Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном


Тема урока: «Вторая война Рима с Карфагеном»
Тип урока: освоения новых знаний с применением технологии проблемного обучения
Цель урока: сформировать представление о причине и характере второй войны с Карфагеном
Задачи:
предметные: сформировать представления об основных событиях Пунических войн, в результате которых Рим стал крупнейшей державой, господствующей в Средиземном море
личностные: способствовать воспитанию ценностного отношения к защите своей страны на материале истории обороны Карфагена.
метапредметные: формировать умение выявлять причинно-следственные связи
Оборудование: Карта «Завоевания Римской республики», интерактивная карта «Битва при Каннах», презентация по теме
Структура урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний учащихся (фронтальная работа с классом)
- В начале нашей работы предлагаю рассмотреть карту и, проанализировав ее, ответь на вопросы.
- Средиземноморье- так называют все страны, расположенные по берегам Средиземного и связанных с ним морей. Глядя на карту, можно определить явного лидера положения в Средиземноморье? ( -Карфаген и Рим)
-Какие территории принадлежали данным державам? (Север Африки и Пиренейский полуостров – Карфагену, Аппенинский полуостров и крупные острова – Риму)
- Давайте вспомним, как эти государства увеличивали свою территорию? И что являлось причинами этих захватов?
(Дети из изученного ранее о финикийских колониях и завоевании Римом Италии строят свои ответы)
-Какой военный потенциал имели эти страны? (Карфаген – флот, Рим – опыт ведения войны)
-Какой вывод можно сделать, учитывая выше сказанное? ( Рим и Карфаген – соперники)
- Именно соперничество этих мощных держав становится темой нашего урока. Предложите формулировку темы.(Дети предлагают и записывают тему в тетрадь).
-Исходя из названия темы, можете ли вы предположить, о чем пойдет речь на уроке? (- О войне)
3. Постановка цели задачи урока.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 216, глава 12 и беседа по прочитанному.
-Какую территорию сумел захватить Рим? (- Сицилию)
-Могло ли это завоевание устроить Карфаген? (-Нет)
- Давай те попытаемся предположить цель нашего урока и поставить задачи этого урока.
( Дети предлагают варианты задач на урок, учитель акцентирует внимание на более точных из них)
! Проблема для учащихся (проблемный вопрос) (на слайде)
- Как вы считаете, благодаря чему Рим мог одержать победу в борьбе с таким сильным противником как Карфаген?
4. Изучение новой темы.
- Как вы считаете, благодаря чему Рим мог одержать победу в борьбе с таким сильным противником как Карфаген?
(Дети высказывают предположения)
- Попытайтесь предположить причины второй войны.
(Дети называют причины, после учитель показывает слайд, при сопоставлении ребята сверяют правильность своих ответов)
- В результате первой войны Рим завоевал остров Сицилию и северную Италию и после первого мирного договора претендовал на о-ва Корсику и Сардинию, покоренные позже. Для Карфагена и Рима эта война носит характер соперничества, поэтому среди их правителей талантливые полководцы. Таким патриотом был Ганнибал, не желавший допустить захвата свой страны Римом.
(Ученик из класса читает информацию о Ганнибале и «ганнибаловой клятве», приложение 1.)
- Какое впечатление вызывают слова Ганнибала? Какими чертами характера обладал полководец? (Дети предполагают характера)
- Какие из них являются достойными и почему? (Дети приводят доказательства)
- Но вместе с этими высокими достоинствами обладал он и ужасными пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности. Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святынь. И ничто не могло быть препятствием для плана Ганнибала и выбора его стратегии. Именно он и стал предводителем нового наемного войска пунов во второй войне. Предположите, в чём сильные и слабые стороны наёмного войска? (+ - профессиональная подготовка, опыт; - - отсутствие патриотических качеств воина)
- Правители каких стран нанимали к себе на службу чужестранцев? (Египта, Ассирии и др.)
Работа с картой на с. 217.
- Рассмотрите карту и определите, какое направление он выбрал для нападения? (Выступил с северного направления).
