Статья на тему Особенности статуса города на Кавказе в конце 19в (на примере города Грозного)

Слесаренок И.В.
Особенности статуса города на Кавказе в конце 19в
(на примере города Грозного).
Важным шагом по развитию городов России стала городская реформа Александра II, а именно, введение Высочайше Утвержденного 16 июня 1870г. Городового Положения. «На первый взгляд, - пишет Т. Новицкая, - реформа городского управления не была столь насущна, поскольку только в 40-х годах XIX в. было принято Городское положение, в соответствии с которым в городское общество вошли все сословия, проживавшие в городе, включая дворянство, которое не участвовало в городском самоуправлении в соответствии с Жалованной грамотой городам 1785г. Екатериной II».
Но действие Городового положения 1840г. вначале распространялось только на Петербург. Другие города стали ходатайствовать перед правительством о распространении на них действия этого Положения. Хотя в 1863г. оно и было распространенно на Москву и Одессу, еще в 1862г. Император распорядился о подготовке нового Городового положения для всех городов Российской империи.
Высочайше Утвержденное 16 июня 1870г Городовое Положение, вводило внесословную буржуазную систему самоуправления в городах России, составными частями которых выступали: избирательное собрание, городская дума и городская управа. Городское избирательное собрание, в отличие от дореформенного "градского общества", созывалось 1 раз в 4 года исключительно только для выбора гласных думы. Его составляли жители города любой сословной принадлежности и вероисповедания, являвшиеся российскими подданными не моложе 25 лет и владевшие в пределах города недвижимостью на праве собственности и платившие с нее сбор, или содержавшие торгово-промышленные заведения по купеческим свидетельствам. Избирательными правами также наделялись жители города, проживавшие в нем не менее 2-х лет и уплачивавшие в пользу города сбор.
Правом голоса лишались недоимщики, лишенные прав состояния по суду, также в выборах не могли участвовать губернатор, члены губернского правления, чины полиции и лица женского пола.    Согласно Городовому положению 1870г. в каждом городе учреждалось 3 разряда собрания избирателей. К первому относились те, кто вносил высшие размеры городских сборов и уплачивал треть всей суммы сборов, второй разряд составляли плательщики второй трети городских сборов, третий - все остальные избиратели.        Избранные гласные формировали городскую думу, распорядительный орган городского самоуправления, выбирали городскую голову и 4-х членов городской управы - исполнительного органа.
Таким образом, Городовое положение 1870г. обеспечивало городскому самоуправлению больше самостоятельности, чем в предыдущие времена. В нем четко прослеживался принцип разделения распорядительной и исполнительной властей. Примечательно то, что городской голова возглавлял одновременно и думу и ее исполнительный орган - управу, что обеспечивало ему особо важную роль в деятельности городского самоуправления. Ко всему прочему, новое положение определило предмет ведения городского самоуправления, который имел те же направления, что и раньше, - внешнее благоустройство, меры к обеспечению продовольствия населению (устройство рынков и базаров), здравоохранение, противопожарные меры, попечение о народном образовании, призрение бедных. Новые, ранее отсутствовавшие в Городовом положении, элементы составляли "попечение об ограждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений" и отражали новую буржуазную действительность города. Городской думе вменялось также право устройства за счет средств города театров, библиотек и музеев. Городской бюджет стал гораздо больше прежнего.        В 1892 году произошла так называемая контрреформа, было принято новое Городовое положение, которое повысило избирательный ценз и сузило круг избирателей до крупных домовладельцев и предпринимателей, лишив избирательных прав мелких домовладельцев и торговцев, приказчиков, а также священнослужителей и лиц еврейской национальности. Малочисленность избирательных собраний не служила препятствием для выборов. Согласно Городовому положению, выборы считались состоявшимися, если число их участников превышало число избираемых. В случае если собрание все же не состоялось, через 7 дней назначалось новое, и тогда выборы считались законными при любом количестве избирателей. Выдвижение кандидата в гласные происходило непосредственно на избирательном собрании, в список кандидатов можно было записать любого участника собрания, также допускалось и самовыдвижение. Выборы были закрытые, за каждого претендента на место гласного выкладывали белый - избирательный или черный - неизбирательный шар. Побеждали набравшие большее число голосов.
