Статья АРТИКУЛЯЦИОНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ


АРТИКУЛЯЦИОНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ
Комбинирование известных методик и технологий, поиск нетрадиционных подходов к развитию речи позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, сделать ее более разнообразной и интересной. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык [3].
Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.) [1].
Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно.
Выполнение артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопастики, т. е. соединение плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата, способствует развитию не только артикуляционной моторики, но и развитию пальчиковой моторики, развитию памяти, внимания, мышления. Так как выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцев рук совместно с движениями языка и губ [2]. А если предложить ребенку надеть куклу-перчатку и придумать сказочную историю о Язычке по картинкам-символам, обозначающим артикуляционные упражнения, то можно решить еще одну задачу - развитие связной речи.
На начальном этапе ребенок осваивает основные артикуляционные упражнения, постепенно подключая к выполнению упражнений ведущую руку. По мере освоения основных движений ведущей рукой, в работу подключается другая рука ребенка. Важно добиваться синхронности движений органов артикуляционного аппарата и кистей рук.
На заключительном этапе артикуляционная гимнастика выполняется с использованием обеих рук ребенка. На данном этапе возможен переход выполнения упражнений без опоры на зеркало. Такой прием закрепляет четкие кинестетические ощущения положения артикуляционных органов.
Куклы-перчатки (Рисунок 1) изготавливаются детьми совместно с родителями. Такие куклы являются лучшими «друзьями» детей и веселого Язычка. Куклам-перчаткам дети дают имена, и каждое занятие придумывают с ними увлекательную историю.
В зависимости от уровня речевого развития, ребенку можно предлагать различные варианты составления сказок с постепенным переходом от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) – к самостоятельным; от высказываний с опорой на наглядность – к высказываниям по собственному замыслу.
Рисунок 1.
Упражнения в составлении артикуляционных сказок могут проводиться с использованием разных методических приемов:
- рассказывание по памяти;
- придумывание продолжения или завершения сказки;
- придумывание сказки на заданную тему;
- совместное составление сказки детьми (один из них составляет начало фразы, другие продолжают);
- самостоятельное, творческое составление сказки ребенком.
Так же детям предлагается составлять артикуляционные сказки дома по специально заготовленным карточкам (рисунок 2) совместно с родителями, что помогает поддерживать эмоциональный контакт между родителями и ребенком. 

Рисунок 2.
Артикуляционная сказка является введением в занятие, целью которого может быть постановка звука, автоматизация поставленных звуков, либо закрепление какой-либо лексической темы.
Помимо этого, в содержание работы входит ряд развивающих речевых игр и упражнений, направленных на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка. К числу таких упражнений можно отнести следующие [4,5]:
1. Лексические упражнения:
подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предмета (В гости к Язычку пришел Тигренок. Расскажи, какой он?;
подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов-наименований действия и наоборот (упражнение «Кому что нужно?» применительно к различным лексическим темам и др.);
подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия («Скажи по-другому», «А как наоборот?», где детям предлагается подобрать к данным словам слова с противоположным значением и др. Например: «Эта Змейка злая, а эта …; злой Волшебник украл у Язычка звук Ш, скажи по-другому, что сделал Волшебник?»).
2. Лексико-грамматические упражнения.
Дополнение предложений нужным по смыслу словом (по картинкам). Для упражнения «Закончи фразу» могут быть предложены предложения типа:
а) «В лесу растут (картинка «грибы»/упражнение «Грибок»)»; «Молотком забивают (картинка «гвозди»/упражнение «Дятел»)»; б) «Язычок поскакал на … «; «Чай налили в …»; (Зачем?); «Язычок часто помогает маме…” (Что делать?) и т.д.
Упражнение на составление словосочетаний из данных двух слов. («Чашка, чай. Чашка чего? – чая. Чашка чая.) Составление предложений по данным словам (слова, в т.ч. в «нейтральной форме», предлагаются вначале в правильной, а затем – в измененной последовательности), например: «Кукла Лада, печь, торт, вкусный»; «Под, ноги, скрипит, снег, белый, Язычок» и т.п.; Упражнение в составлении предложений-ответов на вопросы («Подумай и ответь!»). Предлагаемые вопросы: «Куда можно повесить пальто?»
Используются упражнения на развитие замысла, побуждающие к придумыванию небольшого сюжета с последующим его проговариванием, предлагая им вначале придумать событие с опорой на заданную программу, которая представлена последовательностью предметных картинок, например: «Тигренок — блины — чай— варенье —улица— качели».
Словесное творчество детей при выполнении этих заданий проявляется в нахождении слов и речевых выражений, возможно более точно отражающих содержание наглядных образов предметов и явлений, в конструировании словосочетаний и предложений. Регулярное выполнение ими упражнений на подбор синонимов и антонимов, эпитетов, сравнений, рифмующихся слов и др. не только способствует лучшему усвоению языковых средств образной выразительности, но и позволяет использовать полученные речевые навыки (словоизменения, употребления слов в разном значении) в дальнейшем, при составлении собственных рассказов.
Литература:
Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. / Е. С. Анищенкова – М.: «Астрель», 2007. 115 с.
Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой./ Р. Г. Бушлякова – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 240 с.
Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие/Т. В. Буденная – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 64 с.
Воробьева Т. А. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. / Т. А. Воробьева - М.: Астрель, 2006. – 189 с.
Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. / В. П. Глухов. – М, 2006. – 182 с.