Вечер русского языка в 5-6 классе «Ты богат словами, как весна цветами, русский выразительный язык»


Вечер русского языка в 5-6 классе
«Ты богат словами, как весна цветами, русский выразительный язык»
1.Вступительное слово учителя
Русский язык – язык великого русского народа. Много хороших слов посвятили родному языку великие люди России: Пушкин, Ломоносов, Карамзин, Толстой, Тургенев, Гоголь, Добролюбов, Горький, Маяковский. Но прежде чем зазвучала пленительная музыка пушкинских стихов, прежде чем пропел восторженный гимн своей России Гоголь, русский язык прошёл длительный, многовековой путь развития.
В истории русского языка отражается история русского народа. Современный русский литературный язык, получив огромное наследство, обогащается с быстротой поражающей. Это язык, обслуживающий культурные потребности русского народа; это язык науки, печати, радио, театра, художественной литературы. В наши дни победоносно шествует он по всему земному шару. Летят над миром русские слова.
2.Дети читают стихи
1-й чтец:
На свете много стран больших
И много малых есть,
И для народностей любых
Язык свой – это честь
2-й чтец:
Гордиться вправе ты, француз,
Французским языком,
Ты говоришь всегда, индус,
О языке своём.
3- чтец:
Китаец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн,-
Конечно, вам дороже всех
Родной язык один.
4-чтец:
А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что вот по-русски говорю
Уже тринадцать лет.
5-чтец:
Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден, и могуч,
И грозен для врагов.
6-чтец:
Суворов одобрял солдат
На русском языке!
Бессмертный Пушкин сочинял
На русском языке!
3.Слова (читают несколько человек)
Слова-торжественные: слова – как медленные шаги, как лакированные сапоги – с царственными жестами, протягиваемые жезлами. Слова уважения, почитания, умиления, соединившие руки, как августейшие царствующие супруги.
Слова – простейшие: есть, пить, небо, хлеб, день, сын, вода, сон, жить. Это слова однолетки, ядрышки, клетки.
Слова – служащие: что? как? так? Они подаются к другим, незаметны на слух. Они вроде слуг стоят у фраз за плечами, подаются к словам, как ложки и вилки, затыкают слова, как пробки бутылки.
А есть слова деловые, мастеровые, как наждак, паковать, шпаклевать,- обстоятельные, самостоятельные.Есть слова разящие и грозящие, обрывающие и убивающие, идущие и жгущие, пирующие и целующие, губящие и любящие, злобные и добрые; слова – как лекарственная трава, слова – как ещё не открытые острова, как в пустыне приснившаяся листва… О, слова!
4.Учитель продолжает
Наш язык действительно велик и могуч, поэтому все, для кого он является родным, должны чувствовать ответственность за сохранность его чистоты, правильности, точности, выразительности. Не допускайте неряшливости, небрежности в высказываниях.
5.Занимательные игры, шарады, шуточные вопросы
1)Из истории слов (например, бутерброд, каникулы, шпаргалка, школа, урок, ужин)2)Викторина
-подобрать синонимы к прилагательным храбрый, тихий
-что обозначают выражения «точить лясы», бежать сломя голову»
-вспомнить крылатые выражения из басен Крылова
-образовать И.п. множ. ч. от сущ-х цвет, дно, сын, хлеб
-заменить одним словом: искусственный водоём (бассейн), нарушитель закона об охоте (браконьер), специалист по проводке судов в пределах определённого участка (лоцман), первые буквы своего имени, отчества, фамилии (инициалы).3)Что это?
-первое – нота, второе – игра, а целое встречается у столяра (Долото)
- первое можно засеять вторым, а в целом мы часто на даче лежим (Гамак)
-подряд три предлога возьмём, целое на дереве найдём (Сук)
4)Шуточные вопросы
-какой город по городу летает? (Орёл)
-кто говорит на всех языках? (Эхо)
-какую часть лица в корабле найдём? (Нос)
-какой птицей можно из колодца воду достать? (Журавлём)
-какую строчку не может прочитать ни один человек? (Строчку, прошитую портнихой)
6.Заключительные слова
Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердьем и с умом!
Вас ждёт великая награда,
Награда эта – в нём самом.