Конспект урока по истории 9 класс по теме Внешняя политика. Русско-японская война


Конспекта урока
Предмет: история России
Класс: 9 АДата:
Тема: Внешняя политика. Русско-японская война
Тип урока: формирование новых знаний
Форма проведения: традиционная
Цель: познакомить с основными направлениями внешней политики России в начале 20 века.
Задачи:
- подвести учащихся к пониманию причин, повода, последствий Русско-японской войны;
- продолжить формирование умения работы с исторической картой, учебником; умений классифицировать факты и делать обобщающие выводы; умения выделять главные мысли, самостоятельно делать выводы.
- продолжить формирования умения работать по алгоритму (памятка войн).
Структура и план урока:
Организационный этап
Сообщение темы и целей урока
Актуализация раннее усвоенных знаний
Восприятие и осмысливание новых знаний
Закрепление знаний
Итоги урока, рефлексия
Ход урока:
1. Организационный момент. (1 мин)
2. Сообщение темы и целей урока. (5 минут)
На данном этапе урока целесообразно не просто озвучит тему и цели урока, а прибегнуть к постановке целей необычным способом:
«Чтобы остановить революцию. Нам нужна маленькая победоносная война», - незадолго до русско-японской войны сказал министр внутренних дел В.К.Плеве.
Почему русско-японская война не стала для России ни «маленькой», ни «победоносной»? К этому вопрос мы вернемся в конце нашего урока. (Вопрос записать на доске).
Задание классу: записать в тетрадь тему урока.
Актуализация раннее усвоенных знаний (5 минут)
Какие территории получила Россия по договору 1898 года с Китаем? (Ляодунский полуостров и Порт-Артур)
Какая территория была предметом спора между Японией и Россией на рубеже XIX –XX веков? (Остров Сахалин)
С какой страной в 1884 году был подписан договор о дружбе и торговле? (С Кореей)
Кто из представителей власти предлагал мягкие формы экспансии на Дальнем Востоке? (Министр финансов С. Ю. Витте)
Кто из перечисленных лиц предлагал проводить жесткую внешнюю политику на дальневосточных рубежах России? (Адмирал Е. И. Алексеев, министр внутренних дел В. К. Плеве)
Как расшифровывается термин КВЖД? (Китайская Восточная Железная Дорога)
Какая страна оказалась в начале столетия самым главным конкурентом России на Дальнем Востоке? (Япония)
Задание классу: устно ответить на вопросы заданные учителем.
Восприятие и осмысливание новых знаний (14 мин)
На этом этапе учителем на парту раздается алгоритм работы (памятки для характеристики войн) и озвучивается дальнейшая задача классу: выявления причин, хода военных действий, итогов войны.
Учитель: первый пункт в памятке это название войны и дата, запишем в тетрадь (русско- японская война 1904-1905 годы). Второй пункт – причины войны: Будучи наследником престола,  Николай II посетил Японию, где подвергся нападению японского полицейского и получил ранение в голову.
Вопрос:  Мог ли этот инцидент стать причиной войны? ( НЕТ)
Учитель: Тогда давайте выясним причины войны.
Рассказ учителя: На рубеже веков ситуация на Дальнем Востоке стала одним из главных направлений внешней политики не только России, Японии, но также и Англии, Франции, Германии и США. Слабеющий Китай и Корея стали объектом не только экономической экспансии этих стран, европейские страны и Япония стали рассматривать Китай и Корею как возможные территориальные приобретения, причем акцент делался, как правило, на военный аспект колонизации. Исключение составляла, только Российская империя, которая хотела получить доступ к этим территориям исключительно мирным, экономическим путем. Однако история распорядилась иначе. Мирное экономическое проникновение в Китай, в частности строительство КВЖД, аренда Ляодунского полуострова и Порт-Артура, с одной стороны сопровождалось подписанием с Китаем договора, который имел четкую антияпонскую направленность. В свою очередь, Япония, которая приступила к строительству империи, не мыслила империи без полного господства над странами, которые выходят в бассейн Тихого океана. Так что рано или поздно Япония все равно столкнулась бы с Российской империей, которая ни в коей мере не хотела отдавать пальму первенства в освоении Китая и Кореи. Таким образом, имперская политика двух государств на корейских и китайских землях стала камнем преткновения и привела к развязыванию войны.
Вопрос: Назовите причины войны? (политика двух государств на корейских и китайских землях стала камнем преткновения и привела к развязыванию войны), запишите в тетрадь.
Учитель: работая с текстом учебника или с картой, запишите в тетрадь основные события русско- японской войны.
Задание классу: записать основные события войны в тетрадь.
Правильный ответ: основные события русско-японской войны:
морская блокада и оборона Порт-Артура (январь-декабрь 1904),
сражение под Ляояном (август –сентябрь 1904г.),
Мукденское сражение (февраль 1905),
Цусимское сражение (май 1905),
Портсмутский мирный договор (сентябрь 1905).
Учитель: Назовите победы русских войск? (их нет). Почему?
Учитель: Любая война в конце концов заканчивается. 
Вопрос: Чем закончилась эта война? (Портсмутский мир)
Учитель: С какими  результатами  вышла из войны Россия? Портсмутский мирный договор – это успех или поражение русской дипломатии? (найдите территории потерянные Россией по договору - работа с картой).
(Ответы - Корея признавалась сферой влияния Японии- Япония получила во владение Южный Сахалин
- Япония получила право рыбного промысла вдоль русских берегов
- Россия передала Японии в аренду Ляодунский полуостров и Порт – Артур)Закрепление знаний (5 мин)
Вопросы к классу (устно):
- Назовите даты русско-японской войны?
- Какими фактами можно потвердеть неготовность России к войне?
- Самое крупное морское сражение в русско-японской войне?
- Какое сражение имело самые большие потери и практически истощило обе стороны?
- Каких героев русско-японской войны вы запомнили?
- Какая крепость продержалась в блокаде практически целый год?
- Каковы причины русско-японской войны?
- Каковы условия Портсмутского мирного договора?
Итоги урока (7 мин)
Учитель: Почему русско-японская война не стала для России ни  «маленькой», ни «победоносной»? (Япония оказалась подходящим противником для такой войны. Разработанный русским командованием план военной кампании предусматривал захват Токио и пленение японского императора. Однако ни одно из этих сражений в войне не было выиграно русской армией). Итог урока: Смысл и цели войны для населения России были непонятны и чужды. Сказалось и неблагоприятная экономическая обстановка: столетие началось годами кризиса и неурожев. Груз военных расходов оказался непосильным для страны. Необходимость реформирования государственного устройства империи была осознана большей частью российского общества. (Война: Несправедливая, захватническая.
Разрушает, убивает, отнимает.
Война, не ставшая народной.
Смерть).Рефлексия. (3 мин)
Попросить написать на листочках:
1. Что нового они узнали?
2. Что понравилось?
3. Что не понравилось?
Поблагодарить за урок и попрощаться.