        В этом же году голова и члены управы получили права государственной службы, что означало большие преимущества перед гласными думы, работавшими на общественных началах. Мелочная опека губернских властей прекратилась, однако все решения думы получали законную силу действия только после утверждения их губернатором. А по положению 1892г. губернатор мог остановить любое решение думы, если находил его незаконным или не отвечавшим интересам местного населения. Все представления правительству со стороны городского самоуправления также делались только через губернатора. 
Городовое Положение, безусловно, имело как положительные, так и отрицательные стороны. Головачев А.А. отмечал несколько соответствующих пунктов. «Городские избирательные собрания составлялись единственно для избрания гласных городской думы (ст.16) и не могли давать избранным лицам никаких инструкций (ст.40). Последнее правило весьма понятно. Между обществом и его поверенным связь должна основываться на нравственных гарантиях, общности интересов, на уверенности, что доверенное лицо хорошо понимает эти интересы и способно действовать в их пользу, но для этого недостает многих условий.
Развития журналистики в провинции, которая могла бы служить проводником и посредником для обмена мыслями.
Недостает надлежащей свободы печатного слова, т.к. в провинции существует цензура не такая, как в столице.
Недостает избирательных комитетов, и права сходок, по крайней мере, перед наступлением выборов, что является в Европе необходимым условием выборов.
Новое положение,- ограничивая права членов этого общества одним выбором гласных, которым вверяется власть бесконтрольная,- выдвигает новую потребность в общественной жизни. О необходимости сближения между избираемыми и избирателями составители проекта не подумали».
Введение Городового Положения в городах Кавказа и Закавказья, определялось рядом характерных особенностей. Во-первых, управление гражданской и военной властью было сосредоточено в руках наместника Кавказского.
Наместник управлял Кавказским краем, в состав которого вошли все российские владения на Северном Кавказе и Закавказье, включая Кавказскую область, преобразованную в 1847 г. в Ставропольскую губернию, и Кавказскую линию. Он так же мог изменять общие законы империи применительно к условиям региона. Подотчетен Наместник Кавказский непосредственно императору - «Наместник Кавказский предоставляет непосредственно Императорскому величеству: 1)Все важнейшие случаи по гражданскому управлению края.2) Проекты новых узаконений или постановлений, касающихся всех или многих отраслей управления в совокупности. 3) Годовые, по установленным правилам отчеты» .
Введение Городового Положения в городах Кавказа так же предоставлялось наместнику Кавказскому, в той последовательности, которая будет необходима по местным обстоятельствам, при этом оглашались некоторые пункты различные с пунктами Городового Положения для остальных городов России:
1. При введении упомянутого положения в городах, не имеющих общественных учреждений, в каждом из таковых городов образуется особая, под председательством лица, назначенного наместником комиссия, в составе от 6 до 12 членов избранных губернатором или лицом, пользующимся его правами, из наиболее достойных и сведущих местных обывателей.
2. На упомянутые особые комиссии возлагаются указанные в статьях 26-28 Городового Положения обязанности городских дум и управ по производству подготовительных к выборам гласных работ, за исключением утверждения разделения избирателей на разряды, которые, по применению к пункту 2ст.2. Высочайше Утвержденное 16 июня 1870г мнение Государственного Совета, предоставляется губернаторам или лицам, пользующимся их правами.
«В Избирательных собраниях председательствует председатель особой комиссии. На председателя особой комиссии возлагается также исправление должности городского головы в течение срока, определяемого каждый раз Наместником, но не дольше 4-х лет от ведения в городе Городового Положения. По истечении сего срока, упомянутая должность замещается, на общем основании, по выбору городской думы».
На наместника возлагались полномочия решать вопросы:
а) Определить, какие именно из предметов ведомства городского общественного управления ( ст.2 Городового Положения) могут быть отданы городским учреждениям немедленно, а какие должны быть введены постепенно, по мере подготовки местного населения и самих общественных учреждений к ведению городского хозяйства. б) Издать при введении Городового Положения необходимые для руководства инструкции, которые не противоречат существующему законодательству. А так же общественные учреждения по вопросам, которые по Городовому Положению должны решаться министрами, должны обращаться к Наместнику Кавказскому.
Существовали особенности и в сроке службы «Срок службы во всех должностях в Кавказском и Закавказском крае, зависящих от городских выборов в тех городских поселениях, ограничивается одним только годом; если же по истечении года депутат добровольно пожелает остаться и общество не будет тому противиться, то ему предоставляется сие право»
Не было различий по национальности «Городские головы в городах, состоящих из разноплеменных народов, выбираются по баллам из всех назначенных предварительно гласных и кандидатов от каждого общества.
