Конспект урока по истории на тему Общественное движение при Александре I


















КОНСПЕКТ УРОКА
по теме «Общественное движение при Александре I»
















Подготовила: учитель истории и обществознания
Базыльникова Евгения Александровна
















Тип урока: урок изучения нового материала.

Образовательная цель: сформировать представление о зарождении и развитии организованного общественного движения в России в I четверти XIX в.: предпосылках, формах организации, участниках, целях, особенностях развития.
Воспитательная цель: способствовать воспитанию человека с активной гражданско-правовой позицией, формированию осознания приоритета прав и свобод личности.
Развивающая цель: научить учащихся работать с историческим источником, анализировать программные документы, выявлять причинно-следственные связи, давать оценку историческим событиям и аргументировать свое отношение к ним.

Основные понятия: Конституция, либерализм, приоритет прав и свобод личности.

Оборудование: доска, мел, проектор, экран, ПК, раздаточный материал (рабочий лист и 2 исторических документа), портреты П.И.Пестеля и Н.М.Муравьева, Конституция РФ.

Класс: 8 В

План урока.
Организационный момент.
Формулирование темы урока. Постановка целей.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Физкультминутка.
Изучение нового материала.
Закрепление.
Рефлексия.
Подведение итогов.

План изучения нового материала.
Предпосылки появления организованного общественного движения.
Тайные общества.
Северное и Южное общества:
а) лидеры;
б) конституционные проекты.

Ход урока.
время
Работа учителя
Работа ученика

1 м.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.

Здравствуйте. Подготовка учащихся к уроку.

2м.
Постановка целей.
Слайд 1
Сегодня тема нашего урока «Общественное движение при Александре I».
Мы должны выяснить причины появления общественного движения, познакомиться с историей возникновения Южного и Северного обществ, их деятельностью и содержанием разработанных ими конституционных проектов, познакомится с историческими личностями данной эпохи.
В ходе работы на уроке вы примените и разовьете имеющиеся у вас навыки работы с историческими источниками - конституционными проектами Северного и Южного обществ.
Слайд 2
Для достижения поставленных целей мы будем придерживаться следующего плана.
















План изучения нового материала.
Предпосылки появления организованного общественного движения.
Тайные общества.
Северное и Южное общества: а) лидеры; б) конституционные проекты.

3 м.












Актуализация знаний.
Слайд 3
12 декабря 1993г. была принята Конституция России. Более 20 лет в Российской Федерации действует основной закон, имеющий высшую юридическую силу на всей территории страны.
Почему Конституцию называют основным законом? (применяют знания, полученные в 7 кл. на уроках обществознания и классном часу «20 лет российской Конституции»)
Сегодня главным приоритетом для государства является личность человека, его права и свободы. Эта идея является основной для сторонников общественно-политического учения – либерализма.
Но так было не всегда в нашей стране.








Документ закрепил принципы и структуру государственного устройства, а самое главное права и свободы человека и гражданина в РФ.




10
Изучение нового материала.
Распространение идей либерализма, начавшееся в России во времена Екатерины II, продолжалось затем при ее внуке – Александре I.
Ребята, перед вами я ставлю задачу: определить, какие предпосылки (обстоятельства) способствовали оживлению общественного движения и распространению либеральных идей?
Для решения поставленной задачи у вас будет несколько минут. Вспомните и запишите в таблицу № 1 (I столбец) в рабочих листах либеральные идеи Екатерины II и Александра I.









Екатерина II и Александр I отказались от либеральных реформ. Почему?







Но идеи либерализма были живы в народе.
Как вы думаете, в условиях бездействия правительства, какие формы могло принимать общественное движение?











Работа с таблицей

Знаю
Узнал
Возник вопрос

ЕкатеринаII
Политика «просвещенного абсолютизма», секуляризация, просвещение народа, упорядочила крестьянские повинности в Прибалтике, запрещалась публичная продажа крепостных крестьян за долги, создание Уложенной комиссии.
АлександрI
Воспитание Лагарпа, создание Негласного комитета, реформа образования, 1803г. указ о «вольных хлебопашцах», отмена крепостного права в Прибалтике, реформа М.М.Сперанского, «Польский эксперимент», проект Н.Н.Новосильцева.





Опорой Екатерины II и Александра I являлось дворянство, которое стало оказывать давление на правителей, т.к. либеральные реформы затрагивали их интересы. А также боязнь народного волнения привела к отказу от либеральных идей, к повороту политического курса в сторону укрепления самодержавия.


Варианты: тайные, нелегальные, подпольные организации.


























































2









14
После Отечественной войны и заграничного похода русской армии пришла новая волна общественного движения. Почему? Чем этот этап либерализма отличался от первого (в таблице №1)?



Движение в I четверти XIX века приобретает более массовый характер. Передовая часть общества активно включалось в разработку новых либеральных преобразований. Для реализации данных планов были созданы тайные общества.
Ваша задача прочитать стр.47-48 и запомнить названия тайных обществ, фамилии лидеров, выделить цели, методы их достижения.
Слайд 4
Рассказ учащихся (краткое содержание)
Появились масонские ложа (дворяне, чиновники, купцы).
Цель: просвещение людей.

«Союз спасения» (1816-1818гг.)
Лидер: Александр Николаевич Муравьев
Цель: уничтожение крепостного права, ограничение самодержавия. Путь достижения:
·поддержка либеральных идей правительства или заговор, цареубийство.

