Развитие творческой активности обучающихся на уроках изобразительного искусства


Тема самообразования: «Развитие творческой активности обучающихся на уроках изобразительного искусства»В условиях демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе на современном этапе все более отчетливо прослеживается тенденция формирования творческой личности. Причем работа по развитию творческих способностей школьника должна проводиться не только в школах с углубленным обучением изобразительного искусства, но и в различных типах современных школ: гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением естественно-математического и гуманитарного цикла - в обычных школах.
В соответствии с современными требованиями к подготовке самостоятельной, активной, гармоничной, инициативной личности, цель моей работы была определена, как развитие творческих способностей детей через индивидуальное видение цвета.
Задачи:
Изучить литературу по проблеме.
Провести диагностику способностей учащихся.
Разработать формы, методы помогающие развитию творческих способностей.
Проблема человека, его сущности волновала и продолжает волновать, представителей различных отраслей знаний. Любая наука - имеет в качестве своей основы некоторый житейский эмпирический опыт людей. Этот опыт связан с традиционной жизнедеятельностью: с их поведением и поступками, с особенностями взаимоотношений и собственной внутренней жизнью.
Так постепенно сложилось представление об особом классе явлений, которые стали именовать психическими.
Их особый, отличный от других характер видели в принадлежности к внутреннему миру человека, к тому, что получило название “душа”.
И хотя люди непосредственно не видят того, что происходит в душе другого человека, но имеют дело с различными фактами поведения, они всегда за внешними проявлениями старались разглядеть психические процессы.
За поступками и действиями усматривались намерения, мотивы, ценности. Внутренний мир ребенка складывался из многих факторов. В психологии их определили и обозначили давно, к ним относятся: склонности, способности, задатки индивидуальности, темперамент, характер, мотивы, ценности. Изучали и раскрывали эти понятия такие психологи, как Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, С.Л Рубинштейн, А.И.Леонов, Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов, В.С.Мухина и др. Вопросы развития творчества, влияние на этот процесс заданий на цветовое решение раскрывали в своих исследований следующие педагоги: О.Е.Колоколова, И.В.Баранина, О.С.Жох, Т.И.Артемьева, Н.Н.Ростовцев, А.Е.Терентьева, В.С.Кузин.
Особое место ученые отводят чувствам. Существуют закономерности чувств, они описаны в общей психологии, но, к сожалению, в большинстве случаев они относятся, только к жизни взрослых людей. Чувства в жизни человека говорят ему о восприимчивости его к изменениям – в нем самом и окружающем мире.
Обычно человек (ребенок) погружен в свои чувства, он их проявляет и переживает как свое естественное качество.
Сказать о себе “Я чувствую” очень непростая задача, сказать о чувствах другого человека еще сложнее. Значит, у человека чувства не только часть его природной, телесной жизни, у него есть еще и особая связь, связь его Я с его же собственными чувствами.
Я разрешает или запрещает проявление чувств. Я борется с чувствами или создает их. Такое непростое Я, которое и обнаружить-то нелегко.
Существует много способов выражения свих чувств и эмоций. В зарубежной и отечественной педагогической психологии хорошо известны и успешно используются компенсирующие возможности занятий изобразительным искусством. В.С.Мухина определила, что именно рисование выражает определенные результаты психического развития ребенка, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей. Эта перестройка, в частности, связана с тем, что в ходе изобразительной деятельности ребенок усваивает графические знаки, как знаки культуры. Данное обстоятельство оказывает существенное влияние на его восприятие, мышление, память, воображение, т.е. развитие творческих способностей. В США, например, занятия изобразительным искусством используются, как эффективное средство, компенсирующее недостаток творческого мышления в других сферах образования. Когда ребенок начинает рисовать, он открывает для себя еще один способ познания мира. Рисуют не руки, а талант, духовная способность, а руки лишь подчиняются. Потому что сила творчества заключена не в самих руках художника, а в его духовном мире.
Поставленная учителем цель развития творческих способностей личности останется только декларацией, если не будет найден надежный способ контроля, диагностики и развития этих способностей.
I. Теория
Прежде, чем говорить о теории развития творческих способностей детей в практической деятельности, необходимо определить понятие “способности”, т.к. каждый ребенок талантлив от рождения, каждый фантазер и выдумщик, только впоследствии он теряет эти способности, потому что их вовремя до конца не развили.
- “У меня нет воображения”, - говорим мы, будучи взрослыми. Просто мы его спрятали в детстве за не надобностью, не стали развивать дальше. Мы перестали видеть окружающий мир, искусство, красоту, которые нас окружают и перестали их понимать, когда теряли свою фантазию и воображение.
Способности это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
По мнению Б.М. Теплова, В.М. Русалова “способности” существуют в постоянном развитии. Только благодаря постоянным упражнениям, связанными с систематическими занятиями, такими сложными видами человеческой деятельности, как художественное творчество и техническое, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Творческие способности - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.
Подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. За рубежом для характеристики творческих способностей личности чаще всего используют понятие “креативности”. Креативность - способность порождать множество оригинальных идей. Более того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мышления и креативности личности весьма сходны.
В отечественной педагогике творчество и творческие способности рассматриваются более широко и гибко. Только творческое мышление не отражает всех аспектов творческой направленности личности. В творчестве не менее важно и восприятие, и воображение, тем более - фантазия.
Одним из первых суть творческого мышления попытался раскрыть Гилфорд, выделив как его важнейшие составляющие оригинальность, новизну и гибкость высказываемых идей. Другие попытки определить творческое мышление были, скорее всего, различными вариантами теории Гилфорда и по содержанию очень близкие к ней.
В оценке творческих способностей в отечественной педагогической психологии относительно устойчивы у разных авторов критерии быстроты, легкости, гибкости и оригинальности выполнения предлагаемых заданий:
быстрота и легкость проявляются путем подсчета количества ответов, идеи или решения задачи за отведенный промежуток времени,
гибкость - количество переключений с одного класса объектов на другие,
оригинальность оценивания по частоте данного ответа в однородной группе (школьники одного класса).
Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета. Научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.
Помогают развитию чувства цвета занятия живописью. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение различных оттенков - все это процессы, в которых много приятных ощущений. Я считаю, наиболее эффективным развивать творческие способности детей на занятиях по живописи.
II. Применяемые практические методы и результаты исследований развития творческих способностей обучающихся.
На первом этапе работы я провела диагностику учащихся, чтобы распределить учащихся на две группы:
1. дети, легко осуществляющие мыслительную деятельность “Мыслители”.
2. дети легче осуществляющие художественную деятельность “Художники”.
Тест: “Мыслитель или художник” (Приложение 1)
Данный тест широко применяется для диагностики творческих способностей обучающихся.
На втором этапе исследования использованы цветовые тесты, задания, игры, с помощью которых я определяла степень развития творческих способностей по показателям, предложенным психологом П.Торранса:
скорость и беглость - количество ответов, быстрота выполнения задания
гибкость - степень разнообразия ответов
оригинальность, - редкость идеи, не стандартные решения
тщательность разработки идеи (разработанность)- детализация ответов
Тест: “Цветные зонтики”
Предлагается задание для диагностирования внутреннего мира ребенка.
Детям предлагалось следующее: “Нарисуйте своим любимым цветом, которым вам хочется сегодня рисовать, зонтик, сделать растяжку выбранного цвета от самого темного до самого светлого”. “Рисунок 1”Тест: Игра “Закорючка”
Ребенку последовательно предъявляются десять рисунков - закорючек. В его задачу входит каждый раз зарисовывать закорючку так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ, и раскрасить получившийся образ цветом, которым ему хочется сегодня рисовать.
Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребенка. “Рисунок 2”Тест: “Я чайник”
Детям предлагается изобразить себя в роли одушевленного образа чайника и раскрасить его цветом, не смешивая краски без палитры.
Это тест-задание полно отражает способность ребенка мыслить образно. А также с помощью цветового решения можно выявить некоторые особенности личности. “Рисунок 3”Тест: “Тайна отпечатков”
Ребенок доложен задумать определенный образ и в соответствии с этим расположить на листе цветовые пятна. Далее поменяться с соседом работой, и отгадать задуманный им образ.
Это задание является наиболее показательной при определении способностей учащихся воображать и находить образ. Бесконечное разнообразие цвета и фактура отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов. По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: скорость, гибкость, оригинальность. “Рисунок 4”Тест: “Орнамент”
Создать свой орнамент, используя геометрические фигуры и раскрасить самыми любимыми цветами (красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, фиолетовый) и подписать работу. “Рисунок 5”Тест: “Маэстро”
Дети выступают в роли великих художников живописи:
Задание №1. Скомпоновать слова в четыре группы, по определенным признакам:
Чувства Персонажи Состояния Место
Радостный Ребенок Дождь Дворец
Счастливый Старик Снег Лес
Печальный Молодая девушка Солнце Горы
Дружелюбный Бабушка Ветер Пустыня
Сердитый Солдат Вечер Комната
Озабоченный Путешественник Утро Сад
Испуганный Моряк Полдень Цирк
Спокойный Индеец Ночь Поле
Завистливый Призрак Буря Дорога
Героический Лошадь Шторм Река
Удивленный Кот Сумерки Море
Таинственный Собака Туман Замок
Задание №2. Выбрать из каждого столбца какое-нибудь слово, подбирая их смысловые значения, и нарисовать картину, которая возникнет в их воображении на основе четырех слов. Особое внимание обращается на цветовое решение замысла, чтобы цвет передавал чувства, соответствовал словам, которые выбирают ребята. Используются разнообразные художественные материалы.
Данное тестирование позволяет определить душевное состояние ребенка в данный момент времени.
Задание является завершающим и наиболее показательным с точки зрения художественной направленности мышления и творческих способностей детей.
Цветовые тесты-задания, игры позволяют четко фиксировать динамику моциональных состояний. Проведение тестов дает возможность понять, что каждый из нас не обречен, любить один единственный цвет. Наши цветовые пристрастия зависят от: возраста, настроения, сезона, погоды, здоровья, характера, имени. Проведенные тесты показывают, что работы “детей-мыслителей” наиболее реальны, скудны по изображению, достаточно ограничены и просты. В тоже время “художники” проявляют больше фантазии, воображения. Их работы отличались разнообразностью, сложностью образов и быстротой выполнения.
Далее на 3 этапе своей работы я использую задания цветового характера, направленные на развитие творческих способностей. Дети не ограничены в выборе цвета, цветовое решение осуществляют самостоятельно, в соответствии с уровнем своих творческих способностей и внутренним состоянием в данный момент времени. “Рисунок 6”Задание: “Фантазеры”.
Агглютинация - соединение несоединимых в реальности качеств и свойств (задумать слова арбуз - электричество - рыба; в действительности не соединяемые, но дети могут нарисовать электрического кота с арбузом вместо головы, туловищем в виде рыбы и двумя глазами - лампочками). “Рисунок 7”Задание: “Волшебник”.
Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета (муха с большими глазами, в которых отражается мир; кит, на нем огромные города). “Рисунок 8”Задание: “Дизайнеры”.
Учитель предлагает выполнить аппликацию животных, с помощью различных геометрических фигур. Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Это могут быть и “геометрические” птицы. Предлагаемое задание достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности “достраивания”, “продолжения” линейного образа. “Рисунок 9”Задание: “Бегемотик Буби-Бу”.
При проведении данного задания учащиеся слушают сказку Е.Каргановой “Бегемотик Буби - Бу” и передают ощущения главного героя через цвет. “Рисунок 10”Задание: “Волшебные краски”.
Схематизация - сглаживание различных предметов (кувшин - змея; чашка - цветок) и их превращение в различные образы. “Рисунок 11”Задание: “Что попало в сети”.
Учащимся предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа линию, проводя ее в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сетке свой улов: предметы, человека, животных. Найденный образ надо заштриховать тем цветом, который отражает их сегодняшнее настроение. “Рисунок 12”Выводы.
Таким образом, в процессе проведенной работы получились интересные результаты. Если во время проведения тестов у ребят “мыслителей” возникали трудности, им требовалось больше времени на работу, рисунки были менее интересны, образы просты и реальны, то при дальнейшей работе, направленной на развитие творческих способностей разница в работах детей первой и второй группы почти исчезла.
Работы “мыслителей” стали разнообразней, интересней, оригинальней, более творческими. Цветовая гамма стала богаче и насыщенней, исчезла сдержанность в цвете, появилась способность видеть оттенки цветов и их взаимодействие, что говорит о развитие их фантазии, воображения и мышления, а также улучшений в эмоциональной сфере ребенка.
Необходимо на занятиях по изобразительному искусству применять данные задания для развития творческих способностей детей, так как учитель должен не только обучать ребенка, но и понимать и раскрывать его внутренний мир, который перенасыщен разными эмоциями, зачастую не только положительными.
Следовательно, работа, направленная на развитие творческих способностей состоялась и принесла положительный результат. Использованные методики достаточно эффективны и, на наш взгляд, имеют большое будущее, так как способствуют развитию и становлению тех необходимых качеств: активность, мобильность, самостоятельность, творчество, которые диктует нам новая образовательная парадигма на современном этапе развития.
Список использованной литературы:
Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.
Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.
И. П. Волков. Художественная студия в школе
6. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.
7. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе
8. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:
Просвещение,2006
9. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:
Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995
10. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках
искусства.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.
12. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
13. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.
3-е изд. М., 1998.
14. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.
15. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:
учебник. 3-е изд. М., 1997.