Открытие Недели русского языка и литературы

Методическая разработка внеклассного мероприятия
Открытие Недели русского языка
Цель предметной Недели русского языка и литературы:
– повышение интереса учеников к русскому языку и литературе, формирование познавательной активности, расширение  кругозора.
Задачи:
Повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации.
Оценка влияния  Недели на развитие интереса учеников к изучаемым предметам.
Помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала.

Животворящий, полный разума русский язык (Слайд 1)
1-й ведущий:
«Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).
2-й ведущий: Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян.
3-й ведущий:
Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Бродского и Пастернака.
4-й ведущий:
...Язык Достоевского, Гоголя, Чехова, Ге,
Льва Толстого, Чайковского, Репина и Левитана,
Молодежных бригад, города возводивших в тайге,
И Руси космодром Байконура в песках Казахстана.

Неделя русского языка и литературы (Слайд 2)
1-й ведущий:
Сегодня мы открываем Неделю Русского языка!
2-й ведущий:
В программе День грамотности, День научных знаний, День творчества, День интеллектуалов, День литературных чтений. В конце недели мы подведем итоги каждого конкурса!
3-й ведущий:
Позвольте Неделю Русского языка считать открытой!
4-й ведущий:
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком
2-й ведущий:
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
3-й ведущий:
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.

Словари (Слайд 3)
1-й ведущий:
Словари помогают нам правильно написать слово, объяснить его значение, узнать, из какого языка оно пришло к нам, заменить его сходным по смыслу.
2-й ведущий:
Сколько же слов в русском языке?
3-й ведущий:
Если считать все слова, которые, постепенно накапливаясь, составили лексикон русского языка, их окажется около миллиона. Это большое богатство, но мы сохранили его не полностью, потому что поздно стали записывать слова, составлять словари, первоначально старались записывать странные слова.
4-й ведущий:
Вы, наверное, знаете, что существуют самые разные словари. В толковых словарях можно узнать, каково значение слова.
2-й ведущий:
В орфографических словарях даётся правильное написание непроверяемых слов и их форм.
3-й ведущий:
Во фразеологических словарях русского языка объясняется значение фразеологизмов, их происхождение и употребление в речи.
4-й ведущий:
Существует ещё множество самых разных словарей: и словообразовательный, и грамматический, и словарь иностранных слов, и словарь синонимов, антонимов, орфоэпический словарь и так далее.

Ты и твоё имя (Слайд 4)
1-й ведущий:
Имя даётся человеку один раз.
2-й ведущий:
Оно становится своеобразным удостоверением личности человека.
3-й ведущий:
Вы заинтересовались? Хотите узнать подробнее?
4-й ведущий:
Тогда не пропустите классный час на тему «Ты и твоё имя».

Культура речи (Слайд 5)
1-й ведущий:
«Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.
2-й ведущий:
О чем чаще всего свидетельствует речь человека? О том, что у него на сердце. Скрыть свои мысли человек может молчанием. Приукрасить свои поступки человек может лестным о себе словом. Но при всем искусстве поведения языка не может скрыть того, чем живет сердце человека. Недаром так широко распространялись поговорка: «Язык мой – враг мой!» А он должен быть другом человека.
3-й ведущий:
Вот почему Дмитрий Сергеевич утверждал, что по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем имеем дело.
4-й ведущий:
Он писал, что «в основе любых жаргонных, циничных, выражений и ругани лежит слаПо- настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».
1-й ведущий:
Вот одно из мудрых высказываний ученого – современника XX века: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирайте достойное, а не легкое».
2-й ведущий:
Так давайте изучать русский язык, чтобы в совершенстве владеть им!
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
3-й ведущий:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный речь.

Аукцион знаний (Слайд 6)

1-й ведущий:
Хорошо ли вы знаете русский язык?
2-й ведущий:
Умеете ли пользоваться его возможностями?
3-й ведущий:
Внимательны ли к слову и его значению?
4-й ведущий:
Вот это мы проверим сейчас! Ваша задача – правильно ответить на вопросы нашей викторины.

Аукцион знаний.

1.Что означают эти устаревшие слова:
Вершок (мера длины, равная 4,5 см). На вершок от земли
Кушак (пояс из мягкой ткани). Подпоясаться кушаком
Яхонт (драгоценный камень). Яхонтовый ты мой
Невод (сеть). Старик ловил неводом рыбу
Розги (прутики, тонкие ветки для наказания). Уже приготовлены розги для наказания
Бричка (повозка, телега, вид транспорта). У ворот остановилась бричка
Кляча (плохая, изнуренная лошадь). Кляча под богатырём плелась еле-еле

2. Что обозначают в русском языке заимствованные, то есть пришедшие из других языков слова:
Дискуссия – спор.
Диалог – разговор двух лиц.
Дебют – первое выступление на сцене
Дефиле – показ модной современной одежды
Дирижёр – лицо, управляющее оркестром

3. Вспомните и назовите слова, состоящие из двух букв. Это могут быть существительные, прилагательные или глаголы. Не принимаются местоимения, междометия, союзы и предлоги.
(Например: юг, яд, яр, ад, ус, ал -кр. прил от алый, ел, и т.д.)

Спрашивать по одному человеку с ряда

4. Назовите подлежащее и сказуемое в предложениях:
1) Встречающие вышли на перрон.
2) Моя мама – учительница.
3) Осень подкрадывается незаметно, зима приходит внезапно.
4) Ах, какой вы скучный тип, Николай Иванович!
5) Вы разве хозяин?

5. Имена.
1) Назовите города, состоящие из двух мужских имен (Борисоглебск)
2) Вспомните названия растений ( цветов, трав, деревьев), которые созвучны с именами. (Например: Василий - василек, Снежана - подснежник)
3) Образуйте имена от следующих сочетаний слов: владеть миром (Владимир), свято славить (Святослав); милая людям (Людмила).

6. Фразеологизмы.
А) Глаголу «ПОГИБНУТЬ» соответствует фразеологический оборот (подберите близкое по значению выражение):
1) сломать шею
2) потерять голову
3) сложить голову
4)слететь с катушек
Б) Найдите лишнее:
1) бежать со всех ног
2) броситься куда глаза глядят
3) нестись вихрем
4) кинуться что было мочи
В) Какое выражение связано с традицией зачитывать указы русских царей на городских площадях?
а) во всю Ивановскую
б) вот тебе, бабушка, и Юрьев день
в) иерихонская труба
г) Вавилонское столпотворение

7. Отгадайте!
С глухим согласным - наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. (колос – голос)


С глухим – траву она срезает,
Со звонким – и листочки объедает. ( коса – коза)

8. Назовите пословицы со словом дело!
Дело мастера боится.
Делу – время, потехе – час.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Дерево цени в плодах, а человека – в делах.
Человек в деле познаётся.
Жизнь дана на добрые дела.
Сделал дело – гуляй смело.
И т.д.

Подведение итогов.

1-й ведущий:
Хотелось бы нашу встречу закончить словами поэта Диавари:
Друг мой!
Кто бы ты ни был,
Где бы ты ни был, -
Русский язык изучай!








13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 115