Интеграция российского административного управления в городах Кавказа имела ряд характерных особенностей, не только отмеченных в Городовом Положении 1870г и 1882г, но и вытекающих из особенностей политико-административного управления Кавказом. Так, например, в период с1852 - 1883 гг. на Кавказе существовала система военно-народного управления. Проект режима военно-народного управления был разработан Главным штабом Кавказской армии в конце Кавказской войны. Впервые оно было опробовано на практике в 1852г. в Чечне. Позднее его принципы вошли в «Особую инструкцию для управления горцами». Основные принципы и порядок управления горцами по новой системе определяла инструкция для окружных начальников Левого крыла Кавказской линии, утвержденная Барятинским. Согласно § 28 «Положения» 1860 г., горцам-мусульманам было «даровано право, управляться по адату и шариату и по особым правилам, постепенно составляемым, на основании опыта и развивающейся в них потребности» .
Завершение периода военно-народного управления совпадает с процессом ослабления власти наместника, упразднением кавказского наместничества в 1883 г. Главой кавказской администрации стал главноначальствующий гражданской частью на Кавказе.
Кроме того, вводится новое административное управление и устройство Кавказа. Созданный в 1865 г. Временный комитет по вопросам административного устройства края выработал и представил на обсуждение Государственного Совета проект по устройству Терской области, который был утвержден указом императора Александра II 30 декабря 1869 г. Новое управление получило название "гражданского". Так же Александр II указывает: «Терскую область разделить на семь округов: Георгиевский, Владикавказский, Грозненский, Аргунский, Веденский, Кизлярский и Хасавьюртовский, назначив средоточие окружных управлений в городах: Георгиевске, Владикавказе, крепости Грозной и укреплениях: Ведень, Шатой, в Городе Кизляре, укреплении Хасав-Юрт, причем крепость Грозную переименовать в город».
Рассмотрим введение Городового Положения в городе Грозном. 30 декабря 1869 года (11 января 1870 года по новому стилю) Указом Сената был учрежден город Грозный. Две слободы, размещенные по обеим сторонам реки Сунжи, насчитывавшие в то время около 4 тысяч жителей, были объединены. Указ был опубликован 3 февраля 1870 года, а «Положение о городе Грозном», в котором жителям его (для привлечения населения) предоставлялся ряд льгот, утверждено наместником Кавказа 6 ноября.
С 1 января 1871г. вводилось в действие новое административное устройство Терской области. «С этого времени, - говориться в циркуляре, крепость Грозная переименовывается в город со введением в оном упрощенного общественного управления» А упрощение это заключалось в том, что как и в других городах, т.н. национальных окраинах, введение полного, «неурезанного» Городового Положения, откладывалось в долгий ящик. В Грозном оно начало действовать только в начале 90-х, а первые выборы в городскую думу состоялись лишь в 1895г.
Население города быстро росло, а количество избирателей увеличивалось не намного. Так в 1895г. – в Грозном было всего 563 избирателя, в 1904г. – 558, в 1908г. – 615, а в 1912г. – 955. Если в 1895г. на 28 жителей города приходился один избиратель, то в 1912г. уже из 34 грозненцев, только один имел право избирать и быть избранным.
Город рос, главным образом, за счет рабочих-нефтянников, а они не имели право голоса. По существующему закону, к выборам в городское самоуправление допускались лица, имеющие собственный дом (ценз оседлости), содержащие, кроме того, торгово-промышленные предприятия I и II гильдии или имеющие соответствующий капитал (имущественный ценз) и при этом достигшие 25-летнего возраста (возрастной ценз). Женщины не имели права голоса. Акционерные общества, компании и тресты, допускались к выборам как юридические лица и голосовали через своего представителя.
Грозненские избиратели делились на три «партии»: «купцы» (крупные торговцы, промышленники), «интеллигенция» (городская аристократия – управляющие заводами и фирмами, крупные землевладельцы) и «огородники» (зажиточные крестьяне, средние землевладельцы). Каждая из «партий» боролась своими методами. «Купцы» пускали в ход деньги, «интеллигенция» прессу, а «огородники» как наиболее многочисленная группа избирателей просто торговали своими голосами.
Городовое положение просуществовало до революции 1917 года. В 1917 году временное правительство сделало попытку реформы местного самоуправления, были приняты: 21 мая 1917 года постановление о волостном земском управлении и временные правила о производстве выборов губернских и уездных земских гласных. Но осуществить эту реформу не удалось в связи с последовавшей революцией.
Введение Городового положения в городах Кавказа свидетельствовало об окончательном разрушении системы военно-народного управления, о замене военного управления Кавказом на управление гражданское. В Целом, Городовое положение изменило статус города на Кавказе, вывело города на ступень самостоятельной административной единицы.



