Конспект урока на тему Общественное движение: либералы и консерваторы (8 класс)

Конспект урока на тему:
«Общественное движение: либералы и консерваторы»

Цель: привить учащимся понимание об общественных движениях в России в XIX веке
Задачи:
обучающая – выяснить, какие особенности существовали в либеральном движении в 50-60-х гг. XIX века, познакомиться с понятием либералы и консерваторы, с идеями консерваторов;
развивающая – продолжить развитие умения работать с текстом, выделять в нем главное, умение объяснять понятия;
воспитательная – воспитать у учащихся уважительное отношение к прошлому своей страны;

Оборудование: учебник по истории России XIX века под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной; раздаточный материал;

План урока:
Особенности российского либерализма середины 50-60-х гг. XIX века;
Тверской кризис 1862 г.;
Изменения в либеральном движении в 70 – нач. 80-х гг. XIX века;
Консерваторы;

Основные термины: либералы (-изм), консерваторы (-изм).

Организационный момент
Проверка ранее изученного материала, работа на знания терминов
Учащимся подготовлены карточки с терминами:
(Сенат, мировой посредник, временнообязанные крестьяне, промышленный переворот, отработки, аренда, подушная подать, издольщина, испольщина, уставная грамота)

Актуализация знаний
Ребята, сегодня на дворе 21 век, общество развивается, не стоит на месте. Скажите, пожалуйста, какие современные партии вы уже знаете?
Отлично, однако, это далеко не первые образовавшиеся партии, до названных вами партий существовало несколько таких политических организаций, которые отстаивали и пропагандировали свои идеи. Сегодня на нашем уроке речь пойдет не о партиях 21 века, а познакомимся с партиями либерального и консервативного толка XIX века – либералами и консерваторами.

4. Изучение нового материала
I. Особенности российского либерализма середины 50-х – начала 60-х гг.
В ходе реформ, проведенных Александром II, столкнулись две основные силы – либералы и консерваторы.
У: Ребята, может, кто-нибудь из вас уже знает, кто это такие?
Либералы (-изм) – это общественно-политическое течение, выступавшее за права и свободы человека и наделение его гражданскими правами
Консерватизм – общественно-политическое течение, направленное на сохранение существующих порядков (запись терминов в тетрадь)
Несмотря на различие их взглядов, эти партии объединяло одно общее положение – преобразование мирным путем, через реформы.
Итак, это только одна из общих черт консерваторов и либералов. Их несколько. (Давайте разберемся, какие еще черты объединяли их. Ребята, прочитайте текст учебника на стр. 166 и выделите общие черты. Самостоятельная работа с текстом).
Таким образом, мы выяснили, что и либералы, и консерваторы выступали за отмену крепостного права и смягчения политического режима.
Начало правления Александра II – рост либерального движения. Были попытки создания новых программных документов. Создателями такого документа стали: Кавелин, Чичерин, Герцен.
«Письмо к издателю» - первый печатный документ русского либерализма. Основные положения: (комментированное чтение и запись в тетрадь)
свобода совести
свобода от крепостного права
выражение общественного мнения
свобода книгопечатания, преподавания
публичность и гласность суда
НО! В документе отсутствовало главное требование либералов. Ребята, вспомните, что это за требование?
Правильно! Основное требование либералов – это введение конституции, которого не было в программном документе. Однако, на это были свои причины и обстоятельства:
либералы считали, что Россия не готова к конституции. Для этого нужно создавать основы гражданского общества;
главная задача либералов – поддержка императорской власти;
Но это вовсе не означало, что либералы отказывались от принятия конституции и введения народного представительства.( запись термин в тетрадь).
Свой вклад в подготовке России к идеям либералов внесли видные либеральные деятели:
М. Н. Катков
А. И. Кошелев

Итак, ребята, мы с вами рассмотрели и выяснили для себя какие особенности были присущи для русского либерализма.
II. Тверской адрес 1862 г.
Однако, в либеральном движении после 1861 г. происходит размежевание.
После 1861 г. – размежевание среди либерального движения (запись в тетрадь)
Причины:
Тверской адрес 1862 г. – предлагали создать собрание выборных всей земли русской, но либералы хотели занять основные места и проталкивать свои идеи, поэтому часть либералов не согласилась с адресом;
Группа петербургских профессоров (Кавелин, Пыпин) осудила действия властей по наведению «порядка» в университете, где произошли студенческие волнения.
Восстание в Польше. Отход Каткова от либералов, он – ярый защитник самодержавия

Размежевание среди либералов
III. Изменения в либеральном движении в 70 – начале 80-х гг.
Основная деятельность развернулась в земствах:
Земства активно подавляли либеральные адреса с требованиями расширения прав, введения гражданских свобод;
Налаживают связь с революционерами;
Используют нелегальные методы борьбы;
Обращение к документу на стр. 174 (2). Вопрос классу: «Кто из ближайшего окружения Александра II предложил внести изменения в политике?»


М. Т. Лорис – Меликов
Ребята, сейчас нам нужно разобраться, по каким причинам либералы не стали ведущей силой.
Причины, по которым либералы не стали ведущей силой:
слабая опора
безграмотность населения
разобщенность

IV. Консерваторы.
Ребята, выпишите из 4 пункта особенности консерватизма.

Д/з: §24, выучить записи в тетрадях, анализ документа на стр. 174 и ответить на вопрос по документу ( К какому направлению принадлежит А. И. Кошелев?)



15