Проект детско-родительского клуба Семейная игротека


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «Кировский»
Проект
Детско-родительский клуб
«СЕМЕЙНАЯ ИГРОТЕКА»
Автор: Леонтьева Н. В.,
педагог дополнительного образования
Новосибирск 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Краткая аннотация проекта……………………………………………….
Актуальность. Педагогическая целесообразность………………………
Постановка проблемы. Место проекта в системе воспитательной работы учреждения…………………………………………
Цель и задачи проекта…………………………………………………….
Основное содержание проекта.
Срок реализации, этапы…………………………………………..
Функции участников проекта…………………………………..
Принципы и правила работы клуба………………
Примерный план-график……………………………………………
Ресурсы…………………………………………………………………….
Ожидаемые результаты проекта……………………………………
Оценка результатов……………………………………………………….
Перспективы дальнейшего развития проекта…………………………...
Источники информации………………………………………
Приложения…………………………………………………………
Положение о детско-родительском клубе «Семейная игротека»………………………………
«Паспорт игры»…………………………………………
Методические рекомендации……………………………
Фоторепортаж с занятий детско-родительского клуба…….
Краткая аннотация проекта
Педагоги дополнительного образования МОУ ДОД Дом детского творчества «Кировский», работающие в структурном подразделении Центр раннего развития «Филипок», в ходе многолетнего наблюдения за родителями дошколят, заметили тенденцию снижения родительской компетентности. Данные педагогического наблюдения были подтверждены результатами анкетирования. Осознание противоречия между необходимостью содержательного взаимодействия родителей с детьми и отсутствием у большинства родителей опыта организации такого взаимодействия, привела к идее создания на базе ЦРР «Филипок» детско-родительского клуба «Семейная игротека». Цель проекта - создание условий для деятельности детско-родительского клуба как площадки приобретения опыта совместной игровой досуговой деятельности родителей (законных представителей) и детей дошкольного возраста.
В ходе реализации проекта планируется разработка Положения об общественной структуре «Детско-родительский клуб», накопление банка развивающих игр для «Семейной игротеки», разработка методических рекомендаций для родителей. Благодаря привлечению к деятельности этого клуба родителей дошкольников, посещающих ЦРР «Филипок», родители (законные представители) будут обучены приёмам и формам организации содержательного игрового досуга детей. Разнообразная игровая деятельность, инициированная в рамках детско-родительского клуба, будет способствовать закреплению, конкретизации и расширению представлений дошкольников о мире, обогащению их опыта взаимодействия с родителями и педагогами.
Проект малобюджетен, так как наполнение «копилки развивающих игр» предполагается осуществлять за счёт сообщества семей членов клуба. Реализация проекта будет проходить в три этапа в течение 1,5 лет. В перспективе планируется привлечь в детско-родительский клуб семьи воспитанников других объединений ДДТ «Кировский».
Актуальность, педагогическая целесообразность проекта
В современной образовательной ситуации, когда в новом законе «Об образовании в РФ» подчёркнута ответственность родителей за образование собственных детей (Статья 44 Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014), образовательные учреждения должны активней содействовать повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей). Детско-родительские объединения по интересам, семейные клубы и сообщества призваны обучать родителей методам и приёмам содержательного взаимодействия с детьми и создавать условия для свободного выбора детьми видов совместной с родителями деятельности. В данной ситуации педагогам важно найти такие формы воспитательной работы, которые сочетали бы в себе лучшие достижения педагогики совместной деятельности и соответствовали бы возрастным и психологическим особенностям детей.
Опыт многочисленных российских семейных клубов показывает, что игротека является самой оптимальной формой, отвечающей этим условиям.
Что такое семейная игротека? Это возможность при помощи игр показать родителям и детям новые способы содержательного взаимодействия. Даже самые простые игры вырабатывают умение действовать по заданным правилам, терпеливо ждать своей очереди, внимательно считать свои очки, достойно проигрывать. А более сложные игры учат выделять и называть признаки предметов, учитывать сразу несколько свойств, быстро сравнивать образы, оценивать на глаз количество и форму. Педагогические игры дают много шансов побыть и победителем, и проигравшим, и это тоже важный опыт. Ребёнок видит, как реагирует на проигрыш другой человек, берёт на вооружение успешные стратегии других игроков, учится радоваться успехам других.