- Какое преимущество давал этот маневр? (Римляне не могли предположить это направление, поэтому не ожидали)
- И 218 году до н.э. войско двинулось к Альпам, 5 месяцев преодолевая этот путь. Это было очень рискованным решением. Высоко в горах холодно даже в июле, а войско Ганнибала совершало переход в сентябре. Дул пронизывающий ветер, с неба падали хлопья снега, дорог не было. Войско карабкалось вверх по обледеневшим тропинкам. Люди, животные, слоны срывались в пропасть, не хватало пищи для людей и скота. Ганнибал не щадил ни себя ни своих воинов, он хотел вторгнуться в Италию внезапно. Потеряв половину состава, Карфагенское войско переправилось через Альпы и оказалось в долине реки По. Там же дал римлянам сражение. Каковы причины этой победы? Ответить на этот вопрос вам поможет текст на с.218, верхние 2 абзаца.
(Дети называют причины победы ганнибалова войска в том, что в армии римлян среди консулов не было единства, и Ганнибал тщательно продумал тактику ведения боя)
- Впереди было серьёзное сражение при Каннах в 216 г. до н.э. Как оно происходило и чем закончилось, вы узнаете в работе с интерактивной картой.
Работа с интерактивной картой.
-Постарайтесь определить исход сражения при Каннах в 216 г. До н.э. и выявить причины такого итога? (Ганнибал выиграл)
- Что сыграло на пользу Ганнибалу? (Широкая равнина, давшая возможность коннице застигнуть римлян врасплох).
- Кроме местности и хорошо подготовленной конницы сыграло важную роль? (Воодушевление первыми победами)
Работа с текстом на с. 220.
- Была еще одна битва при г. Заме в 202 г.до н.э. В тексте на с.220 найдите сведения об итогах сражения и докажите своими аргументами, почему именно так, а не иначе оно закончилось. (вопрос и ответ на слайдах)
(Дети приводят свои аргументы, выслушивают мнения других, соглашаются или нет, а также сравнивают с ответами на слайде)
5. Первичная проверка понимания.
Работа с текстом на с. 220.
На втором этапе дети должны найти в тексте 4-5 причин победы Рима над Карфагеном. После фронтальная проверка, а свой ответ дети начинают словами «Я считаю, что …» (показать на слайде для сравнения после опроса)
-Как вы считаете, можно эти сведения считать решением проблемы урока? Почему? (Мы узнали, благодаря чему Рим мог одержать победу в борьбе с таким сильным противником как Карфаген)
- Какое значение имело эта война для обеих сторон? (Карфаген в этой войне потерпел поражение, от которого он уже никогда не оправится, превратится во второстепенную страну, Рим увеличил территорию своего господства)
- Аргументируйте, почему Рим можно считать владыкой Средиземноморья?
(Дети записывают аргументы в тетрадь) (слайд с правильными ответами показать на этапе рефлексии)
6.Закрепление. ( текст у детей на партах)
- Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты
В …. году до. н.э. под руководством … войско Карфагена вступило на территорию Испании. Успешно преодолев могучие горы …, наемное войско, кони, …, …, дали первое сражение в долине реки По. Это сражение завершилось победой …. Следующей битвой было сражение … в 2.. году, которое закончилось победой …. Наиболее отличилась в этой битве …, которая зашла в тыл к римлянам застала их врасплох. Но в третьей решающей битве при … в 2.. году во главу Римского войска встал …, получивший прозвище …. Впервые за … лет войны … потерпели поражение, что стало причиной того, что … стал владыкой … .
(Дети по цепочке читают предложения со «вставкам»,и после показать слайд с правильными ответами для сравнения. Исправляют, обменявшись с соседом)
7. Информация о домашнем задании.
- Составьте кроссворд по теме «Сражения второй пунической войны». Повторить параграф 47 и записи в тетради.
Можно предложить подготовить проект о снаряжении римских воинов в период Риской республики.
8. Рефлексия.
- С помощью карточек оцените, довольны ли вы результатом урока (красный – «доволен», зеленый – «затрудняюсь»)
(Дети показывают карточки, что позволяет определить, состоялся ли урок эмоционально)
- Предлагаю вам оценить свою работу по заданию с поиском аргументов и в соответствии с алгоритмом в тетради (см. приложение 2.) поставить отметку за его выполнение. Обратите внимание на правильные ответы на слайдах и сравните со своими ответами.
