презентация по междисциплинарному курсу Основы специальной педагогики и психологии на тему Основные понятия и проблемы специальной педагогики и психологии


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ПЛАН: 1). Основные понятия специальной педагогики и специальной психологии.2). Проблема компенсации и сверхкомпенсации психических функций (по А. Адлеру, Л. С. Выготскому). ВЕДУЩИЕ ПЕДАГОГЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ: обучение;воспитание;развитие; ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: коррекция;компенсация;социальная адаптация;социальная реабилитация. КОРРЕКЦИЯ (лат. сorrectio исправление, поправка) – система медико-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков в психофизическом развитии. КОМПЕНСАЦИЯ (лат. compensatio < compensare – возмещать, уравновешивать) – замещение (возмещение или перестройка) нарушенных или недоразвитых функций, осуществляемое за счет привлечения сохранных функций или включения в работу новых функций из других нервных структур посредством специальных методов, приемов и специальных технических средств обучения. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ (лат. socialis общественный + adaptatio < adaptare приспособить) – приведение индивидуального и группового поведения детей с отклонениями в развитии в соответствие с системой общественных норм и ценностей. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ (лат. socialis общественный + позднелат. rehabilitatio восстановление) – включение ребенка с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Проблема компенсации и сверхкомпенсации психических функций (по А. Адлеру, Л. С. Выготскому) Вопросы: 1). Типы компенсации психических функций. 2). Теория сверхкомпенсации А. Адлера. 3). Теория компенсации Л. С. Выготского. Критерии ответов: точность, логичность, изложение материала;аргументированность;научность;высокая культура речи. Лев Николаевич Выготский(17 ноября 1896-11июня 1934) Труды. по А. Адлеру: сверхкомпенсация – повышенное, компенсаторное развитие психофизических и личностных компонентов, возмещающее недостаток;формирование личности происходит в первые 5 лет жизни ребенка;дефект (недостаток) является стимулом к сверхкомпенсации. по Л. С. Выготскому: Компенсация – синтез биологического и социального факторов;Аномальные дети должны быть включены в разнообразную социально-значимую деятельность;Специальное воспитание должно быть подчинено социальному;При любом нарушении существуют первичные и вторичные дефекты ( «структура дефекта»);Судьбу личности решает не дефект, а его социально-психологическая реализация.