Технологическая карта урока. Окружающий мир. 1 класс. Тема — Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек.


Технологическая карта урока. Окружающий мир.
УМК « Школа России»
Класс 1.часть 2
Раздел: Почему и зачем?
Тема: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Целевые установки:
Предметные результаты:
1. Определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя;
2. Узнавать изученные природные объекты;
3. Понимать взаимосвязь между цветами и бабочками;
4.Знать правила поведения на лугу.
Метапредметные результаты:
регулятивные:
1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
2.Рассматривать и сравнивать рисунки учебника;
3.Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
познавательные:
1.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
2.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
3.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
коммуникативные:
1.Слушать и понимать речь других;
2.Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
1. Осознать красоту луга, украшенного живыми цветами и бабочками;
2. Оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе.
Образовательные ресурсы:
у учителя: учебник «Окружающий мир», автор А. А. Плешаков, рабочая тетрадь, презентация ( 11 слайдов);
у учащихся: учебник «Окружающий мир», автор А. А. Плешаков, рабочая тетрадь, атлас-определитель « От земли до неба» с закладками.;Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая,
Методы: репродуктивный.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся ПР (УУД)
1. Мотивация и целепологание.
Цель: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.
(2-5мин)
Работа по учебнику (с.46)
Работа с презентацией -Приветствие учителя с учениками.
(Учитель показывает картинку с изображением цветущего луга)( слайд 1)
- Ребята, а что изображено на картинке?
- Правильно ребята, на картинке изображен луг.
- Ребята, что бы мы услышали, если бы сейчас оказались на лугу?
- А что бы мы увидели на лугу?
- Послушайте стихотворение и предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Что растет?
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что ещё?
Гвоздика, смолка,
Колокольчик,
Хвощ - как елка.
А еще?
Кошачьи лапки,
Одуванчиковые шапки,
Подорожник , васильки,
Граммофончики - вьюнки,
Еще много разных травок
У тропинок и канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых .- Прочитайте тему урока на с 46.( слайд 2)
- Ребята, как вы думаете, какие учебные задачи поставлены на этот урок?
( слайд 3)
- Давайте прочитаем, какие нам поставил задачи Муравьишка на сегодняшний урок?
-Приветствие учителя
- луг, лес
-пение птиц, жужжание насекомых
-цветы, бабочек, травы
-о луге
- дети называют свои предположения о теме урока
- учащиеся вместе с учителем читают по учебнику тему урока
-узнаем какие цветы и бабочки живут на лугу, научимся некоторым важным правилам поведения в природе Л 1
Осознать красоту луга, украшенного живыми цветами и бабочками;
Р 1
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
2. Актуализация знаний и умений.
Цель: подготовка к постановке целей и задач урока.
(2мин)
Работа с презентацией
Динамическая пауза.
-Ребята, а какие вы знаете цветы? Назовите их?( слайд 4,5,6)
-Каких вы знаете бабочек? Назовите?(слайд 7)
- Люди часто путают бабочек капустницу и боярышницу. Рассмотрите внимательно слайд и запомните названия бабочек.
-А где вы их встречали в природе? Возможно, они и сегодня встретятся на лугу.
Вышли уточки на луг:
- Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук:
- Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают:
- Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал:
- Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш:
- Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь:
Ш-ш-ш.
-ромашка, одуванчик, василек…
- капустница, боярышница
- в лесу, дома в огороде
- выполнение динамической паузы
П 1
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Предметные результаты узнавать изученные природные объекты;
3. Освоение нового содержания и его применение.
Цель: созданий условий для решения учебной задачи и нахождения путей ее решения.
(15-25мин)
Беседа
Работа по учебнику ( с.46 и с. 88)
Работа по рабочей тетради (с. 30-31) №1 и №2
Работа по рабочей тетради № 3. ( с.32)
Работа с учебником ( с. 46)
Беседа
Работа по учебнику
( с.47)
Динамическая пауза
Работа с презентацией
- Путешествие по лугу начинается с выполнения задания учебника.