(Дети анализируют свою работу и, в заключении, ставят себе отметку за задание. После обсуждения отметка заносится в журнал.)
Приложение 1.
Еще девятилетним мальчуганом Ганнибал Барка, впоследствии выдающийся карфагенский полководец, неутомимый и свирепый враг Древнего Рима, поклялся своему отцу, карфагенскому правителю Гамилькару, вечно бороться с Римом, угрожавшим Карфагену. Он сдержал свою клятву, и много раз судьба Рима висела на волоске . С той поры ганнибаловой клятвой люди называют обет, который человек дает в юности, намереваясь посвятить благородному делу всю свою жизнь. В нашей истории известна ганнибалова клятва революционеров Герцена и Огарева, давших в ранней молодости обет всю жизнь бороться с царским режимом в России. Они остались верны своей клятве до конца. С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Когда ему было 9 лет, он дал клятву, что никогда не будет другом римлян и сделает им столько зла, сколько сможет. Он оставался, верен своей клятве до самой смерти.
Ганнибал был образованным человеком. Римляне говорили, что он хитёр и коварен. Они никогда не смогли проникнуть в его планы. Ганнибал умел применять на войне неожиданные ловушки и хитрости. Он знал греческую литературу и науку, изучал походы Александра Македонского, владел многими языками.
Приложение 2. (вклейка в тетрадь)
Алгоритм самооценки: 1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?  2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)? 
5. Отметка = ?
Цель урока:
1 Образовательная: Проверить степень усвоение изученного материала Подвести учащихся к пониманию причин, характера войны Рима с Карфагеном. Дать представление о пунических войнах и их результатах.
2 Развивающая: Продолжить формирование умений работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, делать отзыв на ответы одноклассников, самооценку, выделять главное из рассказа учителя, работать с дополнительными источниками. Совершенствование навыком самостоятельной работы.
3 Воспитательная. Упорство в достижении цели, уважение к людям готовых отдать жизнь за свою Родину
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
побудить у учащихся мотивацию к изучению этой темы в большем объеме, чем предусмотрено программой;
дать возможность проявить способности учащихся в разных видах творчества;
привить интерес к изучению предмета истории в 5-м классе.
Тип урока: самостоятельная работа
Структура урока:
Объяснение заданий самостоятельной работы.
Выполнение работы.
Объяснение домашнего задания.
Методы: самостоятельная работа учащихся по вариантам, индивидуальная работа, творческие выступления, работа с картой.
Оборудование: доска, ЦОР, мультимедиа, слайды презентации, карта “Римская империя”, карточки с заданиями, маршрутные листы, “сундучок с сюрпризом”.
Основное содержание: Пунические войны. Поход Ганнибала. Фабий Максим. Сципион Африканский.
Личность в истории: Ганнибал. Фабий Максим. Сципион Африканский.
План:
Организационный момент.
Проверка знаний.
Вводная беседа.
Изучение новой темы.
Закрепление.
Домашнее задание.
Итоги урока оценки, рефлексия.
Время Деятельность учителя Деятельность детей
2 I. Организационный момент. Мы отправляемся в увлекательное путешествие по Средиземному морю, чтобы узнать, что происходило дальше в истории Государства (какого пауза) (Рима, нет Древний Рима)
Работа с игрой “Острова”. Отправляемся на 2 кораблях – на одном – красном – девочки, на другом – синем – мальчики. Средиземное море только на вид спокойное, а на самом деле нас ждут серьёзные испытания. Нам надо посетить все острова, выполнить задания, и добраться до сундука с сокровищами. Посмотрим, кто вперед и правильно справится с заданиями – тому сундук и откроется. Каждому вручается маршрутный лист, туда в графу оценка будете вписывать свои результаты. (За каждое выполненное задание кораблики передвигаются по морю)
Раздать Маршрутные листы (Приложение № 1) – наблюдают за учителем
– рассматривают маршрутный лист
16 II. Проверка знаний.
Задание №1. Ответить на тестовые задания (для сильных 10 заданий, для группы коррекции 5)
ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИМА И УСТАНОВЛЕНИЕ ГОСПОДСТВА НАД ИТАЛИЕЙ
Вписать в клеточки буквы и цифры правильных ответов.

