Методическая разработка урока по теме: «Икона» ( модуль «Основы православной культуры»)


Методическая разработка урока по теме:
«Икона»
( модуль «Основы православной культуры»)
учителя русского языка и литературы
                                МОУ СОШ №8
                               Г. Комсомольска-на-Амуре
Куликовой О.В.
Цель: формировать знания о православной иконе
Задачи:
- углубить представление учащихся об иконе;
-овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров
- овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях иконы;
- воспитывать уважительное отношение к иконе как к святыне;
- развивать готовность к нравственному совершенствованию, духовному саморазвитию.
Оборудование:
Компьютер; презентация; репродукции картин и икон; жетоны белого цвета; карточки с отрывками из стихотворений для каждой группы; Словарь русского языка С.И. Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Большая советская энциклопедия, Этимологический словарь русского языка Семенова
Ход занятия.
1. Организационный момент:
- Здравствуйте. Ребята! Мы продолжаем с вами путешествие в мир православной культуры.
- Как вы уже поняли, путешествовать будем в группах. В трудные моменты каждый из вас сможет опереться на плечо друга, посоветоваться с ним.
2. Повторение изученного.
В любое путешествие берут с собой багаж. Что такое багаж? /нужные в дороге вещи/.
- Наше путешествие необычное, оно учебное.
- А что самое главное в учебном путешествии? /знания/
- Проверим, на месте ли наш багаж. Я предлагаю вспомнить ранее изученный материал. Отгадаем кроссворд. И помните, эти знания нам сегодня пригодятся!
Вопросы для кроссворда.
1. Священна я книга христиан. (Библия)
2. Его устанавливают на Куполах храмов, носят на груди. (Крест)
3. Как называется обращение к Богу? (Молитва)
4. Книги, написанные апостолами. (Евангелие)
5. Место в храме, куда нет общего доступа. (Алтарь) (3мин.)
3. Сообщение темы.
- Я вижу, что вы готовы к путешествию. Теперь предстоит узнать, о чём мы говорили.
- Какое слово ключевое в кроссворде? (Икона)
Задача нашего урока – узнать о том, что такое иконы, каковы их особенности, как и почему относятся православные люди к иконе, будем учиться «читать» икону.
- Кто из вас попытается объяснить, что такое «икона» /изображение Бога, святых…./
- Где мы можем найти точное толкование? /в словарях/
4. Работа со словарями.
- На столах у каждой группы словарные статьи разных словарей:
1. Словарь русского языка С.И. Ожегов.
2. Толковый словарь Ушакова.
3. Большая советская энциклопедия.
4. Этимологический словарь русского языка Семенова
- Внимательно прочитайте. /Группы по очереди зачитывают определения/;
1группа.
– Какое толкование слову «икона» дает словарь русского языка С.И. Ожегова?
Икона – предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых в виде портрета в красках,
образ./Словарь русского языка автор С.И. Ожегов./
- Какие главные слова можно взять из этого толкования. /Изображение Бога, Богоматери, святых,
предмет поклонения./ответ появляется на слайде
2 группа.
Что мы можем прочитать в Толковом словаре Ушакова
Иконы, ж.( греч. eikon – букв. Образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; /Толковый словарь Ушакова./
3 группа
Большая советская энциклопедия.
Икона (от греч. eikon – изображение, образ) в христианской религии – изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер;/Большая советская энциклопедия./
- Какие главные слова можно выписать из этого толкования? /Священный характер – святыня/
4 группа
Этимологический словарь русского языка Семенова
Икона – изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой./Этимологический словарь русского языка Семенова/
- Что главное в этом толковании? /Люди обращаются с молитвой/
-Замечательно! Попробуйте с помощью данных слов и словосочетаний сказать, что такое «Икона».
Икона – изображение Бога, Богоматери, святых. Предмет поклонения и почитания, святыня, перед которой люди обращаются с молитвой к Богу и святым. (5мин)
5. Актуализация знаний по теме.
- Ребята, хотите узнать, почему икона для православных христиан – святыня? Чем она необычна?
- Давайте определим круг вопросов по данной теме, на которые вы без затруднений дадите полный ответ и вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить. Для этого у вас подготовлена таблица с вопросами. Они же записаны у меня на доске.
Вопросы + - Ответы
1. Где можно встретить иконы? 2.Когда появились первые иконы? 3. Может ли икона излучать свет? 4. Что такое нимб? Какого его значение? 5. Что самое поразительное есть в иконах? 6. Зачем нужны иконы? Читаем вопрос и если на него есть полный ответ, ставим рядом +, записываем ответ в 3-ю колонку. Если ответа нет, будем его искать по ходу нашего разговора и записывать.
(Дети наверняка дадут точный ответ на вопрос: «Где можно встретить иконы?» /дома, в храме/)
1. Где можно встретить иконы? + В храме, дома, в автомобиле
/По остальным вопросам мнения расходятся, дети не уверены в своих ответах, следовательно, на них ответим по ходу работы./
- Вы верно сказали, что иконы можно встретить дома, в храмах, иногда даже в автомобилях.
Но сновным местом нахождения икон является храм, церковь.
- Мне кажется, что сейчас уместным будет дать ответ на шестой вопрос : «Зачем нужны иконы?»
/предположительный ответ: чтобы молиться./
- А что значит молиться? Молиться – это значит обращаться к Богу. Прежде чем записать ответ в таблицу, я предлагаю уточнить и проверить его с помощью текста учебника.
- Найдите в учебнике текст «Икона и и молитва». Прочитайте его. Выберите одно предложение, которое мы запишем в качестве ответа.
Отчёт групп о проделанной работе.
