Духовно-нравственное воспитание на уроках ОПКК


Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ,,Основы православной культуры Крыма,,
Из опыта работы учителя начальных классов Алексеевой И. П..
Концепция патриотического и духовно-нравственного воспитания в Республике Крым, принятая 18декабря 2014год, базируется на общероссийских принципах и методологических подходах осуществления патриотического воспитания. Реализация Концепции подразумевает всестороннее ориентирование на региональное сообщество в целом, с учетом специфических особенностей возрастных, социальных и иных групп населения. Приоритетным объектом патриотического и духовно-нравственного воспитания является молодежь, дети и подростки
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Большая роль в нравственном воспитании молодежи отводится начальной школе. Именно начальная школа стоит у истоков формирования личности, дает направление всему процессу ее дальнейшего развития.
Дети младшего школьного возраста стоят у истоков нравственного идеала. В этом возрасте закладываются корни гражданственности, человечности.,, От того, что открылось ребенку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило, что заставило плакать и что возмутило- от этого зависит каким человеком, гражданином станет наш воспитанник,,- писал В.А.Сухомлинский.
Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу--школу воспитания добрых чувств. Душа ребенка не должна быть холодным хранилищем истин. Большой порок, если ребенок равнодушен и бесстрашен. Маленький человек со льдинкой в сердце- это будущий обыватель. Человеческое равнодушие опасно и омерзительно, а детское же равнодушие -страшно.
Семья и школа- два важнейших фактора в формировании человека высокой духовности и морали, в формировании потребности в знаниях, овладении достижениями христианской культуры, развитии богатого внутреннего мира ребенка.
Каждый ребенок имеет право быть воспитанным в тех национально- исторических, культурно- религиозных традициях, к которым он принадлежит по праву рождения.
Внедрение системы духовно- морального воспитания -- одна из самых актуальных проблем нашего образования. Особенно актуальна она в Крыму, где Православие и православная культура берут свое начало с первых проповедей Андрея Первозванного, принятия христианства князем Владимиром.
Уроки по ОПКК призваны формировать личность младших школьников на основе православных, культурно- исторических традиций славянских народов, приобщать к нравственным устоям православной культуры, пониманию духа Православия как основной особенности национальной истории и культуры. На уроках учащиеся знакомятся с нравственными нормами Православия, с православными праздниками и традициями, с культурой и историей своего народа.
Программа по ОПКК составлена Л.В.Наумовой- проректором, заведующей учебно-методической лабораторией дошкольного и начального образования КРИППО. В программу включены тематические циклы, повторяющиеся, но способные расширять круг знаний в каждом классе. Учащиеся знакомятся с этическими идеалами и понятиями, как ,, Любовь, добро и зло,, ,,Человек, семья, род,, ,,Православные праздники и традиции,, ,,Крым православный,,. Отличительной чертой при изучении данных тем является практическая направленность, что позволяет формировать у учащихся такие качества поведения, как уважение и почитание своих родителей, уважительное отношение к пожилым людям и младшим, слабым, тем, кто нуждается в помощи и защите, чувства сопереживание и милосердие, потребность совершать добрые дела и поступки, уметь дать оценку нравственных поступков человека, уметь вести себя возле памятных и исторических мест, при посещении храма.
Учащиеся должны знать основные памятники истории и православной культуры Крыма, народные традиции, положенные в основу православия, о православных святых, о значении православной культуры в развитии культуры Крыма.
В этом году все православные отмечают 700- летие со дня рождения великого русского святого, преподобного Сергия Радонежского. В октябре месяце у нас в школе прошло открытое мероприятие, посвященное этому событию. На открытый урок были приглашены прихожане храма свят. Игнатия Брянчанинова, родители, учащиеся школы. Силами обучающихся 2, 3, 6 классов был освещен подвиг святого Сергия и раскрыто значение деятельности преподобного Сергия для становления и укрепления русской государственности и ,,объединения земель,, Русских. Его подвиг миротворчества позволил объединить русских князей, смирить их гордыню и склонить их к миролюбию, он благословил князя Дмитрия Донского и православное воинство на Куликовскую битву и сыграл роль духовного наставника, стоящего у самых истоков освобождения Руси от ордынского ига. Велика роль преподобного Сергия и как основоположника севернорусского монашества, основоположника монастырей и образца истинного монашеского подвига. Его детище--Троице-Сергиева обитель является центром русской православной культуры, оплотом духовного просвещения всероссийского уровня. Из среды троицкой братии выходили светочи русского монашества, становившиеся настоятелями крупных монастырей и архиереями. Так, учениками преподобного были свят. Феодор Симоновский, будущий архиепископ Ростовский, святой Андроник -основатель знаменитого Спасо-Андроникова монастыря под Москвой, преп. Савва Сторожевский, основавший Саввино-Сторожевскую обитель близ Звенигорода и множество других светильников ,,иноческого делания,,.
Урок был сопровожден презентацией, в которой использовались репродукции картин великих русских художников Михаила Нестерова и Николая Рериха, что позволило полно и глубоко патриотично воссоздать образ святости и подвижничества русского святого.
Также учащиеся просмотрели видеофильм ,,Образ доброчинности,, о житие Сергия Радонежского, иконы, памятники святому.
Образ преподобного отца Сергия Радонежского- великого заступника и истинного светильника земли Русской, чудотворца и богоугодника, почитаемого не только русским народом, но и всеми православными христианами, познакомил учащихся с историей России и безграничной преданностью православных христиан отечеству, любви к Богу, нравственной чистоте, трудолюбию, смирению.
Изучая курс ОПКК невозможно пройти мимо БИБЛИИ- ВЕЧНОЙ КНИГИ, как назвал ее К.Чуковский. Это огромный пласт культуры в истории нашего народа. Читая нравственные заповеди- ,,не убий,, ,,не укради,, ,,не лжесвидетельствуй,, ,,не воздай злом за зло,, ,,возлюби ближнего своего,, познаешь суть человека, нормы нравственной морали. Это помогает совершенствоваться духовно и нравственно. Беседы, уроки нравственности возрождают в детях нравственные качества- доброту, сочувствие, бескорыстие, милосердие.
Важным опорным материалом, на котором строится духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников являются притчи. Это не просто поучительный аллегорический рассказ, в них заложена мудрость веков. Притчи помогают кратко и образно разрешить конфликтную ситуацию, указать на недостатки или пороки, предполагают мыслительную деятельность на основе сравнения поступков и не требуют доказательств. Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок. Примеры работы с притчами -,,Жадность, дай большую кастрюлю,, ,,Волшебный колодец,, ,,Две дороги,, и др.влияют на самоопределение личности, несут позитивный смысл, проникают в тайные лабиринты сознания.
Стало доброй традицией выступать в храме на праздник Рождества Христова, в день Святого Николая, Пасхи, жен-Мироносиц и др. праздников. Дети готовятся к выступлениям, учат православные стихи, песни, колядки, знакомятся с традициями православных праздников, с народными обычаями.
Экскурсии по святым местам Крыма расширяют представления детей о православной культуре, знания об истории родного края, знакомят с достопримечательностями Крыма.
В классе создана видеотека православных фильмов и подборка детских журналов и книг.
Дети участвуют в выставках рисунков и поделок, посвященных православным датам. Школьной традицией стало проводить выставки детского творчества по теме ,,Рождественские игрушки,, и ,,Пасхальные перезвоны,,
Дети являются участниками ежегодного районного конкурса православной поэзии ,,Созвучье слов живых,, и награждены дипломами и подарками.
Вводя своих учеников в мир православной культуры, я осознаю ответственность педагогической работы и стремлюсь передать им свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.