Окружающий мир. 1 класс Урок Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?


МБОУ « Кузнечихинская СОШ»
Ф.И.О. учителя: Большакова Г.С.
Класс: 1
Предмет: Окружающий мир.
УМК «Школа России» ,учебник для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» , А.А. Плешаков, Москва, «Просвящение» , 2011.
ТЕМА УРОКА: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Цели и задачи урока:
Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
Познакомить первоклассников с цветами и бабочками луга.
Изучить правила поведения на природе, проанализировать поведение людей на лугу и в лесу.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Универсальные учебные действия:
Личностные – самоопределение, смыслообразование.
Познавательные – находить ответы на вопросы, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные – умение слушать других, работать в паре.
Регулятивные – умение планировать свою деятельность, работать по плану.
Планируемый результат:
Учащиеся научатся узнавать цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, формулировать правила поведения в природе и соблюдать их.
Тип урока: Открытия новых знаний.
Ресурсы: Учебник «Окружающий мир. 1 класс». А.А.Плешаков.
Учительский компьютер, видеопроектор, презентация, карточки.
Формы работы : фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах.
Ход урока .I. Самоопределение к учебной деятельности:
Цель:
1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации;
2) определить содержательные рамки урока: познакомиться с правилами поведения на лугу и в лесу, иметь представление о цветах и бабочках луга.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
1) актуализировать знания о кошках и собаках;
2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
На прошлом уроке мы познакомились с домашними питомцами.
-Почему мы любим своих домашних питомцев?
-Какие предметы, необходимые для ухода за кошкой, вы можете назвать?
-Какие предметы, необходимые для ухода за собакой, вы можете назвать?
-Как называется врач, который лечит кошек и собак?
-Какие правила гигиены нужно соблюдать при общении с животными?
III. Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
- Если у вас возникло затруднение, какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)
IV. Построение и реализация проекта выхода из затруднения (открытие детьми новых знаний).
Цель:
Построить проект выхода из затруднения.
Организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний.
Организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона.)
Организовать уточнение общего характера нового знания.
V. Мотивация учебной деятельности
Отгадайте загадки:
Частенько, при любой погоде
Люблю гулять я на природе.
Красивых столько там цветов!
Туда пойти всегда готов.
Его не тронул деда плуг.
Там был, и есть, и будет … (ЛУГ).
VI.Самоопределение к деятельности.Дети рассматривают слайд с фотографией луга.
-Ребята, что бы мы услышали, если бы сейчас оказались на лугу?
-А что бы мы увидели? (Цветы, бабочек, травы…).
-А что бы мы почувсвовали? (Запах цветов, легкий ветерок…)
-Послушайте стихотворение.
Что растет?
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что ещё ? Гвоздика, смолка,
Колокольчик,
Хвощ-как ёлка.
А ещё?
Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки, Грамофончики-вьюнки,
Ещё много разных травок
У тропинок , у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
-Что бы мы услышали, если бы оказались в лесу? (Пение птиц, шум деревьев).
-А что бы увидели? (Деревья, лесных животных).
-Предположите, о чём сейчас пойдёт речь на уроке? (О луге, о лесе).
-Прочитайте тему урока на с.46,48 учебника.
-Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
Мысленно перенесемся на луг. Особенно он красив весной и летом!
Как надо вести себя на лугу, чтобы после нашего ухода он не стал тусклым и бесцветным? Об этом поговорим на уроке.
Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек ? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
VII.Работа по теме урока.-Как вы догадались, что это луг? (Много травы, цветов, бабочек , а деревьев нет)
На доске плакат «Луг»
-Как выглядит луг весной и летом? Очень красиво! У многих поэтов и писателей можно найти описание луга
Ученица читает стихотворение . И. Суриков «На лугу».
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.
Рассматривание слайда с фотографией одуванчиков.
Чтение текста.
И.Соколов-Микитов «Одуванчики»
У больших проезжих дорог, у лесных малых тропинок, в зеленых широких лугах, даже у самых порогов деревенских домов цветут одуванчики.
Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - поплывут, полетят в воздухе легкие летучие семена. Потому и называется цветок "одуванчик".
Просмотр слайда с фотографией ромашек.
Знакомство с текстом.
А у самой тропинки, по обочинам канав, на зеленых лужайках цветут, кланяются вам знакомые веселые ромашки.
На радостную улыбку похожи скромные цветы ромашки с белыми и чистыми лепестками.
Просмотр слайдов.
Полюбуйтесь цветами!
Луговой клевер встречается на лугах и лесных полянах. Его цветки можно видеть с конца мая до осени. В них очень много сладкого нектара, поэтому клевер часто навещают пчелы. Клевер специально сеют на полях, т. к. он дает питательное сено для животных.
