Учебное занятие на тему: Яркость, образность и выразительность речи


Учебное занятие по дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему: «Яркость, образность, выразительность речи» Преподаватель – Бербеков Беслан Чарионович, зав. кафедрой культурологии и филологических дисциплин СПО КБГУ, кандидат филологических наук, доцент Цель занятия – раскрыть содержание коммуникативного качества культуры речи, связанного с образным мышлением и чувственным восприятием нашей действительности, отражённого в языке и речи. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, всё зернисто, крупно, как сам жемчуг и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи (Н.В. Гоголь). … нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово (Н.В. Гоголь). С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом, Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения (К.Г. Паустовский) Выразительность речи усиливает её эффективность: яркая речь вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей. Это относится не только к публичным выступлениям, не только к докладам и лекциям, но и к бытовой речи, домашнему разговору. Ресурсы выразительных средств в языке неисчерпаемы. Они обнаруживаются на всех его уровнях, особенно на лексическом. Это объясняется тем, что слово не только называет предмет, качество, действие, состояние, но и способно передавать отношение говорящего и его оценку – положительную или отрицательную (экспрессивные слова), его чувства (эмоционально окрашенные слова), указывать на степень проявления признака, действия, состояния (ср.: гореть – пылать, большой – гигантский, хорошо - лучше). В семантике многих слов русского языка изначально заложена образность: слово называет предмет и одновременно передаёт его образ, раскрывает почему предмет получил такое наименование. Это связано с наглядной образной мотивированностью слов – изобразительной или описательной. Мотивированные слова: с изобразительной мотивированностью: гавкать, гоготать, квакать, кукушка, мычать, мяукать, топать, хлопать, хрюкать, хихикать, цокот (копыт) и т.п. с описательной мотивированностью: подушка, подснежник, бездельник, дармоед, ненаглядный, умница и т.п. Слова с изобразительной мотивированностью – это слова, лексические значения которых вытекают из звучания составляющих их компонентов (чаще всего – это так называемые звукоподражательные слова). Слова с описательной мотивированностью – это слова, лексические значения которых вытекают из значений составляющих их компонентов. Известно, что слова могут иметь одно или несколько лексических значений. Слова, имеющие только одно лексическое значение, считаются однозначными (напр.: автобус, кафе, кофе, тротуар, шоссе, яхта и многие другие). Слова, имеющие два и более лексических значения, называются многозначными (примеры смотрите в д/з №2 темы: «Богатство и разнообразие речи» ) Известно, что у слов могут быть прямые и переносные лексические значения. Значение, с которым слово впервые появилось в языке, считается прямым значением, а все последующие – переносными. С явлениями многозначности и переносности значения слов связано появление в языке и речи разнообразных средств выразительности, а также художественных приёмов, которые традиционно называются тропами и фигурами. Выразительность речи говорящего (пишущего) во многом зависит от того, в какой степени он знаком с ними, умеет ими пользоваться и самостоятельно их создавать. Тропы – слова и выражения, употребляемые не в обычном, прямом, значении, а в переносном смысле. В основе тропа лежит сопоставление предметов, явлений, действий и т.д., сходных по каким-либо признакам или каким-либо образом связанных, соотносящихся между собой. К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, сравнение, эпитеты. Задание для самостоятельной подготовки: Дать определения и привести примеры понятий: «метафора», «метонимия», «синекдоха», «аллегория», «сравнение», «эпитеты».