А что могут получить от подобных игр родители? С одной стороны, это возможность содержательно провести время вместе со своими детьми и, окунаясь в игру, «вернуться в детство». С другой стороны, это приятная компания и полезный опыт для многих семей. Ведь игры – это взаимодействие с детьми на равных, поскольку во многих играх дети схватывают идею быстрее взрослых. А родителям очень важно бывает увидеть, что их ребёнок отлично соображает, обладает хорошей памятью, вниманием и реакцией! Родителям необходимо видеть успехи детей, чтобы поддержать их, помочь им сформировать правильное представление о своих способностях.
Таким образом, семейная игротека под руководством компетентных педагогов может принести радость и пользу, как детям, так и родителям.
Постановка проблемы. Место проекта в системе воспитательной работы учреждения
В структуре учреждения дополнительного образования детей Дом детского творчества «Кировский» не один десяток лет успешно действует Центр развития дошкольников «Филипок». В зависимости от запросов родителей разрабатываются образовательные программы, включающие как предметы эстетического цикла (изо-прикладная деятельность, ритмика, музыкально-игровые занятия), так и предметы, знакомящие детей с окружающим миром, основами родного и английского языка и элементарных математических знаний. Родители, регулярно приводящие детей на эти занятия, посещают родительский психологический лекторий и эпизодически включаются в предлагаемые педагогами формы, в основном это праздники или экскурсии. По наблюдениям педагогов центра, многие родители считают, что главные их обязанности – это забота о здоровье и материальной обеспеченности детей, а свои воспитательно-образовательные функции они ограничивают приводом детей на занятия центра. В апреле 2014 г. педагогами центра было проведено анкетирование с целью выяснения, чем занимаются дети в свободное от занятий в «Филипке» время.
В результате анализа анкет были выявлены следующие моменты:
72% детей проводят свободное время у телевизора или монитора компьютера за просмотром мультфильмов;
31% родителей затруднились назвать более двух настольных игр, в которые можно играть вместе с детьми.
Педагогов центра насторожило, что 47% родителей предпочитают использовать авторитарные методы во взаимоотношениях с детьми, а 17% опрошенных родителей не знают, какими развивающими играми можно заполнить свободное время детей. В то же время, 86% семей выразили готовность участвовать в клубных формах совместной деятельности.
Таким образом, выявленная проблема, выраженная в форме противоречия между необходимостью содержательного равноправного взаимодействия родителей с детьми и отсутствием у большинства родителей опыта организации такого взаимодействия, привела к идее создания на базе ЦРР «Филипок» детско-родительского клуба «Семейная игротека». За основу нашего проекта мы взяли наработки Московского семейного клуба, которым руководит Евгения Кац и группа её единомышленников. Также нами был учтён позитивный опыт семейного интернет-клуба «Фэмилиленд», игрового клуба Натальи Чистоклетовой (Санкт-Петербург), семейного центра «Добрый слон» (Нижний Новгород), семейной игротеки «Разноцветное детство» (Сыктывкар), томского Хобби-центра.
Особенностью нашего проекта является то, что общественная структура детско-родительский клуб создаётся в составе образовательного учреждения дополнительного образования детей. Новизна проекта заключается в особых правилах, согласно которым каждая семья, приносящая развивающую игру в копилку «Семейной игротеки», должна будет заполнить фамильный «Паспорт игры», а педагог дополнительного образования, сопровождающий данную семью, должен будет написать аннотацию к игре (см. Приложение №…). Так будет пополняться «копилка игротеки», на её основе педагогами центра будут разработаны методические рекомендации по использованию различных типов игр в соответствии с возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями детей.
Цель и задачи проекта
Цель создание условий для деятельности детско-родительского клуба как площадки приобретения опыта совместной игровой досуговой деятельности родителей (законных представителей) и детей дошкольного возраста.
Организационные задачи:
Разработать Положение и создать на базе МБОУ ДОД ДДТ «Кировский» общественную структуру детско-родительский клуб.
Организовать картотеку аннотированных игр и наполнение «копилки» развивающих игр.
Привлечь к систематической работе «Семейной игротеки» большинство родителей дошкольников, посещающих ЦРР «Филипок».
Педагогические задачи:
Обучить родителей (законных представителей) приёмам и формам организации содержательного игрового досуга детей.
Через игровую деятельность способствовать закреплению, конкретизации и расширению представлений дошкольников о мире.