Ключ:1 р; 2 е, ; 3 с; 4 п; 5 у; 6 б; 7 л; 8 и; 9 к, а; 10– 5,0,9.
Учитель передвигает по морю кораблик той команды, которая быстрее справилась с заданием.
Задание№2. Энциклопедисты Выступление подготовленных учеников от каждой команды (Приложение №3)
Учитель передвигает по морю кораблик той команды, которая быстрее справилась с заданием
Задание№3 Крылатые фразы. Объяснить выражение
“Пиррова победа”
“Гуси Рим спасли”
Учитель передвигает кораблики по морю, команды, которая быстрее справилась с заданием. – работают с тестами индивидуально
– ставят себе оценку
– слушают, задают вопросы по теме выступления
– ставят оценку
выступающие
– по желанию объясняют выражения
– ставят оценку
1 III. Вводная беседа: Какую территорию захватили римляне? (работа с картой)  
15 IV. Изучение новой темы.
Задание№4 Работа с учебником стр.219 (устно) Прочитайте вступление к главе14, назовите тему и задачу урока, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Учитель объясняет новую тему по слайдам
Начало римско-карфагенского соперничества. (Слайд 1)
Борьба за Сицилию. (Слайд 2, 3)
Борьба за Испанию. (Коротко объясняю, больше на домашнее изучение) работа с заголовком параграфа
– ставят оценку
– слушают, смотрят слайды
1 Динамическая пауза. В класс пробрался пират, его нужно срочно обнаружить встали и ищем в классе
Учитель передвигает кораблики 2 команд по морю
Задание №5. Работа с картой Задание: Показать на карте: г. Рим, г. Карфаген Апенинский п-в, о. Сицилия
Ученик передвигает по морю кораблик той команды которая быстрее справилась с заданием. – двигаются, приседают смотрят в окно
– работа у карты
– ставят оценку
3 V. Закрепление.
Задание №6. Ответить на вопросы (слайд7)
– Кто был главным соперником римлян в Восточном Средиземноморье?
– Как римляне называли карфагенян?
– Что такое “вороны”?
Ученик передвигает кораблики по морю, 2 команд
Учитель знакомит с биографическими справками (слайд 6) – отвечают на вопросы
– ставят оценку
2 VII. Итоги урока, рефлексия. (слайд 7)
Задание № 7. Рефлексия
1. Что нового я узнал (а) на сегодняшнем уроке? _________________________________________
2. Чему я научился (ась)? _____________________________________________________________
3. Чего я достиг (ла)? ____________________________________________________________
Учитель передвигает кораблики по морю команды, которая быстрее справилась с заданием
Мы добрались до острова. Как вы думаете, как он называется? О каком острове сегодня узнали? (Сицилия) На острова находят сундук с сокровищами.
Сундучок открывает команда победителей
Учитель. Что для нас сейчас является главным богатством в жизни для учеников – (Знания) Вот вы и заработали главный клад – билет на просмотр исторических мультиков, который состоится сегодня. (Приложение № 2) – отвечают на вопросы
– ставят оценку
– оценивают свою работу
– подводят итог своей работы
1 VI. Домашнее задание. (Слайд8)
§41 ответить на вопросы №2, 3, 6 (письменно)
Подготовить сообщение Полководец Ганнибал (для сильных Задачи:
Предметные: сформировать представления об основных событиях Пунических войн, в результате которых Рим стал крупнейшей державой, господствующей в Средиземном море;
Личностные: способствовать воспитанию ценностного отношения к защите своей страны на материале истории обороны Карфагена;
Метапредметные: формировать умение выявлять причинно-следственные связи
Оборудование: диски «История древнего мира.»5 класс, издательство «Просвещение»,схемы, Карта «Рост Римского государства в 3 в. до н. э.- 2 век до н. э.»
Ход урока
1. Организационный момент
- Тема сегодняшнего урока «Вторая война Рима с Карфагеном». Мы выясним причины, характер войны, познакомимся с главными персонажами тех событий. А также закрепим знания о Римской республике: выборы консулов, роль Сената, армия римлян.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Завоевание Римом Италии»
- В каком году установлена республика в Риме? (509 г до н. э.)
