Проект по озеленению и благоустройству территории Тропинка открытий маленьких почемучек


ПРОЕКТ ПО ОЗЕЛЕНЕНИЮ И БЛАГОУСТРОЙСТВУ ТЕРРИТОРИИ
«ТРОПИНКА ОТКРЫТИЙ МАЛЕНЬКИТХ ПОЧЕМУЧЕК»
«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой »
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка.
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание современной окружающей среде для усиления эффективности образования.
Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными.
МБДОУ-д/с № 23 « Алёнушка» начал функционировать в 1963 году.
Несмотря на солидный возраст - это одно из дошкольных учреждений, где созданы все необходимые условия для гармоничного и оздоровительного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Благодаря совместным усилиям всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагогов, родителей, детей была оформлена и озеленена практически вся территория ДОУ.
Но для эффективного решения задач формирования основ экологической культуры в дошкольном возрасте требуется применение комплексного подхода к образовательному учреждению как к эколого-развивающей среде, выполняющей познавательную, развивающую, эстетическую, развлекательную и оздоровительную функции. Для решения данной проблемы необходимо создание комфортной ландшафтной зоны и экологической тропы на территории детского сада, включающей в себя разнообразные и привлекающие внимание ребенка объекты.
Роль экологической тропы в формировании экологической культуры подчеркивалось рядом выдающихся педагогов прошлого.
Ее создание способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека.
С целью благоустройства и озеленения территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников был разработан проект «Тропинка открытий для маленьких почемучек», который помогает решить ряд задач:
• создать экологически - благоприятную среду на территории ДОУ;
• сформировать условия для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;
• содействовать сотрудничеству детей и взрослых, привлечь родителей для создания комфортной ландшафтной зоны;
• повышать уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
• прививать навыки трудового воспитания детей в процессе ухода за ландшафтными зонами территории;
• способствовать пропаганде охраны окружающей среды и формированию экологической культуры участников воспитательно-образовательного процесса.
Маршрут экологической тропы проходит по всей территории ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.
ПАСПОРТ
Эколого - развивающей территории
МБДОУ - Д/С № 23 «Алёнушка»
Цель проекта:
экологическое и эстетическое благоустройство территории ДОУ, создание эколого-развивающей среды.
 
Основные задачи:
благоустройство территории с точки зрения создания условий для организации игровой и познавательной деятельности и создания психологического комфорта у детей;
озеленение почв, мало пригодных для выращивания культурных растений;
привлечение родителей воспитанников ДОУ к благоустройству территории детского сада.
 
Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов:
озеленение территории однолетними и многолетними растениями;
оснащение детской игровой площадки новыми объектами, пригодными для физического, речевого, художественно-эстетического, познавательного , социально- коммуникативного развития;
создание нескольких зон: «пруд с лебедями», «во саду ли, в огороде», « сказочные истории - групповые прогулочные участки », «мини-стадион», «цветники» и т. д.
Конечный результат: комплексная эколого-развивающая среда, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.
Реализация проекта рассчитана на летний период 2014-2015 учебного года.
Проект предполагает
создание на территории нескольких функциональных зон:
1. «Тихий уголок в лесу»- зона отдыха с созданными атрибутами уединения для восстановления психологического комфорта. Прогулочные участки ;

2.«Лесная поляна»- зона для экологического познания дикой природы (знакомство с животными, птицами, насекомыми

3. «Во саду ли, в огороде»- мини-огород с овощными культурами для получения достоверных знаний и практических навыков по уходу за растениями.
Эта зона поможет детям уже в дошкольном возрасте получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке поможет развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода поможет в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

8629656350000

4.«Мини-стадион», спортивная площадка для физического развития и оздоровления детей. Наличие спортивного оборудования на прогулочных участках для детей.

5. «Метео-станция» – площадка на участках для организации наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра, направление света).


6.«Цветник»- это ограниченная территория (клумба, вазон), на котором выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.
-514351460500



7.«Полянка» (лужайка с насекомыми) – эта зона может стать основой для организации природоведческого аспекта в воспитании дошкольников, дает возможность для организации наблюдений за растениями и животными родного края (леса), их узнавания, формирования первоначального понятия об эстетической ценности леса и его обитателей.
Объекты для наблюдений: цветы (одуванчики, ромашки, клевер), травы, насекомые.

8.«Муравейник» - зона экологического познания жизни насекомых (муравьев).

9. «Костровище»- имитация места для разведения костра в лесу для отдыха

10. «Озеро с лебедями»- искусственный водоем с обитателями (рыбки, лягушки, лебеди) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности

11. « Кормушка для диких животных»- организация подкормки диких животных в лесу

12 «Берёзовая роща»- место прогулочной территории для дошкольников
Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.