Способствовать созданию позитивной установки на совместную деятельность педагогов, родителей и детей.
Основное содержание проекта. Механизм реализации
Сроки реализации, этапы
Проект рассчитан на 1,5 года. Его реализация будет проходить в три этапа.
1 этап – подготовительный. Январь 2014 – май 2014 г. Анкетирование родителей, анализ проблем и противоречий. Поиск информации по теме. Разработка концептуальной идеи, оформление проекта.
2 этап – основной. Июнь 2014 – май 2015 г. Открытие «Семейной игротеки». Проведение основных мероприятий по плану проекта.
3 этап – заключительный. Июнь 2015 – август 2015 г. Итоговая диагностика, разработка перспективного плана дальнейшей работы детско-родительского клуба.
Функции участников проекта
Участник проекта Функции
Педагоги ЦРР «Филипок» Разрабатывают Положение о детско-родительском клубе, методические рекомендации для родителей по использованию развивающих игр из копилки «Семейной игротеки». Составляют аннотации к играм. Организуют занятия и игровые чемпионаты членов клуба. Готовят информационные сообщения о клубных событиях для сайта учреждения.
Родители Включаются в коллекционирование развивающих игр. Составляют совместно с детьми описание игры и оформляют фамильный «Паспорт игры». Активно участвуют в занятиях клуба, ведут «Дневник родителя».
Воспитанники ЦРР «Филипок» Помогают родителям в составлении описания игр для копилки «Семейной игротеки». Активно участвуют в занятиях клуба, предлагают правила проведения чемпионатов по различным видам развивающих игр.
Принципы и правила работы Семейного клуба
Максимальную эффективность и достижение ожидаемых результатов проекта обеспечит соблюдение следующих принципов:
Принцип амплификации заключается в содействии обогащению жизнедеятельности детей и наполнению ведущего типа деятельности дошкольников разнообразными развивающими играми.
Принцип включённости родителей (законных представителей) означает не только их активное участие в проведении игровых занятий, но и в принятии решений по всем вопросам жизнедеятельности детско-родительского клуба.
Принцип взаимного уважения и равноправия всех членов клуба
Предположительный режим работы «Семейной игротеки» 1 – 2 раза в неделю в летний период и 1 раз в месяц в течение учебного года, расписание будет уточняться в соответствии с родительскими возможностями.
Наполняемость групп – 3 – 5 семей
Продолжительность занятий – 30 минут
Общая продолжительность игротеки – 1 час
По содержанию и направленности все развивающие игры, предлагаемые семьями в «копилку» игротеки будут разделены на четыре блока: прикладные, словесно-логические, настольные и подвижные игры.
С помощью игр прикладного блока детям и родителям можно будет создавать творческие продукты (инженерно-конструкторские или дизайнерские) своими руками с помощью подручных материалов или элементов конструкторов, мозаик, кубиков и пр.
В блоке словесно-логических игр семейные команды могут посоперничать друг с другом в умении объяснять слова, придумывать слова на заданный слог или букву, в способности идти от общего к частному.
Блок настольных игр поможет детям и взрослым проявить свою ловкость, быстроту реакции, память, стратегическое мышление, коммуникативные способности.
Блок подвижных игр это хороводы, игры на знакомство и коммуникацию, игры с мячом, лабиринты и многое другое.
Примерный план-график
№ Срок Содержание работы Результат
1 этап – подготовительный. Январь 2014 – май 2014 г.
1 Январь-февраль 2014 г. Поиск информации по теме. Разработка концептуальной идеи проекта. Список источников информации. Черновой вариант проекта.
2 Март – апрель 2014 г. Разработка анкетной формы для уточнения проблемного поля проекта. Проведение анкетирования среди родителей (законных представителей) дошкольников. Подготовка нормативной базы проекта. Анкета «Свободное время моего малыша».
Окончательный вариант текста педагогического проекта. Положение о детско-родительском клубе «Семейная игротека».
3 Май 2014 г. Распечатка формуляров «Паспорта игры», образцов «Дневника родителя».
Подготовка информационных буклетов, разработка сценария открытия клуба. Презентация проекта детско-родительского клуба «Семейная игротека» на педагогическом совете.
2 этап – основной. Июнь 2014 – май 2015 г.
4 Июнь 2014 г. Праздничное открытие детско-родительского клуба «Семейная игротека».
