Рабочая программа по ПМ 05 Участие в проведении искусственного осеменения домашних животных


Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж
рабочая ПРОГРАММа
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.05.Участие в проведении искусственного осеменения домашних животных
2016 г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 36.02.01. «Ветеринария» для среднего профессионального образования (далее – СПО)
Организация-разработчик: ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж
Разработчики:
Рябухина Любовь Юрьевна - преподаватель ветеринарных дисциплин первой категории
РассмотреноУтверждаю
на заседании ЦК Директор ГБПОУ
ветеринарных дисциплин Дуванский многопрофильный
от «____» _______2016 г. Колледж _________________
Председатель ЦК _____________ Фазлаев Т. А.
Согласовано
_______________________________________
наименование организации
_______________________________________
должность специалиста
__________________________________
подпись специалистарасшифровка подписи
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
7
4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
15
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
17
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Участие в проведении искусственного осеменения домашних животных
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля является элементом основной профессиональной образовательной программы по специальности 36.02.01. Ветеринария в соответствии с ФГОС в части освоения основного вида профессиональной деятельности Участие в проведении искусственного осеменения домашних животных и соответствующих профессиональных компетенций:
Обеспечивать безопасную среду для животных и специалистов, участвующих в искусственном осеменении.
Давать рекомендации по особенностям содержания, кормления и ухода за производителями.
Организовывать и оборудовать рабочее место на пункте искусственного осеменения в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями.
Проводить получение спермы и оценку её качества.
Организовывать и проводить искусственное осеменение самок сельскохозяйственных животных.
Вести учётно-отчётную документацию.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышение квалификации, переподготовка).
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- выявления охоты у самок и определения оптимальных сроков их осеменения;
-участия в проведении искусственного осеменения самок домашних животных различными способами;
уметь:
-оборудовать рабочее место в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями;
-подготовить самок к искусственному осеменению в соответствии с действующими инструкциями;
-подготовить инструменты для искусственного осеменения;
-оттаивать замороженную сперму в соответствии с инструкцией;
-готовить разбавители и разбавлять сперму;
-проводить макро – и микроскопическую оценку спермы;
-проводить стерилизацию инструментов;
-вести календарь оператора искусственного осеменения;
- знать:
-особенности строения органов размножения у домашних животных;
-физиологию половых органов самцов и самок;
-зоогигиенические условия содержания, кормления производителей и самок;
-принцип устройства и работы искусственных вагин;
-методы получения спермы;
-состав, физико-химические свойства и качественные показатели спермы у производителей;
-способы разбавления, хранения и транспортировки спермы;
-способы осеменения самок разных видов домашних животных;
-учёт и отчётность на пунктах искусственного осеменения.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:
всего – 219 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося –111 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 74часа;
самостоятельной работы обучающегося – 37 часов;
учебной и технологической практики – 108 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: Участие в проведении искусственного осеменения домашних животных, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 1 Обеспечивать безопасную среду для животных и специалистов, участвующих в искусственном осеменении
ПК 2 Давать рекомендации по особенностям содержания, кормления и ухода за производителями
ПК 3 Организовывать и оборудовать рабочее место на пункте искусственного осеменения в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями
ПК 4 Проводить оценку качества спермы
ПК 5 Организовывать и проводить искусственное осеменение самок сельскохозяйственных животных
ПК6Вести учётно-отчётную документацию
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профес-сиональ-ных компе-тенцийНаименования разделов профессионального модуля* Всего часов
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегосяУчебная,
часов Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов Всего,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 2 Раздел 1. Анатомия и физиология половых органов самцов и самок.
20
14
4
- 6
- -
-
ПК 1-4 Раздел 2. Получение спермы и оценка её качества. Разбавление, хранение и транспортирование спермы.
74
36
24
- 20
-
18
-
ПК 1-6 Раздел 3. Освоение спосо-бов искусственного осеме-нения самок. Ведение документации. 125
24
14
-
11
- 54
36
Всего 219
74
48
- 37
- 72
36
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Участие в проведении искусственного осеменения домашних животных
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Анатомия и фи-зиология половых орга-нов самцов и самок. 14 МДК.05.01. Техника ис-куственного осеменения самок домашних живот-ных. Тема 1.1. Ознакомление с особенностями строения органов размножения у разных видов домашних животных.