Чтение учеником стихотворения А. Толстого
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
На лугу растет лютик. У него ярко – желтые цветы, цветет все лето. Он ядовит, животные знают это и не едят его.
Рассматриваем слайды с фотографиями нивяника и таволги.
Работа по учебнику.
-Какие вы знаете цветы? Назовите их.
Работа в печатной тетради.
Соедини названия и рисунки.
Загадки о бабочке.
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
-Каких вы знаете бабочек? Назовите.
-Где вы их встречали в природе?
-Посмотрите, какие чудесные бабочки нарисованы в учебнике на с.46. Подумайте, какие у них могут быть названия. (Ответы детей).
-А теперь попробуйте узнать названия этих красавиц с помощью атласа-определителя.
(Работа в парах. Самопроверка по учебнику (с.88).) VIII.Физкультминутка
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
V. Первичное закрепление во внешней речи.Цель. Создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
Посмотрите какие чудесные бабочки на рисунках у вас на столе!
Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на земле!
Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена.
Познакомимся с ними.
Рассматривание слайдов с изображением бабочек.
Работа в парах.
Дети смотрят на слайд и находят у себя на столе такую же бабочку, называют ее.( .
Бабочки: махаон, павлиний глаз, аполлон, крапивница,
траурница, адмирал.
Работа в рабочей тетради.
Соедини линиями названия и рисунки.
Работа с учебником
Рассмотрите рисунки на странице 46
Дети пришли на лужайку. Что они делают?
На рисунке слева: нарвали цветов, поймали бабочку, бросили упаковки от продуктов.
Что принесли дети домой? (Букет цветов, бабочку)
Что стало с цветами? С бабочкой? ( Цветы повяли, мальчик нес бабочку и у нее сломались крылья. Бабочка умерла.)Ребята, запомните: даже если просто подержать бабочку в руках, то она уже не сможет летать. Ее крылья покрыты мелкими цветными чешуйками. Мы повреждаем эти чешуйки, когда берем бабочку в руки. Чешуйки остаются у нас на пальцах, поэтому бабочка уже не полетит.
На лугу, где были эти ребята, помята трава, сломаны цветы, валяется мусор. И уже не летают бабочки. Правильно ли поступили дети? (Нет)
На рисунке справа; фотографируют бабочек, стрекоз, делают зарисовки, любуются
И что же принесли домой дети со второго рисунка? (фото, рисунки)
Произошло что-то с цветами, бабочками? (Нет)
Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга?
Чтение текста в учебнике на странице 47
-Почему бабочки не могут жить без цветов? ( Они питаются их нектаром)
-Почему цветы не могут жить без бабочек? ( Потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не было бы плодов и семян )-Оцените поведение детей и сделайте выводы для себя. Сравните их со словами Мудрой Черепахи (с.47).
IX.Физкульминутка. X. Продолжение работы по теме урока.
1.Игра «Озвучь картинку»
-А теперь мы очутились в лесу. Прислушайтесь. Лес шелестит , поёт, звенит, жужжит.
-Рассмотрите рисунок на с.48 учебника. Попробуйте его озвучить, оживить, передав голосом звуки леса.
2.Стихотворение «Дикарь в лесу»
-Правильно ли ввел себя в лесу человек? Чего он не знает?
-Рассмотрите рисунок на с.49. давайте попробуем объяснить детям, почему в лесу нужно соблюдать тишину. К каким последствиям может привести шум в лесу?
Самопроверка по учебнику (с.89).
XI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения определять названия цветов и бабочек, знать правила поведения в природе.
Выполнение заданий в рабочей тетради (с.30-34)
(Работа в группах).
XII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель : 1) зафиксировать в речи новый материал: правила поведения в природе;
2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
3) оценить собственную деятельность на уроке.
(Класс делится на две группы. Первой группе надо назвать правила поведения на лугу, второй группе-в лесу, с частицей « не».
XIII.Подведение итогов урока.- Ребята, так кто же догадался, каким будет ответ на вопрос Муравьишки: «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» ( Они не могут жить друг без друга).Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? (Мы не хотим нарушать жизнь его обитателей).
- Над чем заставил задуматься урок?
- У кого были затруднения?
- Удалось ли с ними справиться?
- За что бы ты себя похвалил на уроке?
- А теперь все дружно встали и образовали круг вокруг парт. У меня в руках мяч. Мяч пойдет по кругу, и когда он попадет к вам в руки, вы должны рассказать об уроке одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
- Прекрасный день
Урока подошел конец.
Пусть каждый скажет про себя
Какой я молодец.