Обсуждение и утверждение летнего графика работы. График работы клуба «Семейная игротека».
Начало регулярных занятий.
5 Июль-август 2014 Работа клуба по летнему графику. Консультирование родителей. Аннотирование игр, предложенных семьями- членами клуба.
Проведение игр для детей и родителей (законных представителей) микрорайона «Затулинский» не посещающих ЦРР «Филипок» и МБОУ ДОД ДДТ «Кировский» Пополнение «копилки развивающих игр». Отражение событий на сайте учреждения.
Привлечение детей в кружки и секции Дома творчества
6 Сентябрь-декабрь 2014 г. Разработка и проведение чемпионата настольных игр. Консультирование родителей по заполнению «Дневника родителя». Аннотирование игр, предложенных семьями- членами клуба. Положение о внутриклубном чемпионате настольных игр. Отражение событий на сайте учреждения.
7 Январь-май 2015 г. Разработка и проведение чемпионата подвижных игр. Консультирование родителей по заполнению «Дневника родителя». Аннотирование игр, предложенных семьями- членами клуба. Положение о внутриклубном чемпионате подвижных игр. Отражение событий на сайте учреждения.
3 этап – заключительный. Июнь 2015 – август 2015 г.
8 Июнь-август 2015 г. Работа клуба по летнему графику. Анализ итогового анкетирования. Публикация методических рекомендаций по использованию игр из «копилки» клуба. Обсуждение итогов реализации проекта, разработка планов дальнейшей работы клуба. Отчёт о реализации проекта. Методические рекомендации «Развивающие игры от "Семейной игротеки"».
Перспективный план работы детско-родительского клуба.
Ресурсы
Квалификация педагогов ЦРР «Филипок»: все педагоги, работающие с дошкольниками и младшими школьниками, имеют специальное среднее и высшее образование, аттестованы на первую и высшую квалификационные категории (4 педагога дополнительного образования, из них 1 с первой квалификационной категорией и 1 педагога с высшей).
Для решения организационных задач проекта ЦРР обладает необходимым оборудованием и помещениями. Игровой зал представляет собой большое благоустроенное пространство, где одновременно размещаются несколько столов и стульев для проведения игр в трёх блоках, на ковровом покрытии можно играть в подвижные игры. Игровой зал оснащён современной аудиоаппаратурой.
ЦРР «Филипок» располагает библиотечкой методической литературы, в том числе по игровой деятельности дошкольников. Каждый педагог имеет в наличии разработки, достаточное количество наглядных и дидактических пособий, раздаточного и игрового материала.
Ожидаемые результаты проекта
Все ожидаемые результаты проекта можно разделить на две группы: результаты – творческие продукты и результаты – педагогические эффекты.
1 группа результатов. Предположительно это могут быть тематические разработки, викторины, информационные буклеты, статьи, видеофильмы и фотоальбомы и пр., созданные в результате совместной деятельности детей и взрослых в рамках работы клуба «Семейной игротеки». В эту же группу будут входить и документы, сопутствующие деятельности клуба: Положение о детско-родительском клубе «Семейная игротека», календарный план работы «Дневник родителя», отчёты руководителей секций, сводный отчёт по проекту.
2 группа ожидаемых педагогических результатов может быть трёх уровней: уровень знаний, уровень отношений, уровень приобретения жизненного опыта.
Участие в активной работе по созданию аннотированной картотеки в рамках каталога «Паспорт игры» будет способствовать расширению кругозора участников проекта, устойчивому стремлению детей и подростков к приобретению систематизированных знаний (1 уровень результатов).
Участие в проекте обеспечит положительную динамику развития ценностных ориентаций и творческих способностей детей, их желания и готовности к совместной деятельности как внутри семьи, так и на занятиях ЦРР «Филипок» или других образовательных учреждениях. (2 уровень результатов).
3)В процессе участия в проекте обучающиеся разовьют навыки самостоятельного анализа и синтеза личных возможностей, обучатся способам и приёмам проведения содержательного игрового досуга. Результатом участия в социально значимых мероприятиях проекта станет положительная динамика социально-коммуникативных навыков обучающихся, их проектных, исследовательских умений (3 уровень результатов).
Оценка результатов
«Дневник родителя», как способ фиксации наблюдений за игровой деятельностью ребёнка. Благодаря записям, сделанным в свободной форме, появляется возможность организовать совместно с педагогами диагностику образовательного пути ребенка и рост родительских компетенций.
