Летний проект для старшей группы Наши зелёные друзья — растения.


Летний проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Наши зелёные друзья –растения»
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция д-ра биол. наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Актуальность проекта: Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Часто дети не обращают внимания на травы и цветы, которые растут в парках, на игровых площадках, зелёных лужайках. Не знают названия этих растений, их лечебных свойств, интересных особенностей, не умеют видеть их неброскую красоту. А потому и не возникает у детей желание их сохранить, а не растоптать. Дети испытывают потребность в общении с природой, они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цель проекта: воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста.
Реализация проекта охватывает образовательные области, рекомендуемые ФГОС: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Проект разделён на три блока: «Цветы», «Овощные культуры», «Лекарственные растения».

Участники проекта: педагог, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Срок проведения: июнь, июль, август.

Предполагаемый результат:
1.Дети разучить стихи о культурных растениях.
2.Дети научаться различать цветы, овощные культуры по определённым признакам.
3.Дети научаться ухаживать за лекарственными растениями на участке детского сада.
Знать их предназначение.

Блок 1. «Цветы»
Задачи:
способствовать накоплению знаний детей о благоприятных условиях, необходимых для роста культурных растений цветочных культур;
закрепить названия цветов;
познакомить с художественной литературой по теме
Июнь
Образовательная область 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Познавательное развитие Беседа с детьми о культурных растениях.
Целевая прогулка на участки детского сада.
Цель: обратить внимание на то, какие цветы посажены на клумбах детского сада.
Дидактические игры «Чудесный мешочек». «Отгадай, что за растение» Экскурсия в сквер.
Цель: познакомиться с культурными цветочными растениями, посаженными в сквере.
Опыты с комнатными растениями для факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений.
Дидактические игры «Кто где живет», Рассматривание иллюстраций цветов с целью сравнения изображений с посаженными на участке.
Наблюдение за почвой на клумбах участка ( необходимость полива) Экскурсия к зданию налоговой инспекции.
Цель: познакомиться с видами цветов, посаженных на клумбах перед зданием.
Викторина «Какие цветы ты знаешь»
Речевое развитие Составление рассказа по схеме «Цветы»
Заучивание стихотворения Е.Серова «Подснежник», Чтение сказки В.Катаев «Цветик-семицветик»,
Заучивание стихотворения Е.Серова «Фиалка» К.Чаддка «Цветок» (расскажи стихотворение руками)
Заучивание стихотворения Е.Серова «Незабудки» Вечер загадок, посвященных цветам
Социально-коммуникативное развитие Рассказ воспитателя «Роль цветов в нашей жизни»
Дидактические игры «Магазин цветов», «Кто где живет(культурные и дикорастущие растения)»
Уход за цветами на центральной клумбе Праздник, посвященный символу семьи- ромашке
Проблемная ситуация «Как отличить ядовитые растения от неядовитых»
Дидактическая игра «Подбери признак» (цветы)
Рыхление на участке земли в цветочных клумбах Дидактические игры «Посчитай цветы», «Узнай растение»
Проблемная ситуация «Как вести себя с насекомыми, сидящими на цветах»
Поливка цветов на участке Конкурс знатоков» (Как хорошо я знаю культурные растения)
Прополка цветника на участке
Физическое развитие Подвижная игра «Я знаю пять названий цветов» Подвижная игра «Ловишки с цветком» Подвижная игра «Кто быстрее посадит цветы» Соревнования между командами «Тюльпан» и «Роза»
Художественно-эстетическое развитие Слушаем музыку и рисуем цветы Выставка поделок цветка ромашка из различных материалов Поделка способом оригами «Тюльпан» Выставка рисунков, изображающих цветы
Блок 2. «Овощные культуры»
Задачи:
Знакомство детей с элементарной огороднической деятельностью;
Знакомство с особенностями развития растений, растущих в огороде;
Закрепление знаний ухода за овощными культурами, привитие трудовых навыков
Июль