- Кто такие патриции и плебеи?
- Сколько лет понадобилось для того, чтобы плебеи стали полноправными гражданами Рима? (200)
- Составим схему «Выборы консулов в Риме» и определим их роль.
- Какую роль играл Сенат? ( ведал казной, разрабатывал план ведения войны, вел переговоры с другими государствами)
- Расскажите о римском войске. ( легионеры, вооружение)
Http://www. xliby. ru/istorija/istorija_rima_s_illyustracijami/p47.php
Http://mir-i-istoriya. ucoz. ru/index/vneshnij_vid_rimskogo_legionera/0-62
Задание: Государство выше родства - об этом помнили все. С ужасом и восхищением рассказывали, как Брут старший, изгнавший из Рима царей и ставший первым консулом, открыл заговор в пользу изгнанного царя, а среди участников заговора были собственные сыновья Брута. Заговорщиков засекли до смерти розгами, а мертвые тела обезглавили. Народ толпился вокруг, но никто не смотрел на истязуемых, все смотрели на неподвижное лицо Брута.
- За что казнил своих сыновей? Римляне с детства слышали это предание. Какие качества должны были воспитать в юношах эти предания?
-Самое ценное - уметь выполнять свой долг при любых обстоятельствах. Слепо повиноваться - считалось доблестью. Эти предания призваны были воспитывать не только мужество и верность долгу, но и жестокость. Римляне проявляли жестокость по отношению своих сограждан.»Решение задачи:
Римский историк Тит Ливий пишет: «Грозила война… а внутри самого государства шли раздоры, та как плебеи пылали ненавистью к патрициям, главным образом из-за тех, кто шел в кабалу за долги»
- Почему, по мнению Тита Ливия, шла борьба между плебеями и патрициями?
- Какую борьбу в Греции можно сравнить с борьбой патрициев и плебеев в Риме?
3. Изучение новой темы
- После завоевания территории Италии у римлян остался только один соперник в борьбе за господство на западной части Средиземного моря. – город Карфаген. Найдем на карте.
- Расположен на севере Африки. Карфаген основан некогда финикийцами. Римляне называли жителей Пунами (выставить табличку на доску).
Поэтому войны между Римом и Карфагеном получили название Пунических (табличка).
- По ходу моего рассказа Заполняем табличку.
Год
Битва Основные моменты Итог
- Первая война произошла в 264 году до н. э. Причина: господство над Сицилией. Она шла долго – за это время римляне освоили корабельное дело (диск «История древнего мира» урок «Вторая война Рима с Карфагеном»)
Http://muzlit. com/hudojestvennaya_entsiklopediya/page/rostralnaya_kolonna.3065
Сообщение ученика:
«Начав первую войну с Карфагеном, римляне не имели боевых кораблей. Вскоре они поняли, что без военного флота им не победить. Тогда застучали топоры на верфях Италии. А на берегу установили скамьи с веслами, На них посадили будущих гребцов, из которых мало кто умел грести. Командиры с утра до ночи учили новичков одновременно поднимать и опускать весла. Ровно через год флот был спущен на воду. На носах кораблей установили «Вороны» - перекидные мостики с крючьями на концах.
Карфагенский флот смело двинулся навстречу неприятелю. Когда же суда сблизились, римляне зацепили «вороны» за борта вражеских кораблей. Вперед ринулась римская пехота, одержавшая победу. В Риме в честь победы воздвигли колонну, украшенную рострами – носами захваченных кораблей.»Итог: Сицилия в руках Рима, Карфаген выплачивает огромные деньги.
