Урок Железо и его соединения. Генетическая связь соединений железа (9 класс)


Тема урока: Железо и его соединения. Генетическая связь соединений железа.
Цель: 1.Познакомить с соединениями железа , его соединениями и их свойствами.
2. Продолжить работу по формированию представления учащихся о металлах побочных подгрупп( d – элементах) , их соединениях на примере железа, умения составлять уравнения химических реакций с участием простых веществ.
3. Воспитывать экологическую грамотность, добросовестное отношение к своему здоровью и окружающей среде.
Тип урока: - комбинированный
Ход урока.
I.Организационный моментII.Проверка домашнего задания. 1.Оксид алюминия и его свойства.
2. Гидроксид алюминия и его свойства.
3. Работа учащихся по карточкам ( 6 человек на первых партах трех рядов)
4. Задание классу: Решение задачи. Рассчитайте массу оксида кальция и объём углекислого газа, образующегося при прокаливании 100 г известняка, содержащего 10 % примесей.
III.Изучение нового материала .
Железо – элемент побочной подгруппы VIII группы. В атоме железа очередной электрон поступает на предпоследний уровень, который является незавершенным. На внешнем уровне при этом находятся два электрона:
+ 26 Fe ) ) ) ) 1 s2 2 s2 2 p6 3s23 р6 4 s2 3d6
2 8 14 2
1 □ 2 □ □□□ 3 □ □□□ □□□□□ 4 □
s2 s2 p6 s2 p6 d6 s2
Валентными у d – элементов являются s – электроны и d – электроны предпоследнего уровня, поэтому оно имеют переменные степени окисления. Железо в химических реакциях может отдавать 2 е или 3 е, проявляя степень окисления. + 2 и + 3 в своих устойчивых соединениях.
Fe 0 – 2 е → Fe+ 2 Fe 0 – 3 е → Fe+ 3
Известны менее устойчивые соединения, где железо имеет степень окисления + 6 ( K2FeO4 - феррат калия )
Физические свойства: Железо – блестящий серебристо- белый металл с высокой температурой плавления ( + 1539 о С); его плотность равна 7,87 г/см3. Железо пластично, обладает свойством намагничиваться и размагничиваться, что широко используется в технике.
Химические свойства: Металл средней активности.
Степень окисления + 2
+ 3
с неметаллами Fe 0 +S 0 = Fe+2 S-2 демонстрация опыта 2Fe 0 + 3Cl2 0 = 2 Fe +3 Cl3 -
3 Fe 0 + 2 O20 = Fe+ 2 O-2 ∙ Fe2+ 3 O3-2
c водой 3 Fe 0 + 4 H2О = Fe+ 2 O-2 ∙ Fe2+ 3 O3-2 + 4 Н2↑
с кислотами Fe 0 +2 H+Cl → 2 Fe+2 Cl2- + H20 ↑
Fe 0 + H2+SO4 → Fe+2 SO4-2+ H20↑ Fe 0 +2 H+NO3 → Fe(NO3)3 + H2О + N2 ,
NO2 или NH4 NO3 в зависимости от концентрации
С солями металлов, стоящими правее в ряду напряжений Fe 0 +Cu SO4 → Fe+2 SO4-2 + Cu0 --------------------------------------------------
Соединения железа: (II) Fe O Fe SO4 Fe( OH )2↓ (III) Fe2 O3 Fe2 (SO4) 3 Fe( OH )3↓
Качественная реакция на Fe+2 и Fe +3
Fe+2 + 2ОН- → Fe( OH )2↓ - зеленый осадок.
Fe+3 + 3ОН- → Fe( OH )3↓ - бурый осадок.
FeCl3 + 3KNCS → Fe(NCS)3 + 3KCl тиоционат кроваво-красный
калия раствор

IV.Закрепление. упр. 9,10 стр.169, упр. 1-5 устно , 7 письменно стр. 171
V. Домашнее задание § 37,38 упр.7,8стр.168-169 упр. 6 стр171 письменно.
VI. Итоги урока. Рефлексия
Учебник Химия-9 авторы Н.Н.Нурахметов и др.Издательство «Мектеп» Алматы, 2013г