Анкетирование родителей, проведённое на первом и заключительном этапах проекта, позволит оценить динамику развития ценностных ориентаций в деятельности клуба (методика «Отношение к взрослым и сверстникам»/Автор-составитель В.Богомолов/Ростов н/Д:» Феникс»,2003).
Перспективы дальнейшего развития проекта
Данный проект, несмотря на свою краткосрочность (1,5 год), способен вызвать долговременный резонанс: сформированные в рамках проекта разновозрастные микрогруппы и аннотированный каталог игр «Фамильный паспорт» могут стать основой для проведения традиционных или разовых промоакций ЦРР «Филипок» и ДДТ «Кировский» для жителей микрорайона Затулинский.
Источники информации
http://janemouse.livejournal.com/ (дата обращения 05.01.2013 г.)
URL: http://nataliigromaster.blogspot.com/2013/04/blog-post_2.html (дата обращения 10.02.2014 г.)
URL: HYPERLINK "http://www.familyland.ru/igroteka/" http://www.familyland.ru/igroteka/ (дата обращения 05.02.2014 г.)
URL: http//slon-dobr.ru (дата обращения 05.02.2014 г.)
URL : HYPERLINK "http://www.nosh14.sheledu.ru/index.php/kabinet-uchitelya-fizicheskoj-kultury/221-semejnaya-igroteka" http://www.nosh14.sheledu.ru/index.php/kabinet-uchitelya-fizicheskoj-kultury/221-semejnaya-igroteka
Игры для начинающих мам/Женя Кац. – М.: Самокат,2013.
Зайцев Н.А. Орнамент. Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: НОУДО «Методики Зайцева»,2009.
Зайцев Н.А. Платоновы тела. Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: НОУДО «Методики Зайцева», 2008.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1989.
Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. СПб., «Детство-Пресс»
Данилова Л. Новый взгляд на игры Никитиных. СПб., Издательский дом «Нева»
Развивающая игра «Уникуб». Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: ООО «КОРВЕТ»,2009.
Развивающая игра «Сложи узор». Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: ООО «КОРВЕТ»,2009.
Развивающая игра «Счётные палочки Х. Кюизенера». Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: ООО «КОРВЕТ»,2009.
Развивающая игра «Сложи узор». Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: ООО «КОРВЕТ»,2009.
Развивающая игра «Блоки Дьенеша». Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: ООО «КОРВЕТ»,2009.
Приложение №1
Положение о детско-родительском клубе
«Семейная игротека»
Утверждаю
Директор МБОУ ДОД ДДТ «Кировский»
« »________ г.
Положение о детско-родительском клубе
«Семейная игротека»
Общие положения.
1.1. Настоящее положение разработано педагогами Центра раннего развития «Филипок» (далее ЦРР) совместно с родителями воспитанников центра и регулирует деятельность детско-родительского клуба при МОУ ДОД ДДТ «Кировский» г. Новосибирска.
1.2. Детско-родительский клуб «Семейная игротека» (далее Клуб) является общественной структурой, действующей в рамках образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей в интересах детей, посещающих объединения МОУ ДОД ДДТ «Кировский».
1.3. Деятельность детско-родительского клуба «Семейная игротека» регулируется следующими нормативно-правовыми документами:
Конвенцией ООН о правах ребенка,
Законом РФ «Об образовании» от 29. 12. 2013 г. № 273 ФЗ (ст. 18),
Уставом МОУ ДОД ДДТ «Кировский»,
Программой развития МОУ ДОД ДДТ «Кировский» на 2011-2016 гг,
настоящим Положением.
1.4. Принципы, на которых основывается деятельность Клуба, открытость, добровольность, сотрудничество, взаимопомощь, амплификация, учёт возрастной психологии, креативность, соблюдение педагогической этики.1.5. Вступление и выход из членов Клуба происходит по заявительному принципу. Семьи, вступающие в Клуб, обязаны ознакомиться с данным Положением.
1.6. Детско-родительский клуб «Семейная игротека» работает на безвозмездной основе, с возможностью привлечения спонсорских средств на мероприятия Клуба.
Цель и задачи деятельности.
Цель создание условий для приобретения опыта совместной игровой досуговой деятельности родителей (законных представителей) и детей дошкольного и младшего школьного возраста, и плодотворного сотрудничества семей с педагогическим коллективом ДДТ «Кировский».
