Презентация по МХК Готический собор 10 класс


Средневековье… Какими словами его только ни называют: и темное, и мрачное, и жестокое, и невежественное… Все так, но в каждом городе при этом непременно готический собор строился, да такой, что всех жителей разом вместить мог, а у современных туристов при виде такого чуда до сих пор дух захватывает… Тогда люди без Храма жизнь свою не представляли. Глубокую мысль высказал великий композитор Альфред Шнитке: готический собор – всегда некая модель мира. С XIII века городской собор становится не только местом богослужения. На площади перед собором и в самом соборе происходят диспуты, читаются лекции, разыгрываются театральные представления. Собор теперь должен вмещать все население города. Часто соборы строились и перестраивались очень долго, и теперь мы можем увидеть черты разных архитектурных стилей в одном сооружении. Преодолевая тяжесть каменной толщи, каркас здания разросся ввысь. А стена, прорезанная огромными окнами ярких витражей, будто растворилась в потоках света.  Вертикаль- как воплощение идеи Вознесения.  Кафедральные соборы должны были быть огромных размеров. Новые задачи потребовали небывалых инженерных решений. В готической архитектуре был достигнут поразительный эффект: пространство готического собора внутри кажется большим, нежели сам собор, когда осматриваешь его снаружи. Храм как будто возносится ввысь, преодолевая земное притяжение. В нем словно соперничают земная тяжесть и божественный дух. Преобладание в его конструкции вертикальных линий отвечает идее Вознесения как стремления человеческой души к небу, к Богу. Готический собор – это целый мир, со своей жизнью и своими обитателями. Его населяют ангелы и демоны, святые и химеры, короли и причудливые чудовища. И у каждого – свое место в храме.  Внутреннее пространство собора — с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, — создает образ небесного мира. Стена освободилась от тяжести. Прочный каркас не нуждался в ней как в опоре. Появилась возможность сделать огромные оконные проемы. Центром композиции становится роза – круглое резное окно. Его называют «готическая роза». «Я вдыхаю божественное благоухание, аромат этого каменного цветка», - писал Огюст Роден об этом готическом чуде.- Почему роза? Как вы думаете? Основные цвета витражной живописи: красный, синий, зеленый. Неутомимая фантазия мастеров стекла привела их к замечательному открытию – оттенок свинцового крепления, соединяющего кусочки стекла, изменял оттенок и самого стекла, рождая многообразие и причудливость оттенков света. За этим стояла средневековая метафизика света, желание познать его, приблизиться к нему. Красота воспринималась как свет, который успокаивал и ободрял. Особую роль в готическом соборе играла музыка. Возведение в Париже собора Нотр-Дам совпало с учреждением при нем Певческой школы. И сейчас истинное наслаждение испытает тот, кому посчастливится оказаться во французском готическом соборе в тот момент, когда он залит светом, льющимся сквозь его витражи, и наполнен звучанием органа… Красота – это божественная гармония, «порядок всех вещей». Огюст Роден писал о готическом соборе: «Лесная чаща, упорядоченная человеческой гармонией»Гармония рождает мир:• части Вселенной, согласуясь друг с другом, образуют мироздание;• камни, соответствуя друг другу, рождают здание;• звуки, согласуясь, рождают музыку.Это общие законы, объясняющие существование мира. Храм воплощает образ мира, где все создано по велению Божьему, гармонично соединяется и взаимодействует. Спасибо за внимание.Презентацию подготовилаВознесенская Анна ВладиславовнаУчитель музыки и МХКМБОУ «Щёлкинской СОШ №2»