1
2 Содержание 4
2
Строение половых органов у коровы, кобылы, свиньи, овцы и козы. Строение половых органов у быка, жеребца, хряка, барана и козла. Практические занятия:
Ознакомление с особенностями строения органов размножения у самок.
Ознакомление с особенностями строения органов размножения у самцов. 2
2 Тема 1.2. Физиология по-ловых органов самцов и самок.

1 Содержание 4 2
Половая и физиологическая зрелость. Овогенез. Половой цикл. Спермиогенез. Половые рефлексы у самцов. Практическое занятие:
Ознакомление с особенностями полового акта у разных видов домашних животных. 2 Раздел 2. Получение спермы и оценка её каче-ства. Разбавление, хране-ние и транспортирование спермы. 36
Тема 2.1. Ознакомление с организацией искусственного осеменения.

1
2
3
4
5
Содержание 8 2
Организация искусственного осеменения. Содержание и кормление быков-производителей и самок. Правила сборки и подготовки искусственной вагины для быка, жеребца, барана, хряка. Устройство фиксационных станков различных конструкций, чучел для получения спермы от быка и хряка. Получение спермы от быка, хряка, барана. Техника безопасности при работе с производителя-ми. Практические занятия:
Ознакомление с оборудованием пункта искусственного осеменения.
Составление рационов кормления для производителей.
Ознакомление с режимом, графиком, порядком использования производителей.
Освоение сборки и подготовки искусственных вагин к взятию спермы.
Взятие спермы от производителей.
2
2
2
2
2
Тема 2.2. Макроскопи-ческая и микроскопии-ческая оценка качества спермы. 1
2
3
4
5
6
Содержание 4
2
Хранение спермы. Разбавление спермы. Оценка качества спермы по цвету, запаху, консистенции. Оценка нормальной спермы и подлежащей выбраковке. Оценка спермы по густоте и подвижности спермиев с помощью микроскопа. Лабораторные работы:
Ознакомление с оборудованием для хранения и транспортировки замороженной спермы.
Оттаивание спермы.
Приготовление сред для разбавления спермы.
Ознакомление со способами расфасовки спермы.
Освоение порядка написания этикеток и заполнения накладных на отправляемую сперму.
Макроскопическая и микроскопическая оценка качества спермы перед искусственным осеменением.
2
2
2
2
2
4 Раздел 3. Освоение спо-собов искусственного осеменения самок. Ведение документации. .
24 Тема 3.1 Выявление самок в охоте и осеменение их различными способами. 1
2
3
4 Содержание 10 2
Выявление самок в охоте и определение оптимального времени для осеменения. Время и кратность осеменения. Приготовление инструментов и материалов для искусственного осеменения. Способы осеменения: цервикальный с визуальным контролем, цервикальный с ректальной фиксацией шейки матки, маноцервикальный. Организация и проведение санитарных дней на пункте искусственного осеменения. Техника безопасности при проведении искусственного осеменения. Практические занятия:
Подготовка рабочего места, инструментов и материалов для искусственного осеменения.
Ознакомление с цервикальными способами осеменения коров и тёлок
Проведение дезинфекции помещений пункта, инвентаря и предметов ухода за животными.
Ознакомление с формами учёта и отчётности. 2
6
2
4 Самостоятельная работа при изучении ПМ 5.
Подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя их оформление и защита.
Составление таблиц по заданию преподавателя.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).
Составление рационов для производителей и самок. 37 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Половой сезон. Полноценные и неполноценные половые циклы. Факторы, обусловливающие половой цикл.
Значение секретов придаточных половых желёз.
Анализ результатов макроскопического и микроскопического исследования спермы.
Способы расфасовки спермы в стеклянные или пластмассовые ампулы, пробирки, флаконы.
Строение и свойства спермиев.
Влияние внешних условий на спермиев. Санитарно- гигиенические условия получения и транспортирования спермы.
Хранение неразбавленной и разбавленной спермы.
Использование производителей.
Время и кратность осеменения. Выбор способа осеменения.
Дозировка спермы.
Способы повышения оплодотворяемости.
Работа племпредприятий и пунктов по искусственному осеменению.
Кадры работников по искусственному осеменению. Учебная практика
Виды работ:
Изучение строения половых органов самок с\х животных.
Подготовка инструментов и материалов, применяемых в искусственном осеменении.
Права и обязанности оператора искусственного осеменения.
Гинекологические методы исследования.