Задачи:
Обеспечение эффективного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников детских объединений ДДТ «Кировский» через совместную игровую деятельность.
Повышение родительской компетентности и укрепление детско-родительских взаимоотношений через осуществление консультативной помощи родителям (законным представителям) и методической поддержки семей в организации содержательного игрового досуга.
Содействие максимальной реализации задач дошкольного и младшего школьного возраста и амплификация ситуации развития детей и через создание копилки развивающих игр для взаимного обмена между семьями – членами Клуба.
Содержание деятельности.
Деятельность детско-родительского клуба «Семейная игротека» осуществляется по трём направлениям.
Психолого-диагностическое:
а) педагоги, логопед и психолог по запросам родителей-членов Клуба проводят психолого-педагогическую диагностику и рекомендуют определённый набор игр для профилактики и коррекции различных отклонений в физическом, психическом, социальном развитии детей;
б) организаторы игротеки во время клубных встреч проводят включённое педагогическое наблюдение для оценки эффективности проводимых занятий;
в) педагоги, являющиеся членами клуба, периодически проводят анкетирование родителей (законных представителей) с целью выявления затруднений, потребностей, предложений по дальнейшей работе Клуба.
Организационно-педагогическое:
а) под руководством педагогов и психолога проводятся регулярные игровые встречи, чемпионаты по различным типам игр между семьями-членами Клуба;
б) силами педагогов и родителей (законных представителей) собирается копилка настольных игр, реквизита для подвижных, словесно-логических и других типов игр, и осуществляется выдача игр во временное пользование семьям-членам Клуба;
в) комплектуется картотека аннотированных Паспортов игр.
Консультативно-методическое:
а) педагоги, логопед и психолог оказывают методическую помощь семьям-членам Клуба по вопросам организации игрового семейного досуга, консультируют родителей (законных представителей) по выбору подходящих игр, выработке правил игрового поведения;
б) по материалам сформированной картотеки паспортов игр готовятся методические брошюры и буклеты, посвящённые разным типам развивающих игр.
Формы работы Клуба включают: совместный игровой досуг, игровые тренинги, занятия по игротерапии, соревнования и чемпионаты по разным видам игр, праздники, выставки, тематические развлечения, групповые, индивидуальные и семейные консультации, творческие встречи, коллективные просмотры видеозаписей игровых занятий.
Календарный план работы детско-родительского клуба «Семейная игротека» формируется в начале каждого учебного года, обсуждается на общем собрании Клуба и утверждается простым большинством голосов.
Руководство
Высшим органом работы детско-родительского клуба «Семейная игротека» является Общее собрание.
Общее собрание Клуба выбирает руководителя из числа наиболее активных родителей сроком не менее чем на 1 год. Возможен соруководитель Клуба из числа педагогов ДДТ «Кировский».
Руководитель(-ли) ведёт журнал учёта, подписывает протоколы заседаний, формирует ежегодный отчёт о работе Клуба, организует информирование членов о плановых и внеплановых мероприятиях, популяризирует работу Клуба через СМИ и Интернет.
Общее собрание Клуба при необходимости выбирает актив, который может включать помощника руководителя, секретаря, казначея.
Права и ответственность членов клуба
5.1. Члены Клуба (дети, родители, законные представители) имеют право:
посещать все мероприятия Клуба в рамках ежегодного календарно-тематического плана;
высказывать своё мнение, вносить предложения по вопросам деятельности Клуба;
участвовать в выборах руководителя и соруководителя;
пользоваться игровым реквизитом, являющимся собственностью Клуба;
брать игры во временное пользование;
популяризировать деятельность Клуба через СМИ и интернет;
привлекать к деятельности Клуба новых участников, представителей сторонних организаций, спонсоров и благотворителей;
получать консультативную, методическую помощь со стороны психолого-педагогического контингента ДДТ «Кировский».
5.2.Педагоги-члены Клуба имеют право:
посещать все мероприятия Клуба в рамках ежегодного календарно-тематического плана;
вносить предложения по вопросам деятельности Клуба;
участвовать в выборах руководителя и соруководителя;
вносить коррективы в календарный план работы Клуба, в зависимости от пожеланий и затруднений, выявленных в результате педагогического наблюдения, анкетирования родителей и диагностики детей;
публиковать информацию о деятельности Клуба в научно-методических изданиях;
отражать количественные и качественные результаты работы Клуба в самоанализах (без указания персональных данных).
