Конспект занятия для детей с гиперактивностью и дефицитом внимания


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С РЕБЁНКОМ
Задачи:
 развитие внимания;
 развитие мелкой моторики;
 снятие психоэмоционального напряжения;
 развитие эмоционально - выразительных движений;
 развитие усидчивости.
Приветствие. Глядя в глаза ребёнку произнести следующую фразу: «Николай, приятно с тобой увидеться», аналогичным образом ребёнок здоровается с психологом.
Обсуждение правил, системы поощрений и наказаний.
1. Корректурные задания.
Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения.
Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ. Для их проведения потребуются любые печатные тексты, карандаши и ручки. Для детей младшего школьного возраста желательно использовать тексты с крупным шрифтом. Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 минут (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев.
Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.
По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п., все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.
По итогам подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания – 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков – слабая концентрация.
Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:
1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере.
2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести веселые «штрафы»: столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т.п.
3. Норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно равняться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.
4. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 минут.
5. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.
2. «Слушай хлопки»: психолог договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно маршировать на месте, два хлопка - стоять на одной ноге (как аист), три хлопка - прыгать (как лягушка). Можно импровизировать-менять команды и задания. Например, один хлопок – присесть, два хлопка- подпрыгнуть, три хлопка-руки в стороны и т.д.
3. «Ласковые лапки». Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; психолог объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Подобное упражнение: Взять несколько предметов(5-6),можно фигурки из киндеров, фигурки животных, сложить в мешочек плотный. Предварительно дать ребенку потрогать каждый предмет и описать, какой он по форме, структуре, объему. Брать по одному, не вынимая наружу, отгадать предмет. За каждый неверно отгаданный предмет «наказание» - сколько неверных ответов-столько раз подпрыгуть на одной ноге, присесть, прокукарекать и т.д.
4. Глазодвигательные упражнения.
- Написать глазами цифры от 0 до 9.
5. Упражнение «Слушаем и выполняем». Ребёнок марширует под музыку. В ходе марширования психолог произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Ребёнок реализует движение в соответствии с командой.
Команда Движение
«Зайчики!» прыгает, имитируя движения зайца.
«Лошадки!» ударяет ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом.
«Раки!» пятится как рак (спиной).
«Птицы!» бегает, раскинув руки.
«Аисты!» стоит на одной ноге.
«Лягушки!» Присесть и скакать вприсядку.
6. «Найди отличие». Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее психологу, а сам отворачивается. Психолог дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем психолог и ребенок могут поменяться ролями.
7. «Собери картинку». Дается ребенку пазл, сначала с небольшим количеством деталей, с постепенным увеличением количества пазлов.
8. «Конструктор». Собирать начинать с простейших фигур, с постепенным усложнением конструкций.9. Упражнение «Подари улыбку». «Николай, я дарю тебе улыбку», аналогично ребёнок передаёт улыбку психологу.
10. Заключительный этап. Психолог просит ребёнка сказать, что ему понравилось, и что не понравилось. До свидания, до новых встреч.