Отработка техники подготовки рабочего места и оттаивания спермы
Освоение методики оценки разбавленной спермы.
Освоение методики ректоцервикального осеменения коров и телок.
Ознакомление с методикой искусственного осеменения кобыл.
Ознакомление с методикой искусственного осеменения свиней.
Ознакомление с методикой искусственного осеменения овец.
Ознакомление с методикой искусственного осеменения птиц.
Оформление документации пункта искусственного осеменения
72
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6 Технологическая практика:
Ознакомление с хозяйством, пунктом искусственного осеменения. Инструктаж по технике безопасности при работе с животными, азотом и оборудованием пункта искусственного осеменения.
Участие в проведении санитарных мероприятий на пункте искусственного осеменения.
Освоение техники ректального исследования самок. Диагностика гинекологических заболеваний, стадии полового цикла.
Отработка техники искусственного осеменения коров и тёлок.
Оформление документации пункта искусственного осеменения.
36
6
6
6
12
6 Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Информационных технологий в профессиональной деятельности» и лаборатории «Акушерства, гинекологии и биотехники размножения», а также учебно-производственного хозяйства, ветеринарной клиники и пунктов искусственного осеменения.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета информационных технологий: компьютеры с выходом в Интернет, принтер, сканер, мультимедийный проектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
1. Акушерства, гинекологии и биотехники размножения
Плакаты, натуральные экспонаты, макеты, муляжи, акушерские инструменты, инструменты для родовспоможения, инструменты для искусственного осеменения самок, сосуд Дьюара, микроскопы, оттаиватель спермы, станок Виноградова для фиксации животных, лабораторное оборудование, документация по искусственному осеменению, средства для фиксации животных, аптечка.4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Никитин В.Я. Ветеринарное акушерство, гинекология и биотехника размножения - М.: Колос 2009
Дополнительные источники:
Михайлов Н.Н. Акушерство, гинекология и искусственное осеменение сельскохозяйственных животных - М.: Агропромиздат 1995
Интернет - ресурсы:
http://npo-tisa.ru/doc_iokrs.html- искусственное осеменение животных
http://ru.wikipedia.org/- искусственное осеменение и техника взятия спермы
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием изучения модуля Участие в проведении искусственного осеменения домашних животных является прохождение учебной и технологической практик для получения первичных профессиональных навыков на базе пунктов искусственного осеменения в хозяйствах района и племпредприятий.
Освоение данного профессионального модуля может осуществляться параллельно с изучением:
-ПМ. 01 Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий,
-ПМ. 02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных,
-ПМ .03 Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения,
- Охрана труда,
-Основы экономики, менеджмента и маркетинга,
-Безопасность жизнедеятельности,
-Информационные технологии в профессиональной деятельности.
Освоению данного профессионального модуля должно предшествовать изучение следующих дисциплин:
- Анатомия и физиология животных,
- Латинский язык в ветеринарии,
- Основы микробиологии,
- Основы зоотехнии,
- Ветеринарная фармакология.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля и специальности «Ветеринария» с квалификацией «Ветеринарный врач».
Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях агропромышленного комплекса является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку на сельскохозяйственных предприятиях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты с квалификацией «Ветеринарный врач». Обязательно наличие опыта работы по специальности на предприятиях агропромышленного комплекса прохождение стажировки на сельскохозяйственных предприятиях 1 раз в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения по междисциплинарному курсу.
Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Обеспечивать безопасную среду для животных и специалистов, участвую-щих в искусственном осе-менении. - соблюдение правил личной гигиены и техники безопас-ности при работе с произво-дителями при взятии спермы и самками при осеменении;
-соблюдение правил ветери-нарно-санитарного контроля при проведении искусственного осеменения;
-организация и проведение санитарных дней. Текущий контроль:
устный и письменный опрос, тестирование, компьютерное тестирование, наблюдение, зачеты по практическим занятиям и лабораторным работам, учебной и технологическойпрактике, отчет по самостоятельной работе. Защита дневников – отчетов.
Итоговый контроль:
квалификационный экзамен по ПМ.05,
зачет по учебной и технологической практике.
Давать рекомендации по особенностям содержания, кормления и ухода производителей. -соблюдение норм кормления
производителей;
-выбор оптимальных зоогигиенических условий содержания производителей;
-обеспечение качественного ухода за производителями. Организовывать и обору-довать рабочее место на пункте искусственного осеменения в соответствии с ветеринарно-санитарны-ми требованиями. - соблюдение правил личной гигиены и техники безопас-ности при работе со спермой;
-правильный выбор методов дезинфекции помещений, инвентаря и оборудования;
-качество проведения стерилизации инструментов;
-соблюдение правил хранения приборов и инструментов. Проводить получение спермы и оценку её качества.
-соблюдение правил получения спермы;
-правильность выбора методов хранения, оттаивания и разбавления спермы;
-учёт влияния внешних фак-торов на жизнеспособность спермиев;
-соблюдение правил органо-лептического исследования спермы;
-качество микроскопического исследования спермы. Организовывать и проводить искусственное осеменение самок сельскохозяйственных животных. - соблюдение правил личной гигиены и техники безопас-ности при проведении искусственного осеменения;
-соблюдение законодатель-ных актов при организации искусственного осеменения;
-правильность выбора спосо-бов искусственного осеменения;
-соблюдение правил подгото-вительной работы;
-контроль качества прове-денного искусственного осеменения. Вести учётно-отчётную документацию. - анализ оплодотворяемости,
регулярное ведение ежемесячного учёта полученного приплода;
-соблюдение правил оформ-ления документации на пунк-тах искусственного осеменения и племпредприятиях;
-составление отчётов о ходе искусственного осеменения.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Понимать сущность и социа-льную значимость своей бу-дущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - участие в подго-товке и проведе-нии внеклассных мероприятий, не-дели ветеринарии, профессиональных конкурсах, выпол-нение опытничес-ких и исследова-тельских работ,
- встречи с выпу-скниками- ветери-нарными специа-листами;
- качество успевае-мости, Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процес-се освоения образовате-льной программы, оцен-ка качества выполнения опытнических и иссле-довательских работ, ка-чества проведения меро-приятий, показателей общей и качественной
успеваемости
Организовывать собствен-ную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональ-ных задач, оценивать их эффективность и качество. - обоснование вы-бора и применения методов решения профессиональных задач в области ветеринарно-сани-тарной экспертизы
- демонстрация эффективности и качества выполне-ния экспертизы. Экспертное наблюдение и оценка качеств на практических занятиях и лабораторных работах, при проведении учебной и технологической практики.
Принимать решения в стандартных и нестандарт-ных ситуациях и нести за них ответственность. -решение стан-дартных и нестан-дартных задач, профессиональных задач при прове-дении ветеринар-но-санитарной экспертизы и вск-рытии трупов животных. Экспертное наблюдение и оценка качеств на практических занятиях и лабораторных работах, при проведении учебной и технологической практики.
Осуществлять поиск и испо-льзование информации, не-обходимой для эффектив-ного выполнения профес-сиональных задач, профес-сионального и личностного развития. -эффективный поиск необходи-мой информации,
-использование различных источ-ников, включая электронные. Экспертное наблюдение и оценка качеств на практических занятиях и лабораторных работах, при проведении учебной и технологической практики.
Использовать информационно-коммуникационные технологий в профессиональной деятельности-работа на ПК с использованием соответствующих профессиональных программ (Селекс, Коралл- кормление) Экспертное наблюдение и оценка качеств на практических занятиях и лабораторных работах, при проведении учебной и технологической практики.
Использовать информацион-но-коммуникационные тех-нологии в профессиональ-ной деятельности. -работа на ПК с использованием соответствующих профессиональных программ (Селекс, Коралл- кормле-ние). Экспертное наблюдение и оценка качеств на практических занятиях и лабораторных работах, при проведении учебной и технологической практики..Брать на себя ответствен-ность за работу членов ко-манды (подчиненных), за результат выполнения зада-ний. самоанализ и са-мокоррекция резу-льтатов собствен-ной работы, про-явление ответст-венности за работу подчиненных. Экспертное наблюдение при выполнении работ по учебной и технологической практике.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, зани-маться самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. планирование обу-чающимися повы-шения личностно-го и квалифика-ционного уровня. Экспертное наблюдение и оценка качеств на практических занятиях и лабораторных работах, при проведении учебной и технологической практики.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. -обоснование вы-бора новых техно-логий,
-эффективность и качество проведе-ния ветеринарно-санитарной экспертизы,
- эффективность и качество проведе-ния патологоана-томического вскрытия. Экспертное наблюдение и оценка качеств на практических занятиях и лабораторных работах, при проведении учебной и технологической практики.