Урок по основам православной культуры. Тема урока Икона.


Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью) Вашуркина Наталия Алексеевна
Район Дзержинск
Место работы МБОУ СОШ №36
Должность Учитель начальных классов
Общая информация
Модуль Основы православной культуры
УМК Просвещение
Тема урока Икона
Тип урока Ознакомление с новым материалом
Цель, задачи Сформировать представление об иконах как составляющей христианского искусства. Задачи:
Познакомить с историей древнерусской иконописи
Показать связь прошлого и настоящего, расширяя понятийный аппарат учащихся
Воспитывать национальное чувство и любовь к Родине
Необходимое оборудование Мультипроектор, компьютер
Дидактическое обеспечение Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, электронное пособие
Планируемые результаты урока
личностные выделение морально-этического содержания христианского искусства
предметные формирование представления об иконах
метапредметные(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД) умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
умение вести диалог со сверстниками взрослыми
развитие навыков поисково-исследовательской деятельности
умение работать в группах, парах
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* Синквейн, анкетирование «Чудотворность икон»
Литература и Интернет-ресурсы
Основная Учебник, рабочая тетрадь
Дополнительная Толковый словарь, слайд-шоу «Чудотворные иконы и фрески»
Интернет-ресурсы School-collection.edu.ru
ЭОРыУчебный диск, видео, слайд-шоу «Русская иконопись», аудиозапись «Казачья колыбельная песня» М. Ю. Лермонтов

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). Показ видеофрагмента об иконах и фресках (наглядно-иллюстративный метод)
Рассматривание картины (эвристическая беседа)
Прослушивание «Казачьей колыбельной песни» М. Ю. Лермонтова Просмотр видеофрагмента
Высказывания, ответы на вопросы (фронтальная работа)
Сопоставление отрывка из песни и темы урока Познавательные УУД
(анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков)
Личностные УУД
(выделение морально-этического содержания событий и действий)
Коммуникативные УУД
(умение вести диалог со взрослыми, одноклассниками)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. Создание проблемной ситуации (с помощью вопроса)
Распределение на группы
Принятие проблемной ситуации
Составление кластера «Чудотворная икона» (групповая работа) Познавательные УУД (выдвижение гипотез, их обоснование)
Коммуникативные УУД (определение функций участников, способов взаимодействия)
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. Словарная работа
лИк фресКа мОлитва Нимб
спАсительРабота со словарем,
толкование слов
(работа в парах) Познавательные УУД
(поиск и выделение информации)
Коммуникативные УУД
(сотрудничество в поиске и сборе информации)
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). Разрешение проблемы
(работа по учебнику) Работа в тетради ,чтение текста, игра «Закончи фразу»
( индивидуальная работа) Познавательные УУД
(извлечение необходимой информации из текста, толкового словаря)
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. Проверка
Обсуждение проделанной работы
Познавательные УУД
(установление причинно-следственных связей)
Регулятивные УУД
(корректирование своей деятельности, определение степени успешности своей работы)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). Ролевая игра «Чудо иконописи»
Игра. Толкование значения слова «икона»,рассказ о творчестве А. Рублева, истории древнерусской иконописи. Коммуникативные УУД
(умение работать в паре)
Познавательные УУД
(умение делать выводы, осуществление анализа и синтеза для целостного понимания текста)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Работа на карточках. Индивидуальная работа на доске.
Дифференциация по степени помощи. Заполнение пропусков в тексте задания на карточке. Самопроверка по образцу (на слайде) Познавательные УУД
(ориентирование в учебном пособии, в словаре, нахождение ответов в иллюстрацияхРегулятивные УУД
(корректирование своей деятельности, определение степени успешности своей работы)
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Составление синквейна к слову «Иконопись» Групповая работа Познавательные УУД
(переработка и преобразование информации, установление причинно-следственных связей, осуществление анализа и синтеза)
Регулятивные УУД
(корректирование своей деятельности, оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено)
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. Анкетирование «Чудотворность икон» Самостоятельная работа, самопроверка Личностные УУД
(формирование эстетических ценностей, основ гражданской идентичности)
Познавательные УУД
(нахождение ответов на вопросы, умение делать выводы)
Регулятивные УУД
(корректирование своей деятельности и определение степени успешности работы)