Использование компьютера и ИКТ в образовании


Использование компьютера и ИКТ в образованииВыполнила Стрижова Алена ВведениеИспользование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Система образования сегодня развивается в ситуации «шока от будущего», – человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом. В этих условиях школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу учащихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков. Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), поскольку:изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе;ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования;широкое применение ИКТ создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь (Life Long Learning – LLL-парадигма), обеспечивающему постоянную адаптацию к условиям развития информационного общества и экономики, основанной на знании. Основные задачи информатизации системы образованияМодернизация образования предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов – формированиеинформационно-коммуникативной компетентности учащихся.Информационная компетенция предполагает умение:самостоятельно работать с информацией: искать, выбирать, анализировать и оценивать, организовывать, представлять, передавать ее;моделировать, проектировать объекты и процессы, в том числе при взаимодействии с другими, ответственно реализовывать свои планы;принимать решения и действовать в непредвиденных ситуациях, учиться всю жизнь. Основные тенденции развития этой образовательной модели в нашей стране (и в столице, в частности) соответствуют мировым:Сокращается объем осваиваемых школьниками рутинных технологических знаний и умений, связанных со спецификой используемых средств информатизации. Школьники знакомятся с интуитивно ясными средствами стандартного интерфейса, после чего специфические особенности работы с конкретными программными средами и техническими устройствами осваиваются ими самостоятельно в ходе применения.Намечается разгрузка изучения информатики и информационных технологий в рамках отдельного предмета за счет практической отработки умений и навыков (как связанных с применением компьютеров, так и «безмашинных») в ходе изучения всех общеобразовательных дисциплин, во внеучебной и внешкольной деятельности (требующих использования соответствующих умений и навыков).Происходит отказ от обязательного освоения школьниками сред и языков профессионального программирования как составной части общеобразовательной подготовки школьников.Начало изучения информатики переносится в младшие классы школы, что приводит к повышению эффективности учебной деятельности школьников на последующих ступенях обучения, повышению ее интенсивности и тем самым способствует разгрузке учащихся.Расширяется изложение вопросов «социальной информатики» (этические и правовые вопросы работы с информацией). Развитие кадрового потенциала и задачи информатизации столичного образованияРеализация новой модели образования, основанной на использовании ИКТ, предъявляет новые требования к преподавателям и всем участникам образовательного процесса.Прежде всего, процесс модернизации образования может идти эффективно только тогда, когда руководители системы образования региона имеют видение развития системы образования, в котором важную роль занимает информатизация в ее полноценной форме. Это видение должны разделять руководители школ, сотрудники ресурсных центров информатизации, методических центров, в конечном итоге – руководители и работники всех образовательных учреждений. Это видение играет существенную роль и во взаимодействии системы образования с различными структурами власти, с общественностью, бизнесом.Новые требования предъявляются, в частности, к учителю информатики, предполагая изменение его роли и функций. В московской программе развития образования говорится о трансформации роли учителя информатики в роль координатора информационных технологий. Координатор разделяет общее видение процесса информатизации, организует и принимает участие:в разработке программы информатизации образовательного учреждения, вовлекающей наибольшее число его работников;в реализации программы информатизации ОУ, отслеживании потребностей в обслуживании, ремонте, усовершенствовании технических средств, пополнении расходных материалов;в повышении квалификации и методической поддержке работников образовательного учреждения в области использования ИКТ в их работе и, возможно, в других направлениях модернизации образования;во взаимодействии (с руководителем учреждения) с общественностью, структурами управления образованием по вопросам ИКТ. Статус координатора информационных технологий дает возможность школе дополнительно оплачивать работу учителя информатики, если он параллельно с преподаванием информатики решает более широкий круг проблем информатизации школы в качестве координатора информационных технологий.В целом процесс информатизации невозможен без методической поддержки, повышения квалификации, переподготовки и подготовки кадров. Особая важность методической поддержки и повышения квалификации педагогов всех специальностей связана с комплексным характером информатизации, включенной (как указывалось выше) во весь процесс модернизации образования. Переподготовка, помимо этого, важна еще и тем, что большое число учителей информатики не имеет высшего педагогического образования и стремится его получить в рамках переподготовки. Там они могут получить представление об общеобразовательном аспекте процесса информатизации, то самое общее видение, которое столь существенно в этом процессе. Подготовка кадров по всем предметам также должна вестись в рамках общего видения роли ИКТ.Реальная практика применения ИКТ в образовании возникает в работе учителей-предметников. В случае, если возможен перенос возникшей практики в работу других учителей, в инновационном режиме целесообразно использование такого предметника в качестве методиста с оплатой методической работы.Важнейшей чертой повышения квалификации и переподготовки в этой области является упор на практический, проектный характер учебного процесса для учителей, которые фактически повторяют путь учащегося, ведут анализ и делают теоретические обобщения на материале собственной практики.