/Икона приглашает к молитве, к подражанию жизни святых./
6. Зачем нужны иконы? + Икона приглашает к молитве, к подражанию жизни святых
- Почему жизни святых можно и нужно подражать? /Их жизнь безгрешна. Наполнена любовью, добром. К этому должен стремиться каждый человек./
Физкультминутка
-Теперь я предлагаю вам отдохнуть, но с пользой. Поиграем в игру «Сделай свой выбор». У вас на партах лежат жетоны черного, красного , золотого и синего цветов Вы должны внимательно рассмотреть фотографии икон на доске и ответить на вопрос: какой цвет используется в качестве фона. Сделав свой выбор, прикрепите жетон на доску.
/Дети делают выбор, прикрепляя жетон. Они видят, что фон на иконе золотой/
- Молодцы! Этот фон на иконах выбран неспроста. Его называют светом иконы. А в Библии Свет – это одно из имен Бога. Всю свою жизнь святой открыл для Бога, и значит, в ней не осталосьб места для зла, нет тьмы. Все стало пронизано светом. Свет на иконе – это символ бесконечного божественного света. Посмотрите на иконы, можно ли сказать, что они излучают свет? / Можно/
- Откуда исходит свет? / От лица, фигуры, одежды, от золотого круга вокруг головы /
- Верно, главная особенность икон в том, что свет исходит от образа, а не падает на него. На какой вопрос мы нашли ответ? /Может ли икона излучать свет?/
Какой ответ запишем?

3. Может ли икона излучать свет? Свет исходит от образа, а не падает на него.
- Ребята, может кто-нибудь из вас знает, как называется золотой круг, который окружает голову святого? /Предположительно, некоторые слышали название «нимб»/
- Чтобы понять, что он символизирут, подумайте, на что он похож? /На солнце/
- А что дает солнце всему живому? /Уют, тепло, свет, радость/
А как все перечисленное назвать одним словом? /Благодать/
- Попробуйте сделать предположение: что символизирует нимб вокруг головы святого? /Знак Божьей благодати/
4. Что такое нимб? Какого его значение? Знак Божьей благодати
- Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы переполняется светом и сам же, напитавшись им, излучает свет. Нимб знак Божьей благодати, которая наполнила жизнь и мысли святого и вдохновила его любовь. На какой вопрос мы нашли ответ?
- Один из вопросов сегодняшнего задания – что самое поразительное в иконах? Хотите узнать?
- Все все знаете, что все самое прекрасное стараются запечатлеть в своих произведениях и поэты, и художники, и писатели. Так может быть мы найдем ответ на данный вопрос в стихотворениях поэтов? Попробуем?
/У каждой группы на столах отрывки из стихотворений Е. Резник «Глаза Христа», Л Щербаковой «Светлой печали радость», Л. Денисова «Моление о чаше», Монаха-святогорца «Перед ликом Владимирской».
1 группа. Е. Резник «Глаза Христа»,
Смотрю в глаза Христа,
Как в Океан Вселенной,
Смотрю и погружаюсь вся
В гармонии покой.
2 группа. Л. Денисов «Моление о чаше» /О Сергие Радонежском/
В пустыньку он помолиться бредет;…
Шапочкой ветхой прикрыв волоса,
Вглубь себя он устремляет лучистые,
Полные ласки душевной глаза…
3 группа. Монах-святогорец
На иконе глаза Божией Матери.
Я смотрю в них и таю, как льдина.
Это боль о земле, что погрязла в грехах.
И святая любовь в этих чудных глазах.
4 группа. Л Щербакова «Светлой печали радость»
За окном моим – беспроходица,
В небесах – непроглядная даль,
А в глазах больших Богородицы
Светлой радости вижу печаль.
- Прочтите отрывки из стихотворений и определите, что же считают самым прекрасным в иконе поэты? /Глаза/
Расскажите, о чьих глазах вы прочли? / О глазах Богородицы, Святого Сергия Радонежского, Иисуса Христа/
- Какие они? /Дети зачитывают строчки из стихотворений/
- Четвертая группа, прочтите ещё раз ваш отрывок. Разве может быть такое: в глазах одновременно и радость и печаль?/ Ответы детей/
- В Библии говорится, что такие глаза выражают «РАДОСТОПЕЧАЛИЕ».
- Чему же радуются святые? / тому, что они с Богом/
- А о чем печалятся? / О том, многие из нас пока далеки от Него/
- Так что же самое поразительное в иконах?
5. Что самое поразительное есть в иконах? Глаза выражают радостопечалие
- Самое поразительное, что есть в иконе – это лик и глаза. В ликах проступает мудрость и любовь. Глаза на иконе передают такое состояние, которое можно выразить старым и точным словом –«радостопечелие». Ведь не зря говорят существует выражение «глаза – зеркало души».
6. Отличие иконы от картины.
- Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать внутренний мир святого человека, изобразить Божественный свет в душе. Но не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам (правилам) Церкви.Православные иконы пишутся по определенным правилам. Эти правила называются иконописным каноном.
1. Изображается Бог, Богоматерь, святые
2. Главное в иконе свет, нет тени, на иконек свет из иконы, на картине - извне.
3. На иконе нет беспорядка (внутренняя гармония)
4. На иконе нет заднего плана
- На партах у вас репродукции картин и икон. Попробуйте разложить их на две группы.
7. Рефлексия.
- Понравилось ли вам путешествие в Мир праволавной культуры?
- Что вы расскажите своим близким об иконе?
Молодцы, ребята! Но на все ли вопросы мы успели ответить? /Нет, остался вопрос:когда появились первые иконы?/
8. Домашнее задание.
Поастарайтесь дома найти ответ на этот вопрос, подготовив небольшое выступление.