-Рассмотрите 1 картинку на с.46.
- Что изображено?
- Молодцы ребята, а сейчас мы будем работать в парах, но прежде чем начать работу, надо вспомнить правила работы в парах.
Правила работы в паре
- при разговоре смотри на собеседника
-Говори в паре тихим голосом, чтоб не мешать работе других пар
-Называй товарища по имени
-Покажите готовность вашей пары
-Кто сидит на 1 месте работает на с.46, а кто сидит на 2 месте работает со с.88.
-Давайте попробуем определить цветы и бабочек и проверить свои ответы с помощью страницы для самопроверки.
- Давайте прочитаем вслух названия бабочек, цветов
-Ребята, мы определили названия бабочек, но давайте обратим внимание на то, что названия могут подсказать, кто их « хозяин» ( Голубянка- голубого цвета; лимонница -желтого цвета; пестрянка -пестрая).
- Наше путешествие по лугу мы продолжим с помощью рабочей тетради.
- Сейчас мы разделимся на 2 группы для выполнения заданий повышенной сложности. Давайте повторим правила работы в группе.
Правила работы в группе
-договариваемся, кто какую роль будет выполнять
- определить цель работы
- работать вместе
- представить результат
- оценить работу в группе
- Первая группа работают по заданию №1. Вам нужно узнать цветы, которые вы только что определили, указать их названия( соединить линиями рисунки и названия), а оставшиеся объекты( которые вам неизвестны) следует определить с помощью атласа –определителя..
- Вторая группа вам нужно выполнить точно такое задание, только у вас работа с бабочками. Отметить бабочек галочкой, которые вы видели в природе.
- Как называется первый цветок? ( второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой)
- А какие названия цветов вы определяли с помощью атласа-определителя?
Работа со 2 группой.
- Как называется первая бабочка? ( вторая, третья, четвертая, пятая, шестая, седьмая)
- А какие названия бабочек вы определяли с помощью атласа-определителя?
- Молодцы ребята, справились с заданием.
- А сейчас, нам нужно выполнить следующее задание:
- Выполните задание под рисунком: отметить цветы галочкой, которые вы видели в природе
- Ребята, какие цветы( бабочек) вам доводилось видеть в природе?
- Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.
- А теперь мы выполним с вами творческое задание:
-Переверните Р. Т. на следующую страницу и выберите по своему желанию для раскрашивания один цветок или бабочку.
- А сейчас мы рассмотрим по учебнику следующие картинки, на этой же страницы.
-Рассмотрите рисунки
-Что делают дети на левом рисунке?
- Что делают дети на правом рисунке?
- Оцените поведение детей на природе.
- Ребята, а вы знаете как вести себя на природе? Какие правила вы знаете?
- Назовите их?
Правила поведения в лесу.( учитель дополняет)
-С.У. Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать или забрать мусор с собой
-Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
-Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
-Молодцы ребята, вспомнили правила поведения на природе.
- Мудрая Черепаха говорит: « Наблюдать, рисовать, фотографировать в природе очень интересно. Так можно узнать многие секреты природы. Например, почему цветы и бабочки всегда рядом, как будто дружат? Кто из вас, ребята, знает?»
- на с.47 Мудрая Черепаха хочет познакомить нас с интересными фактами,
-Давайте прочитаем факты под рубрикой « Знаете ли вы..» - Ребята, я приготовила вам еще несколько интересных фактов о бабочках. Давайте прочитаем. ( слайд 8)
- Ребята, мы прочитали, интересные факты о цветах и бабочках, расскажите взаимосвязь цветов и бабочек.
-Верно, ребята, цветы и бабочки не смогут жить друг без друга.
Утром стрекоза проснулась
Потянулась, улыбнулась
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась
Три – нагнулась и присела
У реки остановилась
Над водою закружилась.
-Значит, если мы рвем цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цвета. Ведь они не могут жить друг без друга!