Подбор кадров для работы в области построения информационного образовательного пространства является достаточно сложной задачей. Большинство учителей-предметников не имеет достаточного опыта работы с современными средствами ИКТ и не чувствуют себя достаточно компетентными, чтобы браться за эту работу. С другой стороны, привлекаемые специалисты в области компьютеров обычно не обладают необходимым образовательным видением. Важную роль в процессах информатизации московского образования играют ресурсные центры информатизации, которые действуют в каждом из десяти округов, и опорные учреждения информатизации – образовательные учреждения, реализующие на базе своей основной образовательной деятельности работу по повышению квалификации учителей-предметников и методическую помощь другим учреждениям в форме консультаций, открытых уроков, размещения методических материалов на своем сайте, проведения телеконференций. Система опорных учреждений сформирована в рамках городских экспериментальных площадок Департамента образования города Москвы «Школьное информационное пространство», «Образовательная область Технология». Некоторые из опорных учреждений фактически выполняют роль ресурсных центров уровня муниципального района (управы). В частности, они могут предоставлять свою технику другим учреждениям, обеспечивать ремонт техники других учреждений, методическую поддержку, обучение учителей и учащихся. Работа опорного учреждения базируется на деятельности координатора ИКТ и предметников – методистов ИКТ. Ежегодно на базе таких учреждений повышают свою квалификацию несколько тысяч московских учителей. Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТСовершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;Индивидуализация работы самого учителя;Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;Усиление мотивации к обучению;Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;Обеспечение гибкости процесса обучения. Негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегосяНегативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегосяИспользование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и студентов, студентов между собой - и предлагает им суррогат общения в виде “диалога с компьютером”. В самом деле, активный в речевом плане студент, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ, что особенно характерно для студентов открытых и дистанционных форм образования. В течение всего срока обучения студент занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. В целом орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Студент не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня  уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания. Понятие мультимедиаПонятие мультимедиа, вообще, и средств мультимедиа, в частности, с одной стороны тесно связано с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации и, с другой стороны, лежит в основе функционирования средств ИКТ, существенно влияющих на эффективность образовательного процесса.. Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово "мультимедиа" имеет сразу несколько разных значений.Мультимедиа - это:технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).Разработка хороших мультимедиа учебно-методических пособий — сложная профессиональная задача, требующая знания предмета, навыков учебного проектирования и близкого знакомства со специальным программным обеспечением. Мультимедиа учебные пособия могут быть представлены на CD-ROM — для использования на автономном персональном компьютере или быть доступны через Web. этапы разработки мультимедийных образовательных ресурсов:1. Педагогическое проектированиеразработка структуры ресурса;отбор и структурирование учебного материала;отбор иллюстративного и демонстрационного материала;разработка системы лабораторных и самостоятельных работ;разработка контрольных тестов.2. Техническая подготовка текстов, изображений, аудио- и видео-информаци.3. Объединение подготовленной информации в единый проект, создание системы меню, средств навигации и т.п.4. Тестирование и экспертная оценка Средства, используемые при создании мультимедийных продуктов:системы обработки статической графической информации;системы создания анимированной графики;системы записи и редактирования звука;системы видеомонтажа;системы интеграции текстовой и аудиовизуальной информации в единый проект. Информированность о наличии электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и их использование учителями общеобразовательных ОУ.Анализ использования ЭОР учителями по группам предметов показывает, что лучше всего, как и следовало ожидать, дела обстоят в преподавании информатики и технических дисциплин. Хуже всего – в использовании ЭОР в преподавании предметов начальной школы, где значительная часть преподавателей знает о наличии ЭОР, но, очевидно, не может их использовать из-за отсутствия технической базы. Обращает на себя внимание то, что доля преподавателей математических, естественнонаучных, гуманитарных, социально-экономических предметов и иностранных языков, использующих ЭОР, в 3–4 раза ниже, чем доля тех, кто знает о существовании таких ЭОР. Причины данного явления кроются не только в недостаточной технической базе, но и, как показано ниже, в недостаточной готовности преподавателей. При анализе этих данных следует также иметь в виду, что качественных ЭОР на русском языке пока очень мало.Процент педагогических работников, обладающих навыками работы на компьютере (опрос учителей общеобразовательных ОУ) – 73%.По самооценке абсолютное большинство педагогических работников в московских школах обладает базовыми навыками работы на персональном компьютере под управлением Windows. В том числе педагогические работники:В разной степени владеют базовыми навыками использования компьютера (Windows + Word) – 73%. Это практически совпадает с долей преподавателей, имеющих домашний компьютер – 71%, и говорит о том, что самооценка близка к реальности.Могут самостоятельно использовать компьютер в качестве ТСО (создавать и использовать компьютерные презентации, электронные таблицы, находить необходимую информацию в интернете, вести электронную переписку, подключать к компьютеру периферийные устройства, использовать CD и DVD в качестве носителей информации, загружать и устанавливать программное обеспечение) – 40–45,6%, что непосредственно коррелирует с долей преподавателей, прошедших за последние 5 лет специальную подготовку по использованию ИКТ в образовании – 39%, а также с числом преподавателей, имеющих доступ в интернет из дома – 43%.Готовность человеческого капитала (руководителей ОУ и учителей) к использованию ИКТ в учебном процессе Важнейшие задачи информатизации образования1) повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;9) внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационной культуры специалиста, уровень сформированности которой определяется, во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в профессиональной (образовательной) деятельности; в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы. Тенденции развития информатизации образованияВ настоящее время в развитии процесса информатизации образования проявляются следующие тенденции:1) формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни;2) создание единого информационного образовательного пространства;3) активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий;4) синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования;5) создание системы опережающего образования.Изменяется также содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.В заключение следует отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.