. - Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер. - Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постоянно переходя к условно-символическим изображениям отношений. - Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д. - Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения. - Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план. Виды моделей:1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве).2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания  существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов - заместителей и графических знаков.3. Графические модели (графики, формулы, схемы). Элементы модели- геометрические фигуры- опорные картинки (предметные картинки,сюжетные картинки, серии сюжетных картинок) - символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы)- мнемотаблицы, мнемодорожки- сенсорно-графические схемы- опорные схемы- карточки- карточки — символы Технология моделирования Составление описательного рассказаСоставление рассказа по сюжетной картинкеБеседа, диалогСоставление творческого рассказаСоставление рассказа по серии картинокПересказ текстаСоставление и отгадывание загадокЗаучивание стихов Геометрические фигуры







Пиктограмма сказки «Колобок».Пиктограмма - рисунчатое письмо. Мнемотаблицы (схематичное изображение основных этапов сказки) к русской народной сказке «Курочка Ряба»Сказка «Маша и медведь» Опорные картинки
Сюжетные картинки Составление рассказа по сюжетной картинке









Серии сюжетных картинок Виды схем Сравнительные схемы Сенсорно-графические схемы Пересказ текста цепной структуры с опорой на вертикальную пространственно-временную модель (по В.К.Воробьёвой) Лучевая структура рассказа
Символические изображенияСилуэты и контуры Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов. Вывод: В работе с детьми 2 младшей группы следует использовать картинно - схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого ребенок учиться составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки. Дети младшего возраста с помощью схем могут рассказать следующие сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Каждый ребенок участвует на занятии, если не рассказывает, то читает схему, проговаривает строки, соотнося их с картинками.В средней группе для дальнейшей работы необходимо: использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок: «Зайкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко». Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными.С детьми старшего возраста с использованием схем можно провести следующие занятия: - рассказывание сказки «Как утенок заблудился»; - пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и кувшин»; - придумывание сказки «День рождения зайцы»; - составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес» Спасибо за внимание!