- А как вы думаете, только ли на лугу не нужно рвать цветы и ловить бабочек? Давайте договоримся, что не будем делать этого нигде в природе.
-Ребята, а вы слышали, что существует Красная Книга.
- А, что записывают в красную книгу?
-Давайте рассмотрим некоторые виды бабочек, которые занесены в Красную Книгу.(слайд 9,10,11) Рассматривают картинки по учебнику
-бабочки, цветы
Работа в парах с самопроверкой
- слушать друг друга
- уважать друг друга
- помогать друг другу
Определяют названия цветов и бабочек
- читают вслух названия бабочек, цветов. Б- голубянка, лимонница, пестрянка; Ц- нивяник, таволга ,короставник
- работать сообща
- слушать друг друга
- распределение заданий
- после выполнения задания образовать « солнышко»
- работа в группах с помощью атласа-определителя
- выполняют задания
-короставник, клевер, колокольчик, нивяник, таволга, ромашка, лютик
- короставник, нивяник, таволга
-крапивница, адмирал, лимонница, желтушка, голубянка, пестрянка, зорька
-адмирал, желтушка.
-клевер, ромашка, колокольчик, лютик
-голубянка,
-крапивница, пестрянка
- индивидуальная работа учащихся
-раскрашивают бабочки, цветы.
-Рассматривание картинок в учебнике
- на левом рисунке дети ведут себя неправильно, они ловят бабочек, рвут цветы, мусорят
- на правом рисунке, дети рисуют природу,
фотографируют бабочек, цветы, рисуют.
-Дети называют правила поведения в лесу:
- нельзя шуметь, мусорить;
- нельзя слушать громко музыку, жечь костры; ломать деревья, рвать цветы.
-слушают учителя
- бабочки не смогут без цветов
- чтение фактов
- бабочки не могут жить без цветов, потому что они питаются их нектаром, а цветы не могут жить без бабочек, потому что, бабочки опыляют цветы.
- проводят динамическую паузу.
- да
-нет
-хорошо
- да, слышали
- редких животных, растений, насекомых, птиц..П 2
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;Предметные результаты:
- определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя;
П 3
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
К 1
Слушать и понимать речь других
П 1
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
П 2
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Предметные результаты
знать правила поведения на лугу.
Р 2
Рассматривать и сравнивать рисунки учебника
Л 2
Оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе
П 2
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
П 3
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Предметные результаты
- понимать взаимосвязь между цветами и бабочками;
П 1
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
4. Выводы и обобщение.
Цель: обобщение и закрепление полученных знаний.
(5мин)
Работа по учебнику ( с.47)
- Ребята, если вам кто – то предложит нарвать на лугу, в лесу, в парке цветов, наловить бабочек, что вы на это скажите?
-Как объясните, почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
- Давайте сравним наши высказывания с выводом, который предлагает нам автор.
- а сейчас мы подведем итоги нашей работы.
- Как называлась наша тема урока?
- Приведите примеры цветов и бабочек луга.
Дети вместе с учителем делают вывод по теме урока:
- Не будем рвать цветы, ловить бабочек, потому что от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы. Будем наблюдать, рисовать, фотографировать. Так мы не причиним вреда природе, зато узнаем многие её секреты!
- Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек.
- лютик, ромашка, таволга, клевер, пестрянка, голубянка, лимонница
К 2
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
5. Контроль и оценка достижений.
(2мин)
Цель этапа: проверка достижений собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. -У вас на столах лежат смайлики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке.( слайд 12)
Весёлый смайлик- Я хорошо разобрался в теме урока.
Грустный смайлик –Было трудно и ничего неясно.
Смайлик, который не грустит и не улыбается- остались вопросы и неясности.
- Ребята, я вижу, что большинство из вас хорошо разобрались в новой теме, я рада.
- Я вижу, что кому было трудно работать на уроке, на следующем уроке мы повторим эту тему.
- Молодцы ребята, сегодня вы хорошо поработали на уроке.
- оценивают свою работу на уроке с помощью смайликов. К 2Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке