План-конспект урока математики в 5 классе Прямоугольный параллелепипед

МБОУ СОШ №18 им. Б. Б. Городовикова
Учитель математики
Боваева Байрта Анатольевна
Класс 5 «В»
УМК Математика 5 класс, Н.Я. Виленкин и др.
Тема урока: Прямоугольный параллелепипед.
Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме «Прямоугольный параллелепипед».

Задачи:
Обучающие:
познакомить учащихся с понятиями «прямоугольный параллелепипед», «куб» «грань», «ребро», «вершина», «измерения»;
сформировать у учащихся умения
видеть в окружающем мире предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда;
строить прямоугольный параллелепипед.
Развивающие:
расширить представление о геометрических фигурах;
развивать наблюдательность, умения анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры.

Предметные результаты:
Знать:
элементы прямоугольного параллелепипеда
Уметь:
изображать прямоугольный параллелепипед.
Метапредметные результаты:
классифицировать объекты по их признакам;
рассуждать и делать выводы.

Тип урока: формирование новых знаний и умений
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор Дидактические средства собственная презентация, макеты п. п.

Структура и ход урока

Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся (слайд 1-4)
Повторение.
Исключите лишнее (слайд 5)
Отрезок
Прямоугольник
Прямоугольный параллелепипед
Треугольник
Квадрат
(Все фигуру кроме прямоугольного параллелепипеда ранее изучены)
Охарактеризовать каждую фигуру!
Отрезок – это линия, соединяющая две точки, имеет длину – расстояние между этими двумя точками.
Треугольник – геометрическая фигура, соединяющая три точки – вершины треугольника и состоящая из трех отрезков – сторон треугольника. Периметр треугольника равен сумме трех его сторон.
Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые, имеет длину и ширину, чтобы найти периметр прямоугольника нужно сложить длину и ширину и результат умножить на 2. Чтобы найти площадь прямоугольника нужно длину умножить на ширину.
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. Чтобы найти периметр квадрата, нужно длину стороны умножить на 4, а чтобы найти площадь, нужно длину сторону умножить на себя, или возвести в квадрат(вторую степень).
Фигуры в презентации появляются при щелчке на слово в том порядке, в котором их будут называть учащиеся.
Что оказалось лишним?
Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?

Формирование новых знаний
Сегодня на уроке мы поговорим о прямоугольном параллелепипеде.(слайд 6)
Чем это фигура отличается от других перечисленных? (все остальные лежат в плоскости, а п.п. объёмная фигура)
Зачем нужно изучать особенности фигур? (нас окружают предметы, имеющие форму прямоугольника, квадрата и других фигур, а значит полезно знать свойства этих фигур)
Назовите предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда (слайд7)

Рассмотрим элементы прямоугольного параллелепипеда. (слайд 8)
Презентацию сопровождать показом макета п.п.
Поверхность п.п. состоит из 6 прямоугольников, которые называются гранями прямоугольного параллелепипеда.
Нужно запомнить, как называется каждая грань: та грань, которая обращена к нам называется передней, точно такая же грань имеется сзади - это задняя грань, боковые грани - левая и правая. Та грань, которая сверху, называется верхняя, а грань, на которой фигура стоит, называется нижней или основанием.
Что вы можете сказать о противоположных гранях п.п.?(они одинаковы, равны)
Сколько граней у п.п.?(Слайд 9)

Вершины граней – называются вершинами параллелепипеда.
Давайте посчитаем количество вершин.(слайд10)

Стороны граней называются рёбрами.
Сколько рёбер?
Что вы можете сказать о рёбрах окрашенных одним цветом? (слайд 11)
Прямоугольный параллелепипед имеет три измерения – длину, ширину и высоту.
(слайд 12)

Физминутка (слайд 13)
Длина прямоугольника - 5 см, ширина прямоугольника – 2 см
1.Сожмите кисть столько раз чему равна площадь прямоугольника.
2. Хлопните в ладоши столько раз, чему равен периметр прямоугольника
3.Присядьте столько раз, чему равна площадь квадрата со стороной 2 см.

Показать куб.
Является ли эта фигура п.п.?
Чем она отличается от п.п.? (слайд 14)
Куб – это прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны.

Предложить по макету рассказать о п.п., показав его элементы.

Изобразим п.п. в тетрадях. (слайд 15) и обозначим его.

Выпишем названия (групповая работа) (слайд16)
вершин (какой геометрической фигурой является?; как обозначается точка?)
рёбер (какой геометрической фигурой является?; как обозначается отрезок?)
граней (какой геометрической фигурой является?; как обозначается прямоугольник?)
Проверь себя (слайд 13)

Тест с последующей самопроверкой (Слайд 17)
1. Любой прямоугольный параллелепипед состоит из граней. Их у него:
А)12; В)8; С)6.
2. У каждого прямоугольного параллелепипеда есть рёбра. Это:
А)прямоугольники; В)отрезки; С)точки.
3.Прямоугольный параллелепипед, у которого все рёбра равны, называется:
А)куб; В)прямоугольник; С)квадрат.
Ответы к тесту.
1)С; 2)В; 3)А.

Рефлексия (Слайд 19)

Подведение итогов урока. (слайд 18)
Домашнее задание
п. 20
стр. 120, № 789
стр. 121, № 790
15