Физминутка- Карфаген в тяжелом положении отдал о. Сардиния и о. Корсика. Карфагенский полководец Гамилькар Барка мечтал отомстить Риму за поражение. Он пошел войной на Испанию (карта), которая богата золотом и другими полезными ископаемыми. Гамилькар собирает большую армию, но выступить не успевает, погибает в сражении с местными племенами. Вскоре во главе войска встает его сын – Ганнибал. Http://m. slovari. yandex. ua/article. xml? book=bse&title=%D0%93%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B1%D0%B0%D0%BB%20%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0
Сообщение ученика:
«Ганнибал одинаково терпеливо переносил жару и холод, меру еды и питья определял природной потребностью, а не удовольствием, выбирал время для бодрствования и сна, не отличая дня от ночи. Многие часто видели, как он, завернувшись в военный плащ, спал на земле, среди воинов, стоявших на посту и в караулах. Он далеко опережал всадников и пехотинцев, первым вступал в бой, последним покидал сражение.»- Его армия насчитывала 80 тыс. пехотинцев, 10 тыс. всадников, 40 боевых слонов. В детстве отец заставил дать клятву «быть врагом Рима». Ганнибал вознамерился отомстить Риму сполна.
- Зимой в 218 году до н. э. пересекает Альпы. Откройте учебники стр.217. Посмотрите, отчего воины Ганнибала могли прийти в ужас? (Учащиеся зачитывают с. 217)
- От чего? (горы, покрытые ледниками, снег, 15 суток вверх, по узким скользким тропинкам вниз, вьючные животные падали)
- Оказавшись в долине реки По, объявил галлам, что он против них не воюет. Галлы ненавидели римлян, дали продовольствие, лошадей и вступили в войско Ганнибала.
Сенат римский был в шоке. Приказал консулам остановить Ганнибала. Однако Ганнибал разгромил консульские войска.
Дорога на Рим открыта. Но город хорошо укреплен. Ганнибал двинулся на юг страны, чтобы поднять на борьбу народы.
Просмотр ролика ( Диск «История древнего мира»)
(Более подробно учащиеся читают на странице о битве при каннах 218-219.) Самостоятельная работа
- Весь Рим оплакивал погибших, 70 тыс.
- Война становится затяжной. Молодой римский полководец Сципион выдвинул смелый план. Римская армия захватила Испанию, высадилась в Африке, недалеко от Карфагена. Ганнибал вынужден покинуть Италию. Рассмотрим битву при Заме в 202 году до н. э.
- Битва проиграна. Карфаген лишился владений за пределами Африки., обязался выплатить большую сумму денег, военный флот, боевых слонов. Рим – хозяин в Средиземноморье.
4. Закрепление.
- Обратимся к составленным таблицам.
- Выполним тесты.
1. Назовите, с каким государством воевал Рим в Западном Средиземноморье?
а) Египет
б) ИндияВ) Мидия
г) Карфаген
2. Укажите, в каком году произошла битва при Каннах?
а) в 201 г. до н. э.
б) в 216 г. до н. э.
в) в 218 г. до н. э.
г) в 202 г. до н. э.
3. Чем закончилась война Рима с Карфагеном?
А) Рим лишился владений в Сицилии и Южной Италии;
Б) Карфаген лишился всех владений за пределами Африки;
В) Рим стал хозяином во всем Средиземноморье.
4.Войны между Римом и Карфагеном назывались Пуническими, потому что:
а) Карфагеняне называли римлян пунами;
б) Войско римлян возглавил полководец из рода пунов;
в) Римляне и карфагеняне называли жителей Сицилии пунами;
г) Римляне называли карфагенян пунами.
Взаимопроверка
5. Рефлексия
- Подведем итоги. Оценки на уроке …
- Начните ответы со слов …»Я сегодня узнал на уроке ….»
- Дом. задание :параграф 47. Дополнительное задание – составить синквейн к слову Ганнибал.
Литература:
1. Арасланова О. А., Соловьев К. А. Универсальные поурочные разработки по истории древнего мира. 5 класс. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО 2007.
2. Вигасин А. А., Годер Г. И. История древнего мира. М.: Просвещение 2015.
3. Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира. М., 1984
Интернет-ресурсы:
1. Интернет библиотека [Электронный ресурс] Режим доступа: Http://www. xliby. ru/
2. Мир и история [Электронный ресурс] Режим доступа: Http://mir-i-istoriya. ucoz. ru/
3. Муз Лит [Электронный ресурс] Режим доступа: Http://muzlit. com/
4. Яндекс. Словари [Электронный ресурс] Режим доступа: Http://m. slovari. yandex/