Биология – 7 класс Раздел. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви (9 ч.) Глава: Кольчатые черви (3 ч.) План урока № 18 Тема: Многообразие, дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение.

Костанайская область, п. Качар
КГУ «Качарская средняя школа № 1»
Учитель биологии: Кац Елена Павловна Биология – 7 класс  Раздел. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви (9 ч.) Глава: Кольчатые черви (3 ч.) План урока № 18
Тема: Многообразие, дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение.
Цель урока: ознакомление учащихся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные:
рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных;
расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;
Развивающие:
продолжить формирование умений выполнять лабораторную работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать
сформировать критическое мышление;
Воспитательная:
воспитывать бережное отношение к природе и ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Ход урока
Орг. момент
Психологический настрой
Актуализация знаний. Введение в тему.
Повторение предыдущих терминов, которые встретятся на уроках по изучению кольчатых червей:
Эпителий (эпителиальная ткань, у многоклеточных животных ткань, покрывающая тело и выстилающая его полости);
Кожно - мускульный мешок (совокупность слоев эпителия и мышц у плоских, круглых и кольчатых червей);
Ароморфозы (Ароморфоз -  крупные изменения в строении в ходе эволюции);
Система органов (Совокупность органов, выполняющих единую функцию. Например, система органов пищеварения - полость рта, глотка, пищевод, желудок);
Регенерация (восстановление утраченных частей тела);
Гермафродиты (обоеполые организмы)
Учитель. Ребята, мы с вами изучаем животный мир. На уроке мы познакомимся еще с одной группой организмов. Студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения; для рыбаков они - наживка для ужения рыбы, а для обычного человека это просто организмы – обитатели почвы.
Демонстрация видеоролика «Движение дождевого червя» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Когда чаще всего встречаются дождевые черви на поверхности почвы?
(Ответы учеников.)
IV. Изучение нового материала
1. Классификация. Учитель. Мы должны познакомиться с систематическим положением изучаемого объекта.
К типу Кольчатые черви (9 000 видов) относятся классы Многощетинковые (Полихеты) и Малощетинковые (Олигохеты) черви и Пиявки (демонстрация «Кольчатые черви»).
Систематика дождевого червя
Империя клеточные
Надцарство эукариоты
Царство животные
Тип кольчатые черви
Класс малощетинковые - олигохеты (дождевой червь)
Класс многощетинковые - полихеты (пескожил, нереис)
Класс пиявки (медицинская и ложноконская пиявки)
2. Крупнейшие ароморфозы:
Сегментация тела. Сегменты - сомиты.
Органы передвижения:
У малощетинковых - это щетинки
У многощетинковых - это параподии (настоящие конечности)
Кожно-мускульный мешок состоит из 2-слоёв мышщ: продольные и кольцевые
Впервые полость тела (вторичная), которая называется целом
Выполняет 5 важных функций:
Гидроскелет
Выделительная
Половая
Транспортная
Опорная
Появляется замкнутая кровеносная система -   это кровеносная система, в которой кровь течёт исключительно по сосудам. Таким образом, обмен веществ между кровью и тканями совершается только через стенки сосудов. Мускульные кольцевые сосуды – «сердца», расположенные в 7-13 сегментах).
Выделительная система представлена метанефридиями. Они более прогрессивны, так как в каждом сегменте имеется пара каналов, которые самостоятельно открываются наружу.
Нервная система узловая: окологлоточное кольцо + брюшная нервная цепочка. Ганглий - это узел
Пищеварительная система дождевого червя состоит из ротовой полости, пищевода, зоба, желудка, средней и задней кишки заканчивается анальным отверстием.
Виды дождевых червей (демонстрация «Кольчатые черви»).
3. Происхождение малощетинковых.
От многощетинковых червей в связи с переходом к наземному существованию произошли малощетинковые черви.
Класс Малощетинковые черви объединяет 4-5 тыс. видов. Длина их тела колеблется от 0,5 мм до 3 м.
4. Образ жизни
Дождевые черви - существа загадочные: как они, такие мягкие и нежные, живут в почве?
Почва как среда обитания имеет все необходимые условия для жизни организмов. Назовите, какие это условия? (Ответы учеников).
Дождевые черви - типичные представители этого класса, живут скрытно во влажных богатых перегноем почвах, ведут подвижный, роющий образ жизни, в теплое время держатся у поверхности, зимой на глубине до 2 метров в норках. Дождевой червь может заглатывать землю и пропускать ее через кишечник, как бы проедая себе ход, усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве.
Затем идет обобщение материала о внутреннем строении дождевого червя, ученики вместе с учителем разбирают каждую систему органов и сравнивают с системами органов плоских и круглых червей
V. В процессе изучения новой темы оформление в тетрадях лабораторной работы № 2 «Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижением, ответной реакцией на раздражение», «Изучение внешнего строения дождевого червя». «Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах червя». Работа с учебником стр. 155. Подписать название внутренних органов под каждой цифрой на своём рисунке.


VI. Закрепление - релаксация, просмотр анимационного фильма « Путешествие дождевого червячка» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


VII. Рефлексия. Работа с сигнальными карточками.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

VIII. Подведение итога урока. Общий вывод.
Дождевой червь, как представитель типа Кольчатые черви трехслойное, вторичнополостное животное, тело которых состоит из повторяющихся сегментов, или колец (отсюда и название – кольчатые черви).

IX. Домашнее задание §40 пересказ, приготовить сообщения «пиявки», «полихеты», «черви - гиганты и черви – карлики».



Рисунок 1tђ Заголовок 115