Украшения в жизни древних обществ

МБОУ ДОД «Дом детского творчества№4













«Украшения в жизни древних обществ»






Учитель: Мягких Лариса Викторовна





















Цель: создание эскиза декоративного украшения в древнеегипетском стиле

Задачи:
Дать представление о символике украшений в жизни древних обществ на примере эпохи Древнего Египта.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.


Методы: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Материалы для учителя: презентация по теме урока, иллюстрации.

Материалы для учащихся: бумага А3, гуашь.

Изучаемые понятия: скарабей, лотос, калазирис, схенти, пектораль, браслет.



1.Организационный этап
Здравствуй, солнце, я твой лучик
Здравствуй – я от солнца ключик (хором)

Постановка проблемы
Учитель: Ребята, угадайте, из какой страны я к вам приехала?
Учащиеся: Из Древнего Египта.
Учитель: А как вы догадались?
Учащиеся: По костюму и украшениям.
Учитель: С искусством Древнего Египта вы знакомились в начале учебного года на уроках истории.
Ребята, к нам обратились за помощью. Для артистов школьного театра нужно придумать костюмы и украшения для спектакля на историческую тему. Давайте, поможем своей школе. А для того, чтобы лучше справиться с этой задачей - мысленно перенесёмся с вами в эту волшебную страну, на тысячелетия назад. (Слайд № 1)

2.Изучение нового материала.
Выбор алгоритмов
Стихотворение читает ученик.
На плите,
На саркофаге,
На папирусной бумаге
И на всём, что видит взгляд,
Иероглифы пестрят.
Рыбы,
Звери,
Птицы,
Точки,
Загогулины,
Кружочки
Всё знакомое почти,
А попробуй-ка, прочти!

Египет – родина одной из самых древних культур. Именно с неё вы начинаете изучать историю древних государств.
-Что вы знаете о Древнем Египте?
-Это страна пирамид – усыпальниц фараонов – царей Древнего Египта. (Дети)

О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую одежду носили, мы узнаём, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта.
Египетская одежда на протяжении многих веков остаётся неизменной. В принципе, речь идёт только о двух типах одежды: мужской и женской.
Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами. (Слайд №2)
Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку – схенти, туловище было свободно от одежды.
Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового; бёдра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета.
В живописи и скульптуре красиво контрастирует белая набедренная повязка и красно-коричневый цвет мужского тела. Цвет кожи для мужских фигур был точно установлен в росписях.
(Слайд № 3) В отличие от мужчин женщины и рабы имели кожу другого определённого цвета – жёлтого.
Женский костюм отличался предельной простотой: прямая, длиной до лодыжек, рубашка «калазирис» на одной или двух бретелях.
(Слайд №4) Знаками царского достоинства фараона были подвязная борода, корона, посох, а также полосатый платок – клафт.
Все египтяне тщательно брили волосы, а для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти.
(Слайд № 5) Право носить обувь – простые сандалии из пальмовых листьев, папируса затем и из кожи – принадлежало только фараону, реже его приближённым.
(Слайд №6) Египтянки активно употребляли косметику: красили чёрной краской брови и ресницы, под глазами рисовали широкие зелёные круги, окрашивали оранжевой краской руки и ноги.
(Слайд №7) Египет считается родиной льна. О свойствах и внешнем виде египетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. 240 м тончайшей, почти не различимой глазом пряжи весили всего 1 г. По тонкости египетский лён не уступал натуральному шёлку: сквозь 5 слоёв ткани, надетой на человека, было отчётливо видно его тело.
(Слайд №8) Наиболее почитаем был белый цвет и его оттенки: серовато-жёлтые, кремовые, голубоватые. В одежде использовался узор с обобщённым изображением змея – уреуса, жука – скарабея, ястреба с распростёртыми крыльями.
(Слайд № 9)Традиционным украшением был ускх – воротник-ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга. Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности.
Именно в Египте возникли все виды украшений – перстни, броши, браслеты, диадемы.

Символика Древнего Египта.
Опираясь на знания, полученные на уроках истории, попробуйте определить, что символизируют данные изображения. (Слайды № 10, 11, 12)

Словарная работа.
(Слайд №13)
Запомните, что означают данные слова.
Ответы детей
Учащиеся проговаривают слова вслух.

(Слайд №14) Решите кроссворд.
Угадав все слова, загаданные по горизонтали, найдите ключевое слово, зашифрованное по вертикали.

Разгадывание кроссворда в группах

3.Постановка художественной задачи:
(Слайд № 15)
А теперь, ребята, самостоятельно выполните эскиз традиционного египетского украшения: диадемы, пекторали, браслета и т. п.
В работе вам поможет иллюстративный материал и даже учебники истории.
Выполнение практического задания: эскиз украшения.

4.Завершение урока.
(Слайд № 16)
Египетская пословица:
Все на свете боится времени, но само время боится пирамид.

Подведение итогов.
Экспресс – выставка.


15