План-конспект урока по истории на тему Византийская империя

Дата ____________________
Урок № _________
Класс ____________



Тема. Византийская империя
Цель:
познакомить учащихся с историей Византии, изучить роль и место Византии в истории христианского мира;
формировать навыки логического мышления, расширить кругозор учащихся, развивать речь и умение самостоятельно работать;
воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: иллюстративный раздаточный материал, карточки для работы в парах.

Ход урока
І. Организация класса


ІІ. Актуализация опорных знаний
Беседа по изученной теме «Великий Рим» (6 класс). Подведение к изучению новой темы. Обратить внимание учеников на причины падения Римской империи. Указать даты:
27 г. до н.э. – 395 г. (или 476 г.) – существование Римской империи. Октавиан Август – первый римский император.
395 – раскол Римской империи на Западную и Восточную.


ІІІ. Сообщение темы и цели урока


IV. Мотивация учебной деятельности


V. Работа над новой темой
1. Сообщение учителя:
330 г. – император Константин переносит в город Византий столицу Римской империи. Появляется новое название города – Константинополь (в честь императора).
- Какие еще известны названия города? (Царьград, Стамбул)
395 г. – 1453 г. – просуществовала Византия (почти на 1000 лет дольше Западной Римской империи)

2. Работа с иллюстративным материалом:
527 – 565 гг. правление императора Юстиниана. Чтение текста учебника стр. 119 – 121 «Золотой век» Юстиниана».
Достижения Юстиниана (параллель с Владимиром Великим):
- увеличил территорию Византии (почти восстановил ее прежние границы в составе Римской империи);
- является автором свода законов «Кодекс Юстиниана», провел судебную реформу;
- развивал дворцовую и церковную культуру;
- насаждал христианство;
- построил храм святой Софии.

3. Самостоятельная работа. Работа по учебнику стр. 121
- Выяснить причины и последствия борьбы иконоборцев и иконопочитателей.
4. Поисковая работа.
Пользуясь учебником, перечислить врагов Византии (персы, норманны, турки, славяне).

5. Работа в парах. Задание на карточках. Что объединяет в истории Византии эти даты:
1071, 1204, 1453?

1071 – турки-сельджуки разбили византийскую армию и пленили императора. Территория Византии уменьшилась.
1204 – четвертый Крестовый поход. Крестоносцы ворвались в Константинополь, ограбили его, завладели его богатствами. Территория Византии опять уменьшилась.
1453 – турки полностью завладели Константинополем. Константинополь переименован в Стамбул и стал столицей Османской империи.

VІ. Закрепление изученного материала
Рефлексия

Работа по вопросам учебника стр. 126 №№ 1 – 5

Двуглавый орел. Связь с сегодняшним миром.

VІІ. Подведение итогов урока
- Как вы думаете, почему Константинополь называют «вторым Римом»?

Дом. задание: читать по учебнику стр. 126 – 132, подг. к ист. диктанту






Работа с картой Римской империи (вся территория)

Карта Римской империи после раскола















Работа с иллюстрацией. Портрет Юстиниана и его свод законов


Иллюстрации архитектуры, храма святой Софии



























Работа с иллюстрацией. Двуглавый орел.