«Союз благоденствия» (1818-1821гг.)
Лидер: Александр Николаевич Муравьев
Цель: уничтожение крепостного права, ограничение самодержавия.
Путь достижения: сотрудничество с либеральным правительством, распространение либеральных идей.

«Союз благоденствия»

Южное общество Северное общество
Павел Иван.Пестель Никита Мих. Муравьев
Слайд 5

Физкультминутка







Южное и Северное общества определили свои цели и отразили их в документах.
Перед вами на парте находятся: выдержки из программы «Русская правда» П.И. Пестеля и «Конституции» Н.М. Муравьева.
Ребята, какие основные положения содержит Конституция РФ?


Ребята, давайте представим, что вы являетесь юристами, которым необходимо проанализировать конституционный проект по положениям, указанным в таблице №2 и дать им оценку. При подборе аргумента необходимо ссылаться на пункты, статьи, параграфы, главы документа.
Слайд 6
I вариант работает по конституционному проекту «Русская правда» П.И. Пестеля, II вариант - по «Конституции» Н.М. Муравьева самостоятельно.
























Слайд 7
Проверка.
В чем состоит сходство и отличие конституционных проектов I четверти XIX века?
Существуют ли сходства с действующей конституцией 1993г.?




Варианты:
Офицеры увидели лучшую жизнь (Франция: принята конституция, которая гарантировала права и свободы людям).
Отличие I этапа от II в том, что инициаторами либеральных идей в первом случае были императоры, а во втором – дворяне.







Читают учебник. Определяют названия тайных обществ, фамилии лидеров, цели, метод достижения.

























Биографическая справка о лидерах Южного и Северного обществ (подготовила учащаяся 8 класса)


Широко открыть глаза.
1) Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду.
2) Перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду.
3) Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду.
4) Затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 5 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз - против часовой стрелки.








Верховенство закона, президент-гарант Конституции, разделение властей, провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью и др.












Ожидаемый результат
Конституционные проекты
«Русская правда»
(П.И. Пестель)
Основные положения
«Конституция»
(Н.М. Муравьев)

+
§4, 6, 11, 4)
наличие прав и свобод, равенства
+ гл.1, 1
гл.2, 4
гл.3, 13

+
§6, 11
отмена крепостного права
+ гл. 3,16 и 25

+
ликвидация самодержавия
+ гл.1, .2

Республика
установление ..формы правления / государственного устройства
гл.1, 3
уставное и союзное государство
конституционная монархия

+
8)
разделение властей на три ветви
+ гл.4, 59
+ гл.10, 101



Народное вече 8), 9)
законодательная власть у .
Народное Вече (верховная Дума и Палата народных представителей)
+ гл.4, 59


Державная дума
8), 10)
исполнительная власть у ..
+ гл.10, 101
Правительство (глава император)

Верховный собор
8), 11)
судебная власть у ..
+ Суды гл.3 п.21



Варианты ответов.
Главным положением является приоритет личности человека, его прав и свобод.

3
Закрепление изученного материала.
Слайд 8
1.Каковы причины зарождения организационного общественного движения?
2. Назовите первые тайные общества.
3.Кто является лидером Северного и Южного общества?
4.Каковв главные особенности конституционных проектов I четверти XIX века?

Ребята, скажите, могли ли быть принятыми конституционные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева?
В 1822 г. был издан указ о запрете всех тайных обществ и масонских лож. А через год началось их преследование. Таким образом, становилось неизбежным столкновение просвещенного дворянства с властью. И к чему приведет данная борьба, мы узнаем на следующем уроке, тема которого «Выступление декабристов». Слайд 9





Ответы учащихся







Ответы учащихся





4
Рефлексия.
Ребята, сегодня вы получили новые знания, применили имеющиеся у вас навыки работы с документами. Но я бы хотела уточнить, что конкретно вам запомнилось, а что для вас осталось секретом.
Заполните II и III столбцы таблицы №2.












Проверка.
Подведение итогов.





Знаю
Узнал
Возник вопрос

ЕкатеринаII
Политика «просвещенного абсолютизма», секуляризация, просвещение народа, упорядочила крестьянские повинности в Прибалтике, запрещалась публичная продажа крепостных крестьян за долги, создание Уложенной комиссии.
АлександрI
Воспитание Лагарпа, создание Негласного комитета, реформа образования, 1803г. указ о «вольных хлебопашцах», отмена крепостного права в Прибалтике, реформа М.М.Сперанского, «Польский эксперимент», проект Н.Н.Новосильцева.
Причины зарождения организационного общественного движения.
Историю возникновения первых тайных организаций: Северного и Южного общества.
Лидеров: П.И.Пестеля, Н.Н. Муравьева.
Содержание конституционных проектов.
Сходства и отличия конституционных проектов.




1
Домашнее задание.
Откройте дневники и запишите д/з:
«3» - ответить на 1-5 вопросы после §8;
«4» - составить 5 проблемных вопросов (предусматривается наличие ответов в рабочем листе);
«5» - Написать эссе на тему: «Почему я стал участником тайного общества».

д/з:
«3» - ответить на 1-5 вопросы после §8;
«4» - составить 5 проблемных вопросов (предусматривается наличие ответов в рабочем листе);
«5» - Написать эссе на тему: «Почему я стал участником тайного общества».


15