Сведения об авторе: Слесаренок И. В. соискатель кафедры ИТГП СевКавГТУ. Тел. 89197493385

 Новицкая Т. Великие реформы Александра II (от ликвидации тайной полиции к введению суда присяжных). // Российская юстиция. –1998.-№4.- С60.

 Пажитнов К.А. Городское и земское самоуправление. СПб:1913, Т. 1,
С.31-32.

 А.А.Головачева. Десять лет реформ. 1861-1871. Издание «Вестника Европы», Санкт-Петербург, тип Т.С.Сущинскаго 1872г. Городовое положение. С 223.

 Учреждение Управления Кавказского и Закавказского края. Издание 1876г. Санкт-Петербург. Ст. 21.
 М.И.Мышь. Городовое Положение. Санкт-Петербург. Типография Н.А.Лебедева 1881г.с.331-333


 М.И.Мышь. Городовое Положение. Санкт-Петербург. Типография Н.А.Лебедева 1881г.с.695.
 Там же с. 696.
 АКАК. Т. XII. С. 435.
 Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. I.(Очерк Кавказа и народов его населяющих). Кн. I СПб., 1871. / Кокурхаев К.-С. А.-С. Общественно-политический строй и право чеченцев и ингушей. Грозный. 1989. С. 26.
 Очерки истории Чечено-Ингушской АССР, с древнейшей времен до 1917г. I т. Грозный. 1967г. с.125-133.
 Город Грозный. Очерк истории. Отв. Ред. В.Б.Виноградов. Грозный. Чечено-Ингушское кн. издательство 1988г. с. 35-40.

 Город Грозный. Очерк истории. Отв. Ред. В.Б.Виноградов. Грозный. Чечено-Ингушское кн. издательство 1988г. с. 35-40.
 Н. Штанько, Н. Егоров. Грозный в прошлом и настоящем. // Грозненский рабочий 29 ноября 1950г. № 237 (8403)
 Сборник указов и постановлений Временного правительства. – Вып. 2. 5 мая – 24 июля 1917 г. – С. 215-279, 281-282, 292.











15