МОУ ДОД ДДТ «Кировский» как образовательное учреждение имеет право:
на бессрочное хранение коллекции настольных развивающих игр и игрового реквизита, собранных членами Клуба;
на использование педагогической и психолого-диагностической документации, отражающей деятельность Клуба (за исключением персональных данных членов Клуба);
на изучение, диссеминацию и популяризацию положительного опыта развития семейного общественного движения на базе учреждения дополнительного образования;
на включение значимых мероприятий Клуба в план учебно-воспитательной работы учреждения;
на отражение клубных событий на официальном сайте ДДТ «Кировский».
5.2. Члены Клуба несут ответственность:
за соблюдение педагогических принципов деятельности Клуба, поддержание атмосферы сотрудничества и взаимного уважения;
за согласование индивидуальных инициатив с решениями Общего собрания и ежегодным календарно-тематическим планом работы Клуба;
за сохранность взятого на временное пользование игрового реквизита или наборов настольных игр;
за распространение достоверной информации о деятельности Клуба, неразглашение персональных данных о членах Клуба;
за выполнение решений, принятых большинством голосов Общего собрания членов Клуба.
Режим функционирования
6.1. Занятия детско-родительского клуба «Семейная игротека» проходят не реже 1-2 раз в месяц, в летнее время 3-4 раза в месяц. Точный график занятий обсуждается и утверждается Общим собранием Клуба в начале каждого учебного года.
6.2. Время проведения занятий согласовывается с режимом функционирования МОУ ДОД ДДТ «Кировский». Продолжительность одного занятия не более 1,5 часов.
7. Документация
7.1. Организационная документация включает в себя журнал учёта посещений, тетрадь протоколов решений Общего собрания, журнал учёта приёма-передачи игрового реквизита.
7.2. Педагогическая документация состоит из картотеки аннотированных Паспортов игр и созданных на их основе методических буклетов и брошюр, сценариев праздничных событий, конспектов игровых занятий, научно-методических статей, обобщающих опыт работы Клуба.
7.3. Психолого-диагностическая документация включает в себя как анкетные формы и тестовые задания, так и результаты опросов родителей (законных представителей) и данные фиксированного педагогического наблюдения и диагностики детей из семей-членов Клуба.
Приложение №2
Фамильный «Паспорт игры»
Название игры:_______________________________________________________
3122930110490№ _________________
00№ _________________
Семья:________________________
______________________________
______________________________
Тип игры:_______________________________________________________
(прикладная, словесно-логическая, настольная, подвижная) Описание и правила игры:
Реквизит:
Аннотация:
ФИО педагога:_____________________________ Дата:______________

Приложение № 3
Методические рекомендации по проведению занятий
«Семейной игротеки»
В школе дети часто задаются вопросом «А зачем мне это знать? А зачем мне этому учиться?» Если учитель им отвечает «Для того, чтоб написать контрольную и сдать экзамен», то дети честно стараются донести эту информацию до зачёта или экзамена, а потом со спокойной совестью забывают. А в игре дети запросто успевают научиться многим сложным вещам – чтоб выиграть. И они запоминают и учатся сами, куда охотнее, чем в школе – потому что они сами решили этому научиться!
Дети любят делать то, что им интересно и то, в чём они успешны, поэтому игры следует подбирать исходя из уровня ребёнка, и если надо, давать ему фору или помогать на первых порах. Если ребёнок чувствует себя успешным в логических играх, то он приобретает уверенность в своих силах, и ему становится легче решать разные бытовые задачи.
В игре можно учить детей не только правилам игры, но и общим правилам взаимодействия: «Смотри, у Ани совсем мало карточек осталось. Кто может с ней поделиться?» Дети охотно делятся, и не кричат «Я выиграл, я выиграл!», если им подать такой пример.
Часто нам удаётся показать родителям и детям новые игры, и мы особенно любим те игры, в которых дети могут играть наравне со взрослыми, или даже обыгрывать их. Кроме того, мы обычно включаем в игротеки несколько весёлых подвижных игр, а в самом начале проводим игры на знакомство.
Игры для каждого блока подобраны таким образом, чтобы они были интересные для игроков разных возрастов. Чаще всего мы играем в достаточно быстрые игры, рассчитанные на 10-15 минут, правила которых можно объяснить за 5 минут.