Образовательные области 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Познавательное развитие Беседа с детьми о том, как выращиваются овощи «Все начинается с семечка»
Целевая прогулка на огород
Цель: выяснить, какие овощные культуры взошли и требуют ухода
Рассматривание семян овощей
Дидактическая игра «Съедобное- несъедобное» Целевая прогулка на огород
Цель: продолжать наблюдать за овощными культурами, их ростом и созреванием
Дидактические игры «Найди по описанию», «Вершки-корешки»
Опыт по обоснованию зависимости растений от почвы
Дидактические игры «Детки на ветке», Закончи предложение»,
«Подбери признак»
Ведение дневника наблюдений за ростом огурцов Целевая прогулка на огород
Цель: выяснить, какие овощные культуры созрели.
Эксперимент «Определение всех частей растения в дыхании»
Дидактические игры «Почтальон принес посылку», «Чудесный мешочек»
Речевое развитие Сочинение сказок об овощах
Чтение Дж.Родари «Приключения Чиполлино»
Дидактическая игра «Большой-маленький» Сочинение и отгадывание загадок об овощах
Составление описательного рассказа об овощах по плану
Заучивание стихотворения П.Воронько «Зеленый огород»
Составление рассказа об овощах по картинкам
Чтение А.Плещеев «Мой садик»
Дидактические игры «Назови цвет», «назови форму» Рассматривание иллюстраций с изображением сбора урожая овощей и беседа об увиденномЗаучивание стихотворения Г.Сатир «Садовник»
Мини спектакль театра овощей
Социально-коммуникативное развитие Беседа на тему: «Как трудно общаться с садовым инструментом»
Рыхление земли на грядках в огороде
Дидактическая игра «Собери урожай», «Найдите, что опишу»
Поливка овощей на огороде Рассказ воспитателя о пользе овощных культур для организма человека
Дружно прополем грядки Чтение стихотворения С.Михалкова «Вкусный суп». Беседа по прочитанному.
Сбор урожая созревших овощей на огороде
Физическое развитие Подвижная игра «Садовник» Подвижная игра «Огуречик» Подвижная игра «Я знаю 5 названий овощных культур» Подвижная игра «Найди пару»
Художественно-эстетическое развитие Слушание песен об овощах
Рисование овощей Поделка из природного материала «Овощи» (посыпка из сухих листьев) Вышивание на картоне «Овощи» Выставка совместно с родителями поделок их овощей
Блок 3. «Лекарственные растения»
Задачи:
Формирование знаний детей о благоприятных условиях, необходимых для роста культурных растений;
Закрепление названий лекарственных растений и их влияние на здоровье человека;
Воспитание бережного отношения к природе
Август
Образовательные области 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Познавательное развитие Рассказ воспитателя о лекарственных растениях и их влиянии на организм человека Экскурсия на «Лекарственную полянку»
Цель: уточнить, какие лекарственные растения, а какие нет Эксперимент на сравнение строения календулы и василька Рассматривание иллюстраций с изображением лекарственных растений Рассматривание семян лекарственных растений
Беседа с детьми о лекарственных растениях, растущих на Южном Урале
Речевое развитие Чтение М.Пришвин «Рябина краснеет»
Дидактические
игры «Четвертый лишний», «Узнай по описанию» Сочинение описательных загадок о лекарственных растениях
Заучивание стихотворения Е.Серова «Ландыш» Составление небольшого сравнительного рассказа «Кактус и алое» по схеме
Чтение стихотворений С.Есенин «Черемуха», Л.Квитко «Чудо» Заучивание стихотворения Е.Благигина «Одуванчик»
Конкурс стихов о лекарственных цветах
Социально-коммуникативное развитие Путешествие в страну лекарственных растений
Рыхление почвы на лекарственной поляне Дидактические игры «Отгадай, что за растение», «Чудесный мешочек»
Поливаем лекарственные растения Загадывание загадок о ядовитых и лекарственных растениях
Дидактические игры «Посчитай цветы», «Узнай растение»
Собираем семена, созревшие на лекарственных цветах Беседа с детьми о лекарственных растениях, занесенных в Красную книгу
Сбор растений на гербарий
Физическое развитие Подвижная игра «Я знаю пять названий лекарственных растений» Подвижная игра «Бабочки и цветы» Подвижная игра «На цветочной полянке» Подвижная игра «1-2-3-4-5»
Художественно-эстетическое развитие Слушаем музыку и рисуем лекарственные растения Поделка из бросового материала «Мак» Аппликация «Ландыши» Рисование этикеток к лекарственным растениям