Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Птицы – наши друзья»


Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Птицы – наши друзья»
Цель: развивать интерес к наблюдению за птицами
Задачи: учить детей связывать условия жизни птиц со способами питания и характерными повадками, уточнять и систематизировать знания детей о зимних и перелетных птиц, активизировать словарь по данной теме. Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.
-Ребята, когда сегодня я пришла на работу то увидела около нашей кормушки птицу, посмотрите, узнали? Да, это дятел. Почему же он стал прилетать к кормушке. Да, действительно становится холодней на улице и насекомых все меньше.
Я знаю, что вы много знаете о птицах. Назовите птиц, которые улетели в теплые края?
Какие это птицы? Все верно, то перелетные птицы. Почему их так называют? (потому что они осенью от нас улетают, а весной прилетают обратно)
Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
А какие птицы остались? (зимующие птицы) Назовите птиц, которые остались у нас на зиму?
А как вы думаете, почему, зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью. И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.
А как мы можем помочь птицам зимой? (ответы детей)
Ребята, скажите, что могут делать птицы? Да, птицы могут летать, петь, клевать, прыгать,
махать крыльями, щебетать, уничтожать вредных насекомых, вить гнезда, откладывать яйца, выводить птенцов. Птицы всегда поражали людей своей красотой, изяществом, пением. Посмотрите, какие они разные: большие и маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки.
Они везде: на озерах, и в пустынях, и в лесах, И все же как не богат мир птиц ,но все же существуют черты, которые объединяют их всех. И мы с вами об это говорили.
Посмотрите на схему (схема анализа характеристики птиц). Это перья, крылья, клюв и размножение
1) Вы никогда не задумывались над словами «пернатые друзья». Почему мы так называем птиц? (ответы детей)
 какие бывают перья? (ответы детей)
 для чего они нужны? (ответы детей)
 где располагаются? (ответы детей)
2) Нас ждет еще такой вопрос:
«А как птицы летают? Почему птицы умеют летать, а люди и животные нет?»
— где птицы летают? (Они летают по воздуху).
3) Человек издавна мечтал летать как птица, поэтому, разгадав эту загадку, он изобрел много летательных аппаратов. Посмотрите на некоторые из них и назовите. (Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением воздушного вида транспорта)
(Ответы детей).
 А теперь сравним нашу модель самолета с птицей.
-Покажите, где у самолета есть сходства с птицей (клюв- нос, туловище – фюзеляж, крылья, ноги –шасси ,хвост) (ответы детей)
А чем же питаются птицы? А какую пользу приносят людям? Много рассказали , молодцы, а загадки отгадаете?
1. Всё время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)
2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
3. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья – белобока, а зовут её ….. (Сорока.)
4. Птичка-невеличка, ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок,
Получается прыжок. (Воробей.)
5. Кто там прыгает, шуршит?
Клювом шишки потрошит?
Голосом речистым, чистым,
«Клё-клё-клё» - поёт со свистом? (Клёст.)
6.Во дворе я - королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна. (Ворона)
 
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь)
Майским вечером, в прохладу,
А в июне и в жару
Вывожу свои рулады
В парке, в роще и в бору.
Эти трели, переливы
Мелодичны и красивы. (Соловей)
Физкультминутка.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем),
Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку (дети показывают движение),
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень (прыжки)
Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса? Каждая своим особым голосом. Давайте послушаем голоса птиц (запись)  
Узнали?… а теперь скажите:
Воробей – что делает? - чирикает
Ворона – что делает? - каркает
Сорока – что делает? - стрекочет
Синица – что делает? - щебечет
Снегирь – что делает? - посвистывает
Дятел – что делает? - трещит
Сова – что делает? – ухает
-А теперь для вас игра «Четвертый лишний»
Я буду называть птиц, а вы скажите какая лишняя. Будьте внимательны!
Посмотрите, у меня конверт, а в нем какие-то интересные знаки. Рассмотрите знаки скажите, что они означают?
-Нельзя разорять гнезда Нельзя шуметь в лесу
-Нельзя разжигать огонь Не разбрасывать мусор
- Сегодня мы вспомнили, чем питаются птицы ,и сейчас изобразим схемами корм для птиц.
- Зернышки и крошки обозначим так:
- Сало, такой схемой :- Ягоды рябины, вот так:
- Остатки пищи, таким символом:
- Воробьи, голуби питаются зернышками и крошками.
- У синицы любимое лакомство не соленое сало.
- Снегири, свиристели и клесты любят клевать ягоды рябины.
- Вороны, галки и сороки питаются остатками пищи.
Дети, я знаю, что вы любите играть. Игра называется «Полет птиц». Правила игры таковы: когда звучит музыка, вы танцуйте, но как только музыка прекратится, вы остановитесь, и выполняете движения: если услышите название зимующей птицы – вы присаживаетесь, а если перелетной – разведите руки в стороны. Будьте внимательны! Раз, два, три – музыка, звучи!
(игра повторяется 3-4 раза)
 Итог занятия:
- О каких птицах мы говорили?
- Почему их так называем?
- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
- Как называется «птичья столовая»?
- Какой корм нужно класть в кормушку?
-Какие птицы любят ягоды рябины?
-А кто любит хлебные крошки и разные семена?
Молодцы, сегодня все были внимательны и активны.
А закончим наш разговор о птицах стихотворением:
Птиц должны мы все любить,
И лелеять и кормить.
Небо – дом для них всегда,
Их подруга, их звезда.
Мы не бросим птиц в беде
И покормим их везде.
Все друзья: природа